Рабочие программы
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной общеобразовательной программы по предмету, авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.
В содержание предмета эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Задачи программы.
- Овладение уч-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
- Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
- Воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Место курса в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» разработан для 1-4 классов. Во 2 классе на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели.
2 класс (34ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работают художники | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чем говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
Итого | 34 |
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
Продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
- Овладения практическими умениями навыками в восприятии , анализе и оценке произведений искусства.
- Овладения элементарными практическими умениями и навками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также и в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).
- Развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Программно-методическое обеспечение
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы/Под редакцией Б.М.Неменского.0 Просвещение, 2016.
- Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы/Под редакцией Б.М.Неменского. – М:Просвещение, 2016.
- Компьютерные и информационно-коммуникативные средства. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Национально-региональный компонент
Использование регионального компонента в художественно-эстетическом образовании должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом; содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, в родной природе;
Календарно - тематический план по ИЗО 2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | По плану | По факту |
I четверть Тема «Чем и как работают художники» | ||||
1 | "Цветочная поляна". Три основных цвета | 1ч | ||
2 | "Радуга на грозовом небе". Пять красок- богатство цвета и тона | 1ч | ||
3 | НРК: "Осенний лес около берегов р.Селенги". Выразительные возможности других материалов | 1ч | ||
4 | "Осенний листопад". Выразительные возможности аппликации | 1ч | ||
5 | "Графика зимнего леса". Выразительные возможности графического материала | 1ч | ||
6 | "Звери в лесу". Выразительные возможности материалов для работы в объёме | 1ч | ||
7 | "Игровая площадка" для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги | 1ч | ||
8 | Для художника любой материал может стать выразительным | 1ч | ||
Реальность и фантазия (7ч.) | ||||
9 | "Наши друзья: птицы". Изображение и реальность. | 1 | ||
2 четверть | ||||
10 | "Сказочная птица". Изображение и реальность | 1ч | ||
11 | "Узоры и паутина". Украшение и реальность, украшения в природе | 1ч | ||
12 | НРК: Обитатели подводного мира Байкала". Украшение и реальность | 1ч | ||
13 | "Кружевные узоры". Украшения и фантазии | 1ч | ||
14 | "Подводный мир". Постройка и реальность | 1ч | ||
15 | Постройка и фантазия | 1ч | ||
О чем говорит искусство (11ч.) | ||||
16 | "Четвероногий герой". Выражение характера изображаемых животных. Живопись | 1ч | ||
3 четверть (10ч.) | ||||
17 | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении ("Веселый и грустный клоун) | 1 | ||
18 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении | 1ч | ||
19 | НРК: Образ сказочного героя Баатара. Художественное изображение в объеме | 1ч | ||
20 | "С чего начинается Родина?". Природа в разных состояниях | 1ч | ||
21 | "Человек и его украшения". Выражение характера человека через украшения | 1ч | ||
22 | "Морозные украшения". Украшение и реальность | 1ч | ||
23 | "Морской бой Салтана и пиратов". Выражение намерений через украшение | 1ч | ||
24-25 | "Замок Снежной королевы". Дом для сказочных героев | 2ч | ||
26 | Огонь в ночи. "Перо Жар-птицы". Цвет как средство выражения: "теплые" и "холодные" слова | |||
4 четверть (8ч.) Как говорит искусство. | ||||
27 | "Мозаика". Цвет как средство выражения: "тихие" (глухие) и "звонкие" цвета ("Весенняя земля" | 1ч | ||
28 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | 1ч | ||
29 | "Дерево". Линия, как средство выражения. Характер линий | 1ч | ||
30 | "Птицы". Ритм пятен как средство выражения | 1ч | ||
31 | "Поле цветов". Ритм цвета, пятен как средство выражения | 1ч | ||
32 | НРК: "Птицы Бурятии". Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер | 1ч | ||
33 | "Весна идет". Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности | 1ч | ||
34 | Музеи искусств. Обобщающий урок. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...