Технологическая карта к уроку "Речевая практика"
план-конспект урока (3 класс)

Описание технологической карты урока "Речевая практика", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Инсценировка  сказки «Три медведя».

Цель: обыграть сказку, сделать это выразительно, по ролям сопровождая  нашу речь движениями.

- усвоить уроки этой сказки.

Задачи:

Образовательные:

  • Коллективное рассказывание сказки;
  • Активизация речевой деятельности учащихся, путём проведения инсценировки сказки;
  • Упражнения в интонационных и жестово- мимических способах передачи поведения героев сказки;
  • Через элементы театрализации дать возможность учащимся выразить свои  чувства, эмоции, фантазии.

Коррекционно- развивающие:

  • развивать мимическую активность;
  • побуждать детей к активному общению, умению строить диалог;
  • способствовать развитию подражательным навыкам, повадкам животных, их движениям, голосу.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения между детьми, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
  • воспитывать интерес к сказкам к устному народному творчеству.

Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап – вводно-организационный, мотивационно-побудительный (мотивация к деятельности);

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая);

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);

Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: загадки, картинки с изображением героев. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, игровой персонаж, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, физминутка, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.

Планируемый результат:

В ходе данного интегрированного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой, физической деятельностях.

- Пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний;

- Усвоить уроки сказки;

- Выражать свои  чувства, эмоции, фантазии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема

Инсценировка  сказки «Три медведя»

Учебно-методический комплект

Сюжетные картинки к сказке «три медведя» , учебники «Речевая практика»

Интеграция областей

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа

Чтение сказки «три медведя»; разучивание ролей , рассматривание иллюстраций, обсуждение характеров героев,  разгадывание загадок.

Используемый материал

Ноутбук, мультимедийный проектор, карточки, учебник «Речевая практика», декорации к сказке, атрибуты, костюмы героев сказки

Возраст детей

9- 10 лет

Тип занятияе

Комплексное

Методы и приемы

Художественное слово, беседа, физкультминутки, музыкальное сопровождение.

Задачи

Развивающие

  • развивать мимическую активность; побуждать детей к активному общению, умению строить диалог; способствовать развитию подражательным навыкам, повадкам животных, их движениям, голосу.

Воспитательные

  • воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения между детьми, учить согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать интерес к сказкам к устному народному творчеству.

Образовательные

Коллективное рассказывание сказки; активизация речевой деятельности учащихся, путём проведения инсценировки сказки; упражнения в интонационных и жестово- мимических способах передачи поведения героев сказки; через элементы театрализации дать возможность учащимся выразить свои  чувства, эмоции, фантазии.

Индивидуальные

  • Обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих признаки животных - медведя
  • Способствовать стимулированию активных ответов
  • Развивать умение концентрировать внимание на объекте

Этапы деятельности, занятия

Цели

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный

мотивация к деятельности

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Закрепление у детей знания о сказках, развивать слуховое внимание и мышление.

(Сказочная музыка «В гостях у сказки»).)

-Здравствуйте ребята. Все тихонько быстро встали, подравнялись и собрались. Скажем : «Здравствуйте» друг другу, и посмотрим на столы. Всё что нужно принесли? А теперь тихонько сели, на меня все посмотрели.

Кто мне скажет какой урок у нас сейчас будет?

- Мы приготовились к уроку «Речевая практика».

- Чему мы учимся на уроках «Речевой практики»?

- Учимся красиво и правильно говорить.

- Для чего вам это пригодится?

- Для того чтобы мы могли общаться с друг другом.

- Чтобы говорить чётко и красиво мы подготовим ваш язычок, поэтому проведём артикуляционную гимнастику.

Цель: учимся правильно произносить звуки.

Упражнения:  "Качели", «Вкусное варенье», «Лошадка».

Упражнение на дыхание (надуваем шарик, спускаем воздух)

Сообщение темы и плана урока.

Сегодня на уроке мы будем инсценировать сказку; определять, играть и оценивать героев сказки.

 

(музыкальное  и мультимедийное сопровождение).

- Далеко- далёко, раскинулось царство необъятное государство «Страна сказок»! Прекрасная страна! Деревья там, самые причудливые, горы самые высокие. Терема самые прекрасные, а чудовища самые ужасные.

- Ребята, сегодня нам предстоит большое путешествие в сказку. Хотите узнать, в какую? Тогда отгадайте загадку

 

Загадка.

Возле леса на опушке.

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?  (Три медведя.) 

Эмоционально включает в действие, вовлекает в совместную деятельность.

Поощряет детей к совместной игровой деятельности.

Активизирует знания и представления о медведе.

Показывает последовательность действий.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Сосредотачивают внимание.

Вживаются в игровую ситуацию.

Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Отгадывают загадки.

Вживаются в игровую ситуацию. Выполняют действия по образцу воспитателя.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

2.Основной

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая.

Актуализировать знания детей, развитие мышления.

Развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.

Развитие мышления.

Развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними.

- Как вы догадались, это сказка «Три медведя».

Давайте вспомним героев этой сказки.

 (На экране появляются картинки с героями сказки. Дети дают характеристику героям сказки).

На экране появляется картинки:  Михайло Ивановича, Настасья Петровна и Мишутка.

-Дети вы правильно определили героев сказки, а сейчас мы с вами воспроизведём события этой сказки, а вы мне в этом поможете.

- Далее мы обыграем её и постараемся сделать это выразительно, по ролям, сопровождая нашу речь движениями и усвоим уроки этой сказки.

- Прослушайте начало сказки.

Учитель: -Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к одному лесному домику. Дверь была отварена: она посмотрела внутрь, видит, в домике никого нет, и вошла точка.

(Продолжают  дети :воспроизводят и инсценируют).

 1 реб. В том домике жили три медведя. Один медведь был Отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый.

2 реб. Другой была медведица. Она была поменьше, звали её Настасья Петровна.

3 реб. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

Учитель: В то время медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было 2 комнаты: одна столовая, другая спальня.

4 реб. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка большая, очень большая, была Михайло Ивановича.

Учитель: вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны: третья синенькая чашечка, была Мишуткина.

6 ребёнок: Возле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Учитель: Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой чашечки, и эта похлёбка оказалась лучше всех.

7 реб. Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, другой поменьше, а третий маленький.

Учитель: Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул- на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась- так было хорошо.

Стульчик сломался, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую комнату. Там стояли три кровати; одна большая- Михайлы Ивановича, другая средняя- Настасьи Петровнавны и маленькая- Мишуткина.

Девочка легла в большую- ей было слишком просторно; она легла в среднюю- было слишком высоко; а маленькая кроватка пришлась ей в самый раз, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и стали обедать. Большой медведь взял свою чашку и заревел страшным голосом: - Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко: - Кто хлебал из моей чашки? А мишутка увидел свою чашечку и запищал: - Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал? Михайло Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: - Кто сидел на моём стуле и сдвинул его? Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: - Кто сидел на моём стуле и сдвинул его?

Мишутка увидел свой стул и пропищал: - Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи вошли в другую комнату.

- Кто ложился в мою постель и смял её? – Заревел Михайло Иванович страшным голосом.

- Кто ложился в мою постель и смял её?- Зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишутка подставил скамеечку полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: - Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал: - Вот она! Держи её! Вот она! Держи её!

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. Медведи не догнали её.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Индивидуальное обращение к каждому ребенку.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Поощряет детей к высказыванию.

Демонстрирует движения по тексту игры.

Поощряет физическую активность детей.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию).

Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем.

Поощряет детей к высказыванию.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Помогает в решении задачи. Ставит цели индивидуально детям, которые отвечают их интересам и потребностям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям.

Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес.

Выражают различные эмоции посредством мимики.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Активно играют с персонажем, наблюдая за действиями воспитателя и других детей.

Вживаются в игровую ситуацию.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Сосредотачивают внимание на персонаже, выражают свои мысли, предположения.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Входят в проблему. Проявляют сопереживание герою, выражают различные эмоции посредством мимики.

Располагают детали в соответствии с заданием. Индивидуальные ответы детей по решению проблемы.

Активизация речи и мыслительных процессов детей в период решения задачи, располагая детали в соответствии с заданием.

Закрепление знаний и выражение своих знаний и мыслей.

Активное включение в совместное обсуждение, игровую деятельность с взрослым и детьми.

Умение работать по образцу, следовать очередности действий.

Расставить картинки в нужном порядке по сюжету сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации в учебнике

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям.

Располагают детали в соответствии с заданием. Индивидуальные ответы детей

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

Закреплять в речи детей названия обобщающих слов: мебель, посуда; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

- Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнём.

Физ. минутка.

Вышел мишки из берлоги, отлежал бедняга ноги, приседает, топает и в ладоши хлопает.

Воробьишка чик-чирик! Да по веткам прык,прык,прык. Старый ворон Кар! Кар! Кар!

Звери все кричат – кошмар!

Утки серые плывут, дружно лапками гребут. Зайка серый скок да скок в густой лесок.

Кто летит, а кто бежит, еж под елочкой дрожит.

Молодцы!

Ребята давайте подведем итоги нашего урока!

Мы ставили цель: инсценировать сказку, как вы думаете мы обыграли эту сказку хорошо, выразительно?  

Итак, ребята, любая сказка чему- то учит.

Скажите: Чему научила нас сказка «Три медведя».

Можно уходить в лес без взрослых?

Почему нельзя? Покажите мимикой, что это плохо

Можно заблудиться, потеряться. Могут покусать дикие звери, можно отравиться ягодами или грибами).

.

Вывод: ходить в лес можно только со взрослыми!

Маша зашла в дом без приглашения это хорошо или плохо?

Правильно –это плохо.

Нельзя входить в чужой дом, в чужой класс без приглашения.

Маша съела Мишуткину кашу, сломала стульчик, помяла кроватки – это хорошо или плохо?

Правильно, нельзя брать чужие вещи без разрешения, нельзя ломать что-то, ну уж если так получилось, то что нужно сделать(починить, навести порядок, извиниться).

Надеюсь вы усвоили уроки этой сказки?

7. Домашнее задание.

-Дома нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.

Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Выражает признательность от лица персонажа.

Организует, вовлекает детей в совместную физическую игровую деятельность, показывает последовательность действий. Индивидуальное обращение к каждому ребенку. Поощряет детей к совместной игровой деятельности.-

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу воспитателя. Вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий.

Активно играют, отвечают на вопросы.

Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым.

Список используемой литературы:

- С.В.Комарова учебник «Речевая практика», 3 класс. Москва «Просвещение» 2018г.

- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми».

- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Играем в сказку. Три медведя.

-Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект «Технологические карты уроков»по ОРКСЭ

Технологические карты уроков по темам:"Россия- наша родина"...

Технологическая карта урока речевой практики "Готовимся к Новому году"

Конспект урока предназначен для обучающихся 8 вида (класс разноуровневый). Учащиеся научатся строить простые предложения и короткие рассказы, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение, образ...

Технологическая карта урока по предмету "Речевая практика"

Урок систематизации знаний "Отправляемся в магазин за покупками"...

Технологическая карта по предмету "Речевая практика" на тему "Теремок"

Цель деятельности учителяЗадачиЗнакомство обучающихся с русской народной сказкой "Теремок"1. Образовательные:-Познакомить обучающихся с русской народной сказкой "Теремок", Развиват...

Технологическая карта урока Речевая практика.

Урок. Речевая практика. " Телефонный разговор". 3 класс...