«Формирование нравственных ценностей в рамках уроков основ православной культуры», способы организации деятельности обучающихся при изучении «ОРКСЭ» (из опыта работы)
статья по орксэ
Скачать:
Предварительный просмотр:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ 56, ст.Варениковской
Крымского р-на, Краснодарского края
Пирогова М.Н.
«Формирование нравственных ценностей в рамках уроков основ православной культуры», способы организации деятельности обучающихся при изучении «ОРКСЭ» (из опыта работы)
«Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство».
В.В. Путин
I. Тема «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» неразрывно связана с культурой нашего Отечества, его историей, великим наследием и трудами наших современников. Россия переживает духовное возрождение.
Нельзя говорить о будущем, не осознав, не осмыслив прошлое, а наша духовная история невероятна интересна, богата и значима. Наши традиционные ценности и устои подвергаются испытаниям, и мы вынуждены искать новые идеи и решения для сохранения гармонии в наше сложное время.
Наука - источник инноваций, религия-хранитель традиций.
Мы, учителя в своей деятельности по духовно – нравственному формированию личности учащихся опираемся на культурное достояние России. Изучение наших корней, основ православной культуры, показывает, что она пронизывает все сферы бытия человека.
«В 90-ые годы была разрушена всякая идеология, и в этом вакууме выросло уже несколько поколений россиян. Современная молодежь мало интересуется историей своей страны, а это наши корни, наша идентичность, менталитет русского человека. Сейчас пришло время оглянуться на нашу российскую историю и сформировать новую идеологию, где во главу угла будут поставлены евангельские заповеди» (протоиерей Евгений Клементьев).
Православие занимает особое место в истории и культуре народов исторической Руси, является прочной основой их духовных и культурных традиций. Обращение подрастающего поколения к духовным истокам отечественной культуры поможет преодолеть проблему исторического беспамятства, особенно это важно на фоне вызовов нашего времени. Новые поколения должны не только защищать своё Отечество, но в первую очередь его любить, а также осмысливать, понимать и ценить православную веру, ставшую основанием отечественной культуры. От этой работы может зависеть наше будущее.
Видеть историю своей страны в ее целостности — и понимать, что с нами происходит сегодня. Узнать свои традиции — и понять, чем они могут помочь, как укрепить современного человека в его повседневной жизни. Наше Отечество проходит через сложный исторический период и образ будущего зависит от нас:
Церковь всегда была важным столпом государственности России. Она неотделима от всех сфер нашей жизни. В образовании, в культуре, в семье - везде Церковь внесла свой вклад.
II. « Формирование нравственных ценностей в рамках уроков основ православной культуры», способы организации деятельности обучающихся при изучении «ОРКСЭ» (из опыта работы)
В течение тысячелетия для любого русского, и не только, понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение миром Православия, его значением в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.
В Федеральном государственном стандарте начального образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
Я работаю над проблемой воспитания духовности через возрождение православных традиций. Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать- ключевые ценности в моём подходе к обучению.
Работаем по учебнику ОРКСЭ.ОПК под редакцией Ольги Юрьевны Васильевой (в двух частях,2023 года издания).
Цель моей работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ Православной культуры.
Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.
2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура пронизана христианским учением, поскольку в основном русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся интегрироваться в православную среду.
3. Воспитание патриотических чувств. Православие связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Чтобы решить поставленные проблемы и задачи, необходимо умело сочетать урочную и внеурочную деятельность, межпредметную связь, групповую и индивидуальную форму работы, а также использовать разнообразные методы и приёмы обучения.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся. На занятиях основ православной культуры целесообразно использовать :
СЛОВЕСНЫЙ (рассказ, беседа, эвристическая беседа, сравнение икон, чтение икон, лекция, работа с учебником, работа с первоисточниками. Чтение поучительного рассказа позволяет детям не только сменить вид деятельности, это тема для беседы, для размышлений.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ (иллюстрации, портреты, летописи, иконы, схемы, таблицы, картины);
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ (кинофильмы, презентации, видеоролики, (заочные экскурсии),
Основные принципы, которых я придерживаюсь на уроках:
сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребность в самовоспитании.
в центре обсуждения - понятная (близкая, повседневная) проблемная ситуация;
высказаться может каждый;
нет неправильных мнений;
свою точку зрения надо доказать;
ребёнок имеет право поменять свою точку зрения в ходе обсуждения.
принцип здоровьесбережения.
Основные направления духовно – нравственного воспитания
Основной формой обучения и воспитания является занятие.
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
- встречи со служителями церкви, сотрудничаем с церковью и во внеурочное время. Отец Давид- частый гость в нашей школе не только на уроках, но и занятия по внеурочной деятельности. В уроки я включаю региональный компонент. Изучая тему «Храмы», мы говорим о храмах нашего края района, станицы, посещаем в ходе экскурсии Храм Георгия Победоносца, Иоанна Воина. Священнослужитель храма св. мч. Иоанна Воина Иерей Давид Семенов - частый гость в нашей школе на уроках, занятиях по внеурочной деятельности.
- экскурсии в храмы, через которые дети знакомятся с убранством, традициями, праздниками церкви
- Практические навыки проверяются через участие детей в выставках рисунков и поделок на Рождество и Пасху, сочинений, викторин, проведений праздников. Традиционно любимые праздники, которые мы отмечаем с детьми: Рождество, колядки, Крещение, Масленица, Пасха. Наши дети принимают участие в конкурсе рисунков «Красота Божьего мира»
- Экскурсии: поездки на Святые источники «Золотая ручка», Щелоков родник, музеи края.
-Дискуссии. В процессе дискуссий каждый высказывает ценностные суждения, выдвигает собственное обоснование тех или иных норм действия, делится своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном. Этому способствуют и совместные игры, групповые задания, творческие работы, эмоциональные паузы. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт важен.
Инструменты работы- различные виды, приёмы, методики и техники занятий:
Дидактическая игра
Действие по инструкции
Выработка коллективных решений
Доказательство и аргументация точек зрения
Анализ ситуаций
Решение конфликтных ситуаций
Работа с иллюстративным материалом
Практические работы
Разработка проектов
Создание текстов
Создание выставки образов
Из рисунков обучающихся формируются мини-выставки Например, школьники могут изобразить героев одной истории («Что случилось в райском саду».) Словарь понятий по теме
Данная деятельность реализуется на всем протяжении изучения курса, способствует систематизации знаний, обогащению словарного запаса
Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Составь вопросы по изучаемой теме
- Составь кроссворд
- Сочини конец истории
- Подготовь сообщение
Темы творческих сообщений
- «Милосердные дела и героические поступки христиан»;
- «Величественные храмы»;
- «Прекрасные иконы»;
- «Молитвы христиан» о себе и других;
- «Как я понимаю золотое правило этики?»;
- «Возможен ли подвиг в мирное время»?
Исследовательские презентации:
- Как христианство пришло на Русь?
- Христианское отношение к природе;
- Святые в отношении к животным;
- Русские святые-воины (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или др.);
- Христианская семья и её ценности.
Изучаем жития святых, наших небесных покровителях, готовим именинные подарки: именные иконки, книги о святых, именные открытки,изучаем сведения о жизни их небесных покровителей.
Работа с притчами
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Методику благовествования указал нам сам Господь. Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как детьми, так и взрослыми.
Преподобный Серафим Саровский сказал: «Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом».
Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиции той или иной культуры. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию. Притчи помогут не осудить человека, а осудить порок.
Свойства притчи
Краткость
Не требует доказательств
Подсказывает способы решения конфликтных ситуаций
Даёт возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки (осуждает не человека, а порок)
Строится на сравнении
Предполагает мыслительную деятельность
Функции притч
Функция зеркала (человек сравнивает свои мысли и переживания с тем, что рассказывается в истории)
Функция модели (отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствие тех или иных вариантов решения конфликтов)
Функция опосредования (между двумя людьми: ученик-учитель, взрослый-ребёнок.)
Функция хранения опыта (история является носителем традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях)
Способы использования притчи
- обсуждение основных идей и смысла притч;
- формулирование вопросов и ответов;
- придумывание названия притч;
- обсуждение возможного окончания;
- выделение ключевых слов;
- инсценировка притч;
- подбор пословиц и поговорок;
- сравнение с басней;
- поиск и вставка пропущенных слов;
- сравнение нескольких притч с одинаковыми ценностями;
- определение ценности, которую отражает притча.
Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на
самоопределение личности.
Для проверки знаний использую тесты ("Святость и святые", "Церковные праздники", "Крылатые выражения Библии" и др.), устные опросы, разгадывание ребусов и кроссвордов.
Мною собран и систематизирован дидактический и наглядный материал к программе, разработаны конспекты, презентации.
Лев Николаевич Толстой сказал: «Духовно-нравственное воспитание детей сводиться к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам.
При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях. Например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных понятий и фактов становятся темами семейных конкурсов и викторин.
III. Работа по духовно-нравственному воспитанию охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Основным методологическим подходом к реализации этого направления является культурологический, предполагающий знакомство школьников с национальной религиозной традицией и ценностями России как формами выражения культуры.
Как учитель работаю над проблемой воспитания нравственности через возрождение народных традиций. Особое внимание уделяю теме «Формирование духовно- нравственных ценностей на уроках православной культуры через возрождение Кубанских традиций».
Известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть в не национальной культуре, в которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие».
В этом году наша школа получила статус Казачьей. Ребята школы задействованы на занятиях различной ВД, но особое внимание хотела уделить ВД «История и культура кубанского казачества».
В школе есть пилотные учебники, предназначенные для классов и групп казачьей направленности в системе общего образования Краснодарского края. Составлен в соответствии с программой "История и культура кубанского казачества" (1-4 классы), утверждённой министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края. При составлении пособия учтены требования ФГОС. В нем рассказывается о нравственных ценностях казаков, их традициях и обычаях, укладе казачьей семьи, истории и современности Кубанского казачьего войска, о традиционной казачьей культуре: песнях, музыке, языке и, конечно, Раздел «Православие в жизни кубанского казака»: Основные правила кубанских казаков, которые сохранились и по настоящее время это - Православная вера, которая составляет основу родительского воспитания. Казак и Вера-неразделимы!
Впереди у нашей казачьей школы- большая плодотворная работа в этом направлении, ведь развивать у детей патриотическое отношение к культурному наследию и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства!
IV. Наши традиционные ценности и устои подвергаются испытаниям.
Обращение подрастающего поколения к духовным истокам поможет преодолеть проблему исторического беспамятства, особенно это важно на фоне вызовов нашего времени.
На уроках, в доступной форме, проводятся параллели с ежедневно меняющимися событиями в мире. К примеру, ситуация с гонениями в Украине на православную церковь, когда устраиваются погромы в православных храмах, избиения священников. Верующих преследуют и просто за то, что они исповедуют традиционное православие, стремятся уничтожить то, что росло молитвой и верой полтора тысячелетия, разрушить духовную близость православных верующих двух стран.
Наше Отечество проходит через сложный исторический период и образ будущего зависит от нас: «Будущее России – в ее духовном и нравственном развитии и достичь этих целей можно только вместе»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.
Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....
Методическая разработка урока основ православной культуры
Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса первого года обучения основам православной культуры с использованием методического пособия Л. Л. Шевчен...
Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках кружка основ православной культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....
урок основ православной культуры Молитва
Тема урока «Православная молитва»Тип урока: комбинированный.Вид урока: изучение нового.Оборудование: листы для самостоятельной работы, учебник(А.В.Кураев «Основы православ...
Урок основ православной культуры № 15. Икона
Материал урока (текстовый документ и презентация) знакомит учащихся 4 класса с особенностями иконы как особого явления в православной культуре и ее отличем от картин библейского жанра....
Мастер-класс "Создание проблемной ситуации на уроке основ православной культуры"
Методические рекомендации к проведению урока...