Конспект урока по ИКН 3 класс "Народный марийский орнамент"
план-конспект урока (3 класс)

Конспект урока по ИКН 3 класс "Народный марийский орнамент".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Народный марийский орнамент"29.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                              «Утверждено»

Классный руководитель                                                                  Методист практики

 

__________/___________                                                                       ________/ Орехова Л.В.

 Дата: «___»__________2022г.                                            Дата: «____»_____________2022 г.

Конспект

пробного урока по ИКН,

который будет проведен 12 октября в 3«В» классе  

МОУ « Оршанская средняя общеобразовательная школа»

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

                                               Воронцовой Алиной Алексеевной

        Оценка: __________________

        Подпись:_________________

Оршанка

2022

Паспорт урока

  1. Класс: 3  
  2. Место проведения: учебный кабинет
  3. Продолжительность: 45 минут
  4. Тема: Орнамент традиционной марийской вышивки
  5. Тип урока: открытие новых знаний
  6. Цель урока: формирование у учащихся знаний о народном искусстве марийского народа
  7. Задачи:
  1. Образовательные:
  • формировать знания у обучающихся о понятии «орнамент»
  • формировать знания у учащихся об элементах марийского национального орнамента
  • формировать умение составлять орнамент используя фигуры;
  1. Развивающие:

направленные на развитие

  1. Познавательных УУД
  • развивать внимание, умение анализировать сравнивать, обобщать;
  • развивать умения ориентироваться в тексте учебника;
  • совершенствовать умения составлять предложения с опорой на схему, иллюстрации.
  1. Регулятивных УУД
  • развивать потребность выполнения правил поведения на уроке;
  •  развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;    
  •  развивать умение анализировать проделанную работу  
  1. Коммуникативных УУД
  • развивать умение слушать и понимать других; 
  • развивать умение выражать свои мысли в устной форме;
  • развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  1. Воспитательные:

Личностные УУД:

  • вызвать интерес к учебной деятельности;
  • прививать интерес к родному краю;
  • воспитывать потребность расширять свои знания о родном крае;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду;
  1. Методы обучения:
  1. Основной метод: практический
  2. Частные методы: списывание, анализ, игра
  • словесные: беседа, объяснение, пояснение;
  • методы поощрения: похвала, одобрение;
  • методы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, рефлексия.
  1. Ресурсы:
  1. Дидактические средства обучения:
  1. Для учащихся: учебник, карточки с распечатанным заданием.
  2. Для учителя: учебник, тематическая презентация, конспект урока, изображения на доску

  1. Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Орехова Л. В.

План урока

1. Организационное начало урока (5 мин)

1.1        Приветствие

1.2        Проверка готовности к уроку

1.3 Мотивация на урок.

2. Актуализация знаний (2 мин)

2.1 Показ видеофрагмента «Марий Эл»

3.  Формулирование темы и цели урока (5 мин)

4. Открытие новых знаний (25 мин)

4.1 Работа с учебником на стр. 65

Физкультминутка (1 мин)

4.2 Просмотр видеоролика «Марийская традиционная вышивка»

5. Подведение итогов урока (3 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

7. Домашнее задание (30 сек)

8. Организационное завершение урока (30 сек)

Ход урока

  1. Организационное начало
  1. Приветствие

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Алексеевна, сегодня урок ИКН проведу у вас я.

  1. Проверка готовности к уроку

У: Ребята, проверьте свои рабочие места, на партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал и раздаточный материал. Присаживайтесь.

1.3 Мотивация на урок.

У: Ребята, какие качества нам с вами пригодятся на урок?

Д: трудолюбие, внимательность, активность, наблюдательность, сообразительность

У: Верно, давайте проявим на уроке все эти качества.

      2. Актуализация темы урока  

Слайд. Звучит марийская музыка «Гусли»

У: Какие ассоциации у вас возникают при прослушивании музыкального фрагмента?

Д: Республика Марий Эл: лес, реки, веселье

У: Почему наша республика называется Марий Эл?

Д: Живет народ мари в ней

      2.1 Показ видеофрагмента «Марий Эл»

У: Ребята, сейчас посмотрим с вами видео, смотрите внимательно.

У: Ребята, это наша республика, что вы запомнили больше всего из ролика?

Д: Поля, леса…

      3.  Формулирование темы и цели урока

У: Посмотрите, какие на слайде предоставлены люди в народных костюмах?

Д: Башкиры, чуваши, мари, мордва

У: Чем отличается народ мари от других народов?

Д: костюмами

У: Чем украшаются костюмы марийского народа?

Д: узорами

У: А как по-другому называются узоры на одежде?

Д: орнамент

У: Сформулируйте тему урока

Д: марийский народный орнамент

У: Верно, молодцы, тема урока «Марийский народный орнамент». Какую цель мы перед собой поставим?

Д: Узнать о марийском народном орнаменте

У: Верно, молодцы.

4. Открытие новых знаний

У: Откройте свои рабочие тетради, запишите число, сегодня 12 октября, классная работа, тему «Марийский народный орнамент» и определение. Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. 

4.1 Работа с учебником на стр. 65

У: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на марийскую вышивку и скажите знаете ли вы что-нибудь о ней?

Д: нет, ответы детей

У: А что бы мы с вами хотели узнать?

Д: как создавали одежду, какие элементы вышивали, какой цвет использовали

У: Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с секретами марийской вышивки

Откройте учебник на странице 65. Поделимся на группы. 1 ряд – первая группа, вы должны прочитать и узнать о создании марийской народной одежде, начиная читать с 65 страницы второй абзац полностью.

Второй ряд – вторая группа. Вы должны прочитать и узнать об орнаментах. Страница 66 с нового абзаца и до конца страницы, обратите внимание, что на странице 67 заканчивается ваш абзац.

И третий ряд-третья группа. Вы читаете и узнаете о цветах марийской одежды на странице 67. На выполнение задания 7 минут, приступайте.

У: Ребята, время вышло. Первый ряд, расскажите, что вы узнали?

Д: Мы узнали, что для создания одежды требовалось много времени и терпения. Надо было вырастить коноплю, надергать стебли, просушить их, обмолоть, выдержать в воде, снова просушить в бане или на печке, размять мялкой, растолочь в ступе, растрепать трепалом, расчесать шкуркой ежа, а после спрясть пряжу, отбелить ее в воде, соткать холст и сшить рубашку.

У: Верно, молодцы. Вторая группа.

Д: Мы узнали, что вышивали девушки с раннего возраста. Каждый символ на одежде, что-то значил. Большинство орнаментов – звери.

У: Молодцы. Ребята, давайте зарисуем в тетради элементы вышивки из учебника и их обозначения запишем. Третий ряд ваша очередь.

Д: Мы узнали, что типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит из 4 основных цветов: красный, зеленый, синий, черный.

У: Молодцы, все верно. Запишем в тетрадях цвета марийской вышивки.

У: Ребята, вы хорошо потрудились, давайте вспомним, как создавалась одежда?

Д: для создания одежды требовалось много времени и терпения. Надо было вырастить коноплю, надергать стебли, просушить их, обмолоть, выдержать в воде, снова просушить в бане или на печке, размять мялкой, растолочь в ступе, растрепать трепалом, расчесать шкуркой ежа, а после спрясть пряжу, отбелить ее в воде, соткать холст и сшить рубашку.

У: Какие были орнаменты?

Д: Орнаменты с животными

У: Какими?

Д: Олень, конь, лебедь, бабочка, также были солнце, крест, ромб и т.д.

У: А какие цвета использовались в орнаментах?

Д: красный, зеленый, синий, черный

У: Молодцы.

Физкультминутка

У: Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4.2 Просмотр видеоролика «Марийская традиционная вышивка»

У: Ребята, давайте с вами посмотрим видеоролик про марийскую традиционную вышивку, смотрите внимательно, буду задавать вопросы.

У: Ребята, вышивать узоры - это очень трудная работа, мы с вами узнали, что надо много терпения и аккуратности иметь, что бы заниматься такой работой. Скажите мне, а сразу вышиваются узоры?

Д: не сразу

У: Рисуют карандашом орнамент и потом вышивают?

Д: нет, сначала тонкой черной нитью вышивают контур, а потом уже заполняют узоры цветной нитью.

У: Больше какого цвета используется в вышивке?

Д: красного

У: Верно. А рисунки из каких линий состоят?

Д: из ломанных

У: Молодцы, что вы еще запомнили из видео?

Д: что симметрию нельзя нарушать. девушек учили с самых малых лет вышивке.

У: Верно, молодцы, также вышивали так, чтобы не было узлов. В прошлом вышивка на одежде говорила о многом и была как паспорт.

5. Подведение итогов урока

У: Ребята, какая тема сегодняшнего  урока была ?

Д: марийский народный орнамент

У: А какая цель?

Д: Узнать о марийском орнаменте

У: Что мы узнали?

Д: Мы узнали как создавалась марийская одежда, орнамент, какие орнаменты были и какого цвета.

У: Молодцы, ребята, верно.

6. Рефлексия

У: Ребята, на партах у вас лежат листочки, переверните. Что на них изображено?

Д: Рубашки, платья

У: Верно, чего не хватает одежде?

Д: орнамента

У: Верно, предлагаю дорисовать орнамент. Главное помните, что узоры повторяются и следуют друг за другом или же чередуются. Можете приступать к выполнению задания.

У: Давайте завершать. Первый ряд выйдете, покажите свои орнаменты. Очень хорошо у вас получилось, присаживайтесь. Второй ряд. Как красиво и аккуратно, большие молодцы. Третий ряд. Вижу старались, присаживайтесь. Ребята, вы все большие молодцы, у каждого получился свой неповторимый орнамент.

7. Домашнее задание

У: Теперь открываем дневники, вам надо будет дома прочитать стр. 56-57.

8. Организационное завершение урока

У: На этом наш урок окончен, спасибо за работу, прибираем рабочие места. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс

Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Конспект урока марийского языка "Устелторышто"(За столом) 2 класс

На уроке развивается  словарный запас по теме "Еда";  эмоциональная и мотивация сферы личности; закрепление грамматических тем; создание условий для самореализации учащихся при реш...

Конспект урока "Марийская национальная кухня. Команмелна"

Конспект урока по истории и культуре народов Марий Эл в 3 классе....