Задания по функциональной грамотности
материал по технологии

Свинаренко Елена Алексеевна

Примеры заданий по формированию  функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Формирование функциональной грамотности на уроках технологии в соответствии с ФГОС»

Современная система образования подразумевает реализацию требований ФГОС. Главной целью стандартов является развитие личности каждого учащегося, формирование важных и необходимых для успешной жизни компетенций, формирование творческой и критической личности, способной не только генерировать, но и реализовывать в жизни свои идеи, умеющей работать в коллективе, а также адаптироваться к условиям и требованиям современного мира.  Именно из-за высоких требований к компетенциям, знаниям и способностям человека,  развития глобального информационного общества,  тема формирования функциональной грамотности становится все более и более  актуальной.

Современная школа должна воспитать и обучить такого учащегося, который сможет легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного мира,  стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности, сможет ориентироваться в потоке информации, находить правильные решения для возникающих проблем и ситуаций, а также уметь взаимодействовать с окружающими на высоком уровне.

 Современными учеными доказано, что качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многообразной человеческой деятельностью. Простыми словами, способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач. В соответствии с новым словарем методических терминов и понятий «функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Проблема формирования функциональной грамотности  у учащихся состоит в том, что ни педагоги, ни школьная система не были нацелены и готовы  к формированию данной компетенции, возможно, не обладали достаточными знаниями и умениями, но это также может быть связано с тем, что ранее целью обучения было получение знаний, умений и навыков, а не формирование различных значимых компетенций, способствующих успешному функционированию личности  социуме.

Именно от профессионализма педагога, знаний относительно понятия и методов формирования новых компетенций (включая функциональную грамотность) в соответствии с ФГОС зависит будут ли сформированы эти   компетенции у учащихся.

Согласно исследованиям для формирования функциональной грамотности в школе необходимо:

-создавать условия для приобретения опыта реальной деятельности;

-умение ориентировать учащихся на решение практических задач;

-развитие навыков самообразования;

-способствовать развитию аналитических способностей;

-умение работать с информацией;

-активное использование проектных, исследовательских и творческих работ;

- частная работа в группе и команде;

 -организация индивидуального образовательного маршрута;

- развитие навыков рефлексии и «обратной связи»;

Основные направления формирования функциональной грамотности:

 • Математическая грамотность

• Читательская грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

• Глобальные компетенции

• Креативное мышление

На уроках технологии возможно формирование всех направлений функциональной грамотности, т.к. данный предмет имеет огромное количество метапредметных связей.  Формирование функциональной грамотности на уроках технологии имеет огромное значение, т.к. деятельность, осуществляемая на уроке, носит практический характер и тесно вязана с навыками, необходимыми каждому в реальной жизни.

Отличительные черты функциональной грамотности:

- направленность на решение бытовых проблем;

- ситуативная характеристика  личности - показывает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

- имеет связь с решением стереотипных задач;

- это всегда некоторый элементарный уровень навыков чтения и письма;

В практике работы учителя на уроке важно использовать современные образовательные технологии и методы, подходы:

- системно-деятельностный подход;

- здоровьесберегающие технологии;

-продуктивный характер учебной деятельности на уроке;

- обучение критическому и творческому мышлению;

-использование ИКТ-технологий;

-исследовательская и проектная деятельность;

-осуществление метапредметной интеграции;

- обучение талантливых и одаренных учеников;

-учебно-практические задания;

-работа в парах и группах (формирование коммуникативной компетенции) и др.

Для  формирования функциональной грамотности учеников на уроках  можно использовать следующие этапы работы при выполнении задания:

  1. Планирование и организация деятельности.

После того, как педагог выбрал задание, которое станет основой для формирования функциональной грамотности. Педагог ставит цель и задачи, выбирает направление работы. Педагог мотивирует учащихся заняться самостоятельной поисковой деятельностью (например, в тексте по теме найти нужную информацию и проанализировать ее), заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу. Дети обсуждают идеи для реализации задания. В группах или парах составляется план работы и сроки ее реализации. Учащиеся распределяют обязанности и задачи между собой.

  1. Практический этап

В процессе выполнения практической части формируются необходимые компетенции: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, «оттаиваются» организационные умения и навыки. В процессе учащиеся учатся анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах, контролируют ход и результат работы, корректируют свою деятельность. Функциональная грамотность формируется в следующих аспектах: взаимодействие при работе в группах, в коллективе, умении договариваться.

  1. Итогово-аналитический этап (рефлексия)

В результате проделанной работы происходит переработка и систематизация имеющихся знаний, учащиеся самостоятельно делают  выбор и отвечают за него, учатся делать выводы, формулировать их. Анализируют умение взаимодействовать при работе в группах, в коллективе. Формируют умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.

Благодаря правильно подобранным целям и формам работы по формированию функциональной грамотности происходит развитие и становление личности учащегося. Школьники учатся самостоятельности, планировать, анализировать и корректировать свою деятельность. У них формируется внутренняя самооценка, повышается учебная мотивация учащихся и формируются необходимые компетенции.

Используемая литература

  1. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
  2. Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Фарахутдинов Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 244 с.
  3. Шалашова М.М., Шевченко Н.И., Махотин Д.А. Подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования: новые модели  повышения квалификации педагогов (обучение школьных команд). М.: МГПУ, 2017. 88 с.



Предварительный просмотр:

Задание: «Семейная экономика».

Задания для учащихся:

1.  Рассчитайте стоимость обоев и их количество, необходимое для оклеивания комнаты, имеющей размеры стен: длина – 8м, ширина – 5м, высота – 2,6м. Стандартные размеры рулонов обоев таковы: длина – 10,5м, ширина – 50 см. Стоимость одного рулона обоев – 125рублей.

2.  Рассчитайте стоимость покраски пола комнаты, имеющей площадь 18м.кв. Расход краски на 1м.кв. площади составляет 125г. Стоимость банки краски весом в 2 кг  – 110рублей. Определите расход краски на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Индивидуальные дидактические задания, ролевые задания и игры на материале УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для 3-4 классов

Методическая работа содержит примеры индивидуальных дидактических заданий, ролевых заданий и игр в начальной школе. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361484","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Если мы хотим дать подрастающему поколени...

Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки

. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...