Рабочие программы
рабочая программа (2 класс)

Ольга Владимировна Банзарханова

Рабочие программы 2 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Рабочие программы 2 кл315.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной общеобразовательной программы по предмету, авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.

        В содержание предмета эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная  практическая деятельность учащихся.

Задачи программы.

  1. Овладение уч-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  2. Ознакомление  с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
  3. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
  4. Воспитание интереса и любви к искусству.

Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Место курса в учебном плане

Курс «Изобразительное искусство» разработан для 1-4 классов.  Во 2  классе на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится  34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели.

2 класс (34ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чем говорит искусство

11

4

Как говорит искусство

8

Итого

34

Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

      Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

            Личностные результаты 

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

         Метапредметные результаты 

      Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

       Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

        Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе.

         Предметные результаты 

        Продолжатся процессы:

  • формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
  • Овладения практическими умениями навыками в восприятии , анализе и оценке произведений искусства.
  • Овладения элементарными практическими умениями и навками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также и в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).
  • Развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Программно-методическое обеспечение

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы/Под редакцией Б.М.Неменского.0 Просвещение, 2016.
  2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы/Под редакцией Б.М.Неменского. – М:Просвещение, 2016.
  3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Национально-региональный компонент

          Использование регионального компонента в художественно-эстетическом образовании должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом; содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства,  в родной природе;        


Календарно - тематический  план  по  ИЗО  2 класс

Тема урока

Кол-во часов

По  плану

По  факту

I четверть

Тема «Чем и как работают художники»

1

"Цветочная поляна". Три основных цвета

2

"Радуга на грозовом небе". Пять красок- богатство цвета и тона

3

НРК: "Осенний лес около берегов р.Селенги". Выразительные возможности других материалов

4

"Осенний листопад". Выразительные возможности аппликации

5

"Графика зимнего леса". Выразительные возможности графического материала

6

"Звери в лесу". Выразительные возможности материалов для работы в объёме

7

"Игровая площадка" для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги

8

Для художника любой материал может стать выразительным

Реальность и фантазия (7ч.)

9

"Наши друзья: птицы". Изображение и реальность.

1

2 четверть

10

"Сказочная птица". Изображение и реальность

11

"Узоры и паутина". Украшение и реальность, украшения в природе

12

НРК: Обитатели подводного мира Байкала". Украшение и реальность

13

"Кружевные узоры". Украшения и фантазии

14

"Подводный мир". Постройка и реальность

15

Постройка и фантазия

О чем говорит искусство (11ч.)

16

"Четвероногий герой". Выражение характера изображаемых животных. Живопись

3 четверть (10ч.)

17

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении ("Веселый и грустный клоун)

1

18

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

19

НРК: Образ сказочного героя Баатара. Художественное изображение в объеме

20

"С чего начинается Родина?". Природа в разных состояниях

21

"Человек и его украшения". Выражение характера человека через украшения

22

"Морозные украшения". Украшение и реальность

23

"Морской бой Салтана и пиратов". Выражение намерений через украшение

24-25

"Замок Снежной королевы". Дом для сказочных героев

26

Огонь в ночи. "Перо Жар-птицы". Цвет как средство выражения: "теплые" и "холодные" слова

4 четверть (8ч.)

Как говорит искусство.

27

"Мозаика". Цвет как средство выражения: "тихие" (глухие) и "звонкие" цвета ("Весенняя земля"

28

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

29

"Дерево". Линия, как средство выражения. Характер линий

30

"Птицы". Ритм пятен как средство выражения

31

"Поле цветов". Ритм цвета, пятен как средство выражения

32

НРК: "Птицы Бурятии". Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер

33

"Весна идет". Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

34

Музеи искусств. Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...