Урок - исследование: «Помогая другим, помогаешь себе!»
материал (4 класс)

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир – это то, что у нас внутри, в сердце. Издавна народ ведет рассуждение на тему добра и зла. Эта тема остается актуальной и в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_issledovanie_pomogaya_drugimpomogaesh_sebe.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - исследование: «Помогая другим, помогаешь себе!»

Цель: Формирование ценностного отношения к нравственной категории – добро, доброта.

Задачи:

  • дать представление о добре, добрых поступках;
  • развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки;
  • совершенствовать и развивать творческие способности;
  • развивать навыки общения, работы в коллективе;
  • воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности, отзывчивости,

понимания и уважения к окружающим людям.

Ход занятия

1. Приветствие (сидят в кругу и приветствуют друг друга любым возможным способом)

Эмоциональный настрой (какое настроение в начале занятия - выбрать смайлик).

2. Разминка

«ПРИТЧА О ДОБРОТЕ»

Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд до школы, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить. Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил: - Сколько я вам должен?

- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела. - Тогда, я буду за Вас молится, – тихонько сказал мальчик. Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог помогает страждущим.  Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе. Специально для консультации вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда приехала больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть на пациентку. Как вы, наверное, уже догадались, звали его Адам Закир. Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало!

Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила. Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.

Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.
              Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить.
              Обратившись с мольбой к Всевышнему, она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора Закира. Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
                Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо Тебе, о, Милостивейший Всевышний, воистину Ты простираешь свою милость и доброту без границ через людские сердца и умы».

Мораль.

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир – это то, что у нас внутри, в сердце. Сегодня мы поговорим о доброте. Издавна народ ведет рассуждение на тему добра и зла. Эта тема остается актуальной и в наши дни.

3. Основная часть.

С какими словами ассоциируются у вас слова «ДОБРО» и «ЗЛО»?

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРЕ

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Доброта без разума пуста.

• Доброе братство дороже богатства.

• Добрый гость всегда в пору.

• Добро помни, а зло забывай.

• Добро не умрет, а зло пропадет.

• От добра, добра не ищут.

• Без добрых дел нет доброго имени.

• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

• Доброе слово и железные ворота открывает.

• Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Упражнение: «Вырастить Дерево Добра»

Детям предлагается украсить дерево листьями и плодами, на которых написано по одному качеству: доброта, нежность, верность, сочувствие, ласка, сострадание, радость, переживание, чудеса, взаимопомощь, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, благонравие, честность.

Упражнение: «СВОД ЗАКОНОВ ДОБРОТЫ»

Представьте, что доброта – это наука, у которой есть свои законы:

1.Хочешь иметь друзей, ищи в людях доброе;

2.Делай добро с умом;

3.Не делай добрые поступки напоказ и т.д.

         Но вот беда - слова в законах перепутались. Восстановите законы доброты – соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл.

(Дети по очереди собирают законы-пословицы.)

Начало пословиц

Окончание пословиц

Для хорошего друга

на добрые дела.

Свет не без

новых двух.

Злой плачет от зависти,

а добро во век не забудется

Жизнь дана

кто помнит зло.

На добрый привет –

не жаль ни хлеба, ни досуга.

Тому тяжело,

добрый совет.

Лихо – помнится

добрых людей.

Старый друг лучше

а добрый - от жалости .

Обсуждаем каким законам легко следовать, а каким трудно, и почему.

Упражнение «Сделай день добрее»

А сейчас я хочу предложить вам сделать наш сегодняшний день чуть добрее и светлее для каждого из нас. Для этого на смайликах, лежащих у вас на партах, напишите доброе пожелание или комплимент. Подписывать их не надо. Мы сложим их в наш "Добрый" мешочек, а затем каждый из вас вытянет пожелания для себя. Надеюсь, они заставит нас улыбнуться.

Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)

Упражнение «Магическая свеча» («Золотая рыбка»)

В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником?

Начните так: «Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...»

Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)

Упражнение «Начни с малого»

В пословице сказано: «Мир не без добрых людей». А какой он, добрый

человек?  (идет обсуждение)

        Назовите качества доброго человека.

Поделитесь, какие добрые дела вы совершали в своей жизни.

Что бы вы еще хотели совершить доброго?

Как вы думаете, в каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?

Зависит ли доброта от благосостояния человека?

Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?

В каждом ли человеке можно найти что-то доброе?

Что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?

Как воспитать в себе доброе отношение к людям?

        Вывод: Начните с малого:

        Уступи место в автобусе пожилым людям.

        Защищайте девочек, маленьких детей.

        Не допускайте грубости.

        Будьте добрым человеком!

        Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

Улыбнуться прохожему. 

Помочь донести тяжелую сумку.

Вежливо или ласково поговорить с братом или сестрой.

Сделать кормушку для птиц.

Покормить бездомных кошек или собак. 

Рефлексия. Будьте добрым человеком! 

Упражнение «СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ»

(Все встают в круг каждый, кто хоть раз совершил добрый поступок протягивает в центр правую руку. Получается солнышко, руки - лучики.) 

Ваши добрые поступки зажигают солнце доброты, и каждый лучик символизирует ваш добрый поступок. Чем больше их, тем ярче светит наше солнце!

Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)

Упражнение «СПЛЕТИ ПАУТИНКУ ДОБРА»

(Встают в круг). Как говорится в законе доброты «Лихо – помнится, а добро вовек не забудется». Давайте сейчас вспомните, кто из класса сделал вам добро, доброе дело. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым мы сплетем паутинку доброты.  

Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)

4. Релаксация «Волшебный цветок добра»

Я прошу вас встать в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас буду говорить (звучит красивая, приятная мелодия).

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в глаза, скажите: «Я желаю тебе добра!».

5. Рефлексия

Какое настроение в конце занятия (смайлики)?

Какое упражнение понравилось больше всего и почему?

Что нового узнали?

Какие чувства возникают, когда к вам относятся с добротой? И т.д.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из школы. Теплые чувства и хорошее настроение будут с вами. Не забывайте, что в этом огромном мире

многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.

6. Заключение.

В этот день, я хочу подарить вам кусочек своего сердца, своей доброты и пожелать вам добра и счастья! Благодарю вас за работу!

Примечание: Для основной части можно выбрать любые из предложенных упражнений, в зависимости от подготовленности детей и времени проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Сам здоровье сбереги и другому помоги"

В данном проекте учащиеся 4 класса собирали и представляли материал о том, как сохранить зрение, слух, хорошую осанку....

Как животные помогают друг другу.?

Плутовка лиса спасает зайца от охотника,...Дружба сурка ,овсянки и архара...Как проявляется дружба между животными......

Этический диалог " Помогать другим. Зачем и как?".

Цель: создать условия для осознания учащимися того, что жить надо так, чтобы творить добро для других, тем самым помогая себе становиться лучше.“Человек, который помогает другим – помогает себе”...

Разработка урока английского языка по теме " Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса

Урок английского языка разработан и показан в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года"  в ноябре 2016 года учителем Алферовой О.Н. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. (4 кла...

Презентация по теме "Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса

Презентация к УМК "Английский с удовольствием" , М.З. Биболетова...

Технологическая карта занятия "Помогаем друг другу"

Технологическа карта урока по занятию тема "Помогаем друг другу"...

Как мы помогаем друг другу

Методическая разработка занятия "Как мы помогаем друг другу"Воспитатель предлагает детям познакомится с такими понятиями, как "Взаимопомощь", "Взаимодействие" и "Вза...