Особенности развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями
статья
Внимание к проблемам интеллектуальных нарушений вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Материал раскрывает особенности развития эмциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РФ
МИНИСТЕРСТВО
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение системы социального обслуживания населения для
обучающихся. воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальное реабилитационно-образовательное учреждение
«Автозаводский детский дом - интернат для умственно отсталых детей»
Доклад
Особенности развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями
Отделение школьное
коррекционно- образовательное
Воспитатель: Е. А. Карпова
г.Нижний Новгород
2020
Внимание к проблемам интеллектуальных нарушений вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
Термин "олигофрения" ("малоумие") был предложен в 1915 году Е. Крепелином для обозначения врожденного слабоумия. При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. Экзентивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным поражением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем.
Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались: Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Г.Ф. Бреслав и другие. На сегодня проблема эмоций данных детей является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
Понимания собственных эмоциональных состояний детьми с интеллектуальными нарушениями и умение внешне выразить личные переживания, а также понимание эмоциональных состояний окружающих людей стоит достаточно остро.
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Развитие личности ребенка с интеллектуальными нарушениями происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Во-первых, чувства такого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения хорошей отметки может появится смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия. Переживания более примитивны у ребенка с интеллектуальными нарушениями, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.
Во-вторых, чувства детей с интеллектуальными нарушениями часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться, ребенок с интеллектуальными нарушениями не может затем отказаться от своего желания, даже если это стало нецелесообразным.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети ни чем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей вещью какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с интеллектуальными нарушениями, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку.
Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающийся в том, что в соответствии утомления или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этих детей примитивны и поверхностны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
Эмоции и чувства такого ребенка недостаточно дифференцированы. Его переживания примитивны, и практически отсутствуют тонкие оттенки переживаний. Чаще всего ему присущи крайние, полярные чувства: он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие. Т.о., можно говорить об ограниченности диапазона переживаний детей с интеллектуальными нарушениями. С этим связаны частые затруднения понимания мимики и жестов, выразительных движений людей, изображений эмоций на картинках. Наблюдается живость эмоций данных детей (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следует за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.
Как и все другие дети, дети, имеющие интеллектуальные нарушения на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости...
Развитие психики - это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма". Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка с интеллектуальными нарушениями, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств ребёнка с интеллектуальными нарушениями обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
У школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости". Это объясняется тем, что у ребёнка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка не происходит формирование социальных чувств.
Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.
Часть сведений об эмоциональной сфере учащихся c интеллектуальными нарушениями, была получена путем проведения специальных психологических исследований. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на сюжетных картинках. Исходным было положение о том, что понимание эмоционального состояния другого человека определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка. Было установлено, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным. Однако почти все дети правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими людьми состояния радости, обиды и т.п.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у детей с интеллектуальными нарушениями с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения.
Список литературы
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии: Учебник. — М.: Инфра — М, 2006. — 406 с.
- Горбунов И.А., Защиринская О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта // Вестн. СПбГУ. (Серия 12). — 2009. — Вып. 3. — Ч. 2. — С. 174-185.
- Гринина Е. А., Щелина Т. Т. Программа психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // IV международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития» Россия, г. Новосибирск, 17–18.10.2014 г. — С.82–84;
- Защиринская О.В. Межличностное общение умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста // Вестн. СПбГУ. Серия 12. — 2008. — Вып. 4. — С. 185-201.
- Коваленко В.Е. Особенности ситуативной эмоциональной регуляции умственно отсталых младших школьников в эмоциогенных ситуациях // Специальное образование. — 2014. — № 1. — С. 88-97.
- Семенова В.Е. Психологические особенности позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Автореф. дис. . канд. псих. наук.http://nauka-com/viewer/52632
- Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2002. — 175 с.
- Шевченко Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. Б. Шевченко; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 1999. — 19 с.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
- Щелина, Т. Т. Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Т. Т. Щелина, Е. А. Гринина, А. В. Першина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 544-547.
- Фатихова Л. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Характеристика социального интеллекта детей с различными отклонениями в развитии // Специальное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с детьми с особенностями развития эмоциональной сферы
В последнее время психологу все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему т...
конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ
Данные занятия направлены на понимание, различение и развитие эмоций у детей. Здесь нет психологических приемов, которыми пользуются психологи для коррекции нарушений эмоциональной сферы. На занятиях ...
Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...
Дидактическая игра, как условие для развития эмоциональной сферы у детей с ОВЗ
У большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Формирование эмоций является одним из условий становления личности ребенка. Данная работа посвящена технологиям ф...
Роль игры в развитии эмоциональной сферы обучающихся детей с ОВЗ
Невозможно переоценить роль игры в развитии всех сторон личности. В статье кратко рассматриваются вопросы влияния различных видов игр на эмоциональную сферу детей с ОВЗ....
Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием....
Особенности формирования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родите...