Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".
рабочая программа
Изучение курса «Финансовая грамотность» соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
- осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного курса;
- развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
- освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения финансовых отношений в социуме;
- развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия норм жизни, связанных с экономическими отношениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_finansovaya_gramotnost_4_klass_2022.docx | 208.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- познавательный интерес к материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
-понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
- владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам
Предметные результаты:
- правильно использовать термины: договор, риск, налог;
- знать о различных способах оплаты товаров и услуг;
- описывать результаты использования собственности, особенности рационального финансового поведения в среде проживания; роль финансовых организаций в жизни человека и общества;
- называть признаки полезности товаров и услуг, которыми пользуются младшие школьники; виды финансовых организаций (банки), условия и результаты сделок, понятных младшим школьникам;
- пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных действий;
- понимать особенности проживания в городской и сельской местности и роль знаний в достижении жизненных целей; цифровых финансовых услуг;
- сравнивать ценность разных товаров и услуг;
- объяснять, что такое государственный бюджет, роль налогов в жизни государства, местного сообщества; роль сбережений в обеспечении финансовой безопасности;
- приводить примеры, иллюстрирующие применение карманных денег, получения подарков, благотворительности; простых рассчётно-кассовых операций;
- знать, что любой платеж должен быть подтверждён документом;
- соотносить доходы и расходы семейного и личного бюджета;
- анализировать ситуации, связанные с доверием в области финансов, договоров;
- называть признаки займов, долговых обязательств и соответствующие им риски;
- объяснять способы защиты от рисков; особенности поддержания территорий проживания; опасность вовлечения в интернет-сообщества, связанные с использованием денежных средств;
- иметь представление о том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются;
- применять финансовую информацию в учебных и жизненных ситуациях, в том числе при посещении магазинов и иных мест розничной торговли;
- решать несложные финансовые задачи с использованием арифметических действий;
- анализировать ситуации, связанные с применением финансовых знаний;
- понимать, что за все финансовые решения отвечает собственник денежных средств;
-соблюдать правила безопасного и нравственного поведения при использовании разных видов денег в жизненных ситуациях, потребления ресурсов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел курса | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Что мы узнали о деньгах (повторение) (4 ч.) | Ценность и результаты труда в жизни человека и общества. Натуральный обмен (бартер). Особенности современного обмена. История денег. Назначение денег. Виды и формы денег. Деньги в разных странах. | Беседа/ диалог; практико – ориентированное занятие; мини-исследование | Познавательная; проблемно – ценностное общение; исследовательская деятельность |
Первые правила использования денег (4 ч.) | Семейные ценности. Семейные финансы. Рациональное потребление в семье. Личный финансовый план. Семейный бюджет. Сбережения семьи и финансовая безопасность. Доходы и расходы. Источники доходов семьи и младшего школьника. | Беседа/ диалог; практическая работа; проектная работа | Познавательная; проблемно – ценностное общение; проектная деятельность |
Деньги в окружающем нас мире (12 ч.) | Товары и услуги. Ценность и полезность товаров и услуг. Магазины. Цифровые финансовые услуги. Ролевая игра « Идем в магазин». Транспорт. Транспортные услуги. Территория и жилище. Основы экономики города и села. Затраты на обустройство многоквартирного и частного дома. Государственный бюджет.Налоги. Финансовые организации. Банковские карты и другие услуги. Предпринимательство. Благотворительность. Деньги и место, где мы живем. | Проблемный диалог; ролевая игра; практико – ориентированные задания; проектная работа | Познавательная; проблемно – ценностное общение; игровая; проектная деятельность |
Деньги и риски (14ч.) | Карманные деньги. Подарки. Риски и финансовая безопасность. Когда рискуешь деньгами. Рискованные действия. Примеры финансового риска. Как пользоваться банковской картой. Советы по безопасному использованию карт. Жизненная математика. Простые рассчетно-кассовые операции. Опасность вовлечения в интернет-сообщества, связанные с использованием денежных средств. Ответственность за решения. Способы защиты от рисков. Долги. Займы и долговые обязательства. Договор, доверие, репутация. Ответственность и права участников финансовых отношений. | Беседа/ диалог; дискуссия; практическая работа; творческая работа; решение несложных финансовых задач с использованием арифметических действий; проектная работа; интеллектуальная игра. | Познавательная; проблемно – ценностное общение; игровая; проектная деятельность |
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия |
Повторение. Что мы узнали о деньгах (4 ч.) | ||
1 | Ценность и результаты труда в жизни человека и общества. | |
2 | Натуральный обмен (бартер). Особенности современного обмена. | |
3 | История денег. Назначение денег. Виды и формы денег. | |
4 | Деньги в разных странах. | |
Первые правила использования денег (4 ч.) | ||
5 | Семейные ценности. Семейные финансы. | |
6 | Рациональное потребление в семье. Личный финансовый план. | |
7 | Семейный бюджет. Сбережения семьи и финансовая безопасность. | |
8 | Практикум «Доходы и расходы семьи». | |
Деньги в окружающем нас мире (12 ч.) | ||
9 | Товары и услуги. Ценность и полезность товаров и услуг. | |
10 | Магазины. Цифровые финансовые услуги. | |
11 | Ролевая игра « Идем в магазин». | |
12 | Транспорт. Транспортные услуги. | |
13 | Территория и жилище. Основы экономики города и села. | |
14 | Затраты на обустройство многоквартирного и частного дома. | |
15 | Государственный бюджет. Налоги. | |
16 | Финансовые организации. Банковские карты и другие услуги. | |
17 | Предпринимательство. Благотворительность. | |
18 | Деньги и место, где мы живем. Практические задания по содержанию раздела. | |
19 | Выполнение проектных заданий на тему «Деньги в окружающем нас мире». | |
20 | Обобщающее повторение по разделу « Деньги в окружающем нас мире ». Защита проектов. | |
Деньги и риски (14ч.) | ||
21 | Карманные деньги. Подарки. | |
22 | . | Риски и финансовая безопасность. |
23 | Когда рискуешь деньгами. Рискованные действия. | |
24 | Примеры финансового риска. Плакат – предупреждение. | |
25 | Как пользоваться банковской картой. Советы по безопасному использованию карт. | |
26 | Жизненная математика. Простые рассчетно-кассовые операции. | |
27 | Решение несложных финансовых задач с использованием арифметических действий. | |
28 | Опасность вовлечения в интернет-сообщества, связанные с использованием денежных средств | |
29 | Ответственность за решения. Способы защиты от рисков. | |
30 | Долги. Займы и долговые обязательства. | |
31 | Договор, доверие, репутация. Ответственность и права участников финансовых отношений. | |
32 | Выполнение проектных заданий на тему «Деньги и риски». | |
33 | Обобщающее повторение по разделу « Деньги и риски ». Защита проектов. | |
34 | Итоговое занятие «Экономическое Поле Чудес». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"
Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности и предназначен для работы с учащимися 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...