Урок - исследование: «Помогая другим, помогаешь себе!»
материал (4 класс)
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир – это то, что у нас внутри, в сердце. Издавна народ ведет рассуждение на тему добра и зла. Эта тема остается актуальной и в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - исследование: «Помогая другим, помогаешь себе!»
Цель: Формирование ценностного отношения к нравственной категории – добро, доброта.
Задачи:
- дать представление о добре, добрых поступках;
- развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки;
- совершенствовать и развивать творческие способности;
- развивать навыки общения, работы в коллективе;
- воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности, отзывчивости,
понимания и уважения к окружающим людям.
Ход занятия
1. Приветствие (сидят в кругу и приветствуют друг друга любым возможным способом)
Эмоциональный настрой (какое настроение в начале занятия - выбрать смайлик).
2. Разминка
«ПРИТЧА О ДОБРОТЕ»
Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд до школы, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить. Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил: - Сколько я вам должен?
- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела. - Тогда, я буду за Вас молится, – тихонько сказал мальчик. Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог помогает страждущим. Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе. Специально для консультации вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда приехала больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть на пациентку. Как вы, наверное, уже догадались, звали его Адам Закир. Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало!
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила. Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.
Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.
Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить.
Обратившись с мольбой к Всевышнему, она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора Закира. Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо Тебе, о, Милостивейший Всевышний, воистину Ты простираешь свою милость и доброту без границ через людские сердца и умы».
Мораль.
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир – это то, что у нас внутри, в сердце. Сегодня мы поговорим о доброте. Издавна народ ведет рассуждение на тему добра и зла. Эта тема остается актуальной и в наши дни.
3. Основная часть.
С какими словами ассоциируются у вас слова «ДОБРО» и «ЗЛО»?
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРЕ
• Доброе дело и в воде не тонет.
• Доброта без разума пуста.
• Доброе братство дороже богатства.
• Добрый гость всегда в пору.
• Добро помни, а зло забывай.
• Добро не умрет, а зло пропадет.
• От добра, добра не ищут.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
• Доброе слово и железные ворота открывает.
• Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Упражнение: «Вырастить Дерево Добра»
Детям предлагается украсить дерево листьями и плодами, на которых написано по одному качеству: доброта, нежность, верность, сочувствие, ласка, сострадание, радость, переживание, чудеса, взаимопомощь, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, благонравие, честность.
Упражнение: «СВОД ЗАКОНОВ ДОБРОТЫ»
Представьте, что доброта – это наука, у которой есть свои законы:
1.Хочешь иметь друзей, ищи в людях доброе;
2.Делай добро с умом;
3.Не делай добрые поступки напоказ и т.д.
Но вот беда - слова в законах перепутались. Восстановите законы доброты – соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл.
(Дети по очереди собирают законы-пословицы.)
Начало пословиц | Окончание пословиц |
Для хорошего друга | на добрые дела. |
Свет не без | новых двух. |
Злой плачет от зависти, | а добро во век не забудется |
Жизнь дана | кто помнит зло. |
На добрый привет – | не жаль ни хлеба, ни досуга. |
Тому тяжело, | добрый совет. |
Лихо – помнится | добрых людей. |
Старый друг лучше | а добрый - от жалости . |
Обсуждаем каким законам легко следовать, а каким трудно, и почему.
Упражнение «Сделай день добрее»
А сейчас я хочу предложить вам сделать наш сегодняшний день чуть добрее и светлее для каждого из нас. Для этого на смайликах, лежащих у вас на партах, напишите доброе пожелание или комплимент. Подписывать их не надо. Мы сложим их в наш "Добрый" мешочек, а затем каждый из вас вытянет пожелания для себя. Надеюсь, они заставит нас улыбнуться.
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
Упражнение «Магическая свеча» («Золотая рыбка»)
В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником?
Начните так: «Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...»
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
Упражнение «Начни с малого»
В пословице сказано: «Мир не без добрых людей». А какой он, добрый
человек? (идет обсуждение)
Назовите качества доброго человека.
Поделитесь, какие добрые дела вы совершали в своей жизни.
Что бы вы еще хотели совершить доброго?
Как вы думаете, в каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?
Зависит ли доброта от благосостояния человека?
Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?
В каждом ли человеке можно найти что-то доброе?
Что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?
Как воспитать в себе доброе отношение к людям?
Вывод: Начните с малого:
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Будьте добрым человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Улыбнуться прохожему.
Помочь донести тяжелую сумку.
Вежливо или ласково поговорить с братом или сестрой.
Сделать кормушку для птиц.
Покормить бездомных кошек или собак.
Рефлексия. Будьте добрым человеком!
Упражнение «СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ»
(Все встают в круг каждый, кто хоть раз совершил добрый поступок протягивает в центр правую руку. Получается солнышко, руки - лучики.)
Ваши добрые поступки зажигают солнце доброты, и каждый лучик символизирует ваш добрый поступок. Чем больше их, тем ярче светит наше солнце!
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
Упражнение «СПЛЕТИ ПАУТИНКУ ДОБРА»
(Встают в круг). Как говорится в законе доброты «Лихо – помнится, а добро вовек не забудется». Давайте сейчас вспомните, кто из класса сделал вам добро, доброе дело. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым мы сплетем паутинку доброты.
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
4. Релаксация «Волшебный цветок добра»
Я прошу вас встать в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас буду говорить (звучит красивая, приятная мелодия).
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в глаза, скажите: «Я желаю тебе добра!».
5. Рефлексия
Какое настроение в конце занятия (смайлики)?
Какое упражнение понравилось больше всего и почему?
Что нового узнали?
Какие чувства возникают, когда к вам относятся с добротой? И т.д.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из школы. Теплые чувства и хорошее настроение будут с вами. Не забывайте, что в этом огромном мире
многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.
6. Заключение.
В этот день, я хочу подарить вам кусочек своего сердца, своей доброты и пожелать вам добра и счастья! Благодарю вас за работу!
Примечание: Для основной части можно выбрать любые из предложенных упражнений, в зависимости от подготовленности детей и времени проведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Сам здоровье сбереги и другому помоги"
В данном проекте учащиеся 4 класса собирали и представляли материал о том, как сохранить зрение, слух, хорошую осанку....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-156509-1387473985.jpg)
Как животные помогают друг другу.?
Плутовка лиса спасает зайца от охотника,...Дружба сурка ,овсянки и архара...Как проявляется дружба между животными......
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-550494-1420530926.jpg)
Этический диалог " Помогать другим. Зачем и как?".
Цель: создать условия для осознания учащимися того, что жить надо так, чтобы творить добро для других, тем самым помогая себе становиться лучше.“Человек, который помогает другим – помогает себе”...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-872660-1614440916.jpg)
Разработка урока английского языка по теме " Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса
Урок английского языка разработан и показан в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года" в ноябре 2016 года учителем Алферовой О.Н. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. (4 кла...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-872660-1614440916.jpg)
Презентация по теме "Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса
Презентация к УМК "Английский с удовольствием" , М.З. Биболетова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1303890-1610530106.png)
Технологическая карта занятия "Помогаем друг другу"
Технологическа карта урока по занятию тема "Помогаем друг другу"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/07/picture-1441542-1670436004.jpg)
Как мы помогаем друг другу
Методическая разработка занятия "Как мы помогаем друг другу"Воспитатель предлагает детям познакомится с такими понятиями, как "Взаимопомощь", "Взаимодействие" и "Вза...