Цветочная фантазия
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа к курсу «Цветочная фантазия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на 2 года обучения (для обучающихся 3-х и 4- х классов), направлена на увлекательное рукоделие. Занятия включают знакомство с разными техниками изготовления цветов из различных видов материалов.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

        

/

                       

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

  «Цветочная фантазия».

                                для обучающихся 3-4 классов

                                                      Уровень изучения –базовый

                                                      Срок реализации 2 года

                                                                       

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности

«Цветочная фантазия»

Программа внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности.

Рабочая программа к курсу «Цветочная фантазия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на 2 года обучения (для обучающихся 3-х и 4- х классов), направлена на увлекательное рукоделие. Занятия включают знакомство с разными техниками изготовления цветов из различных видов материалов.         

Занятия включают знакомство разными техниками изготовления цветов из различных видов материалов.

Программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития. Это поэтапное усложнение как техники изготовления, так и изделий. Репродуктивное копирование изделия, выполненного уже кем-то из детей, настраивает ребенка на положительный результат. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративного цветка на начальном этапе обучения и плавный переход от одной техники к другой с использованием различных материалов создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Несколько занятий, и ребенок уже не хочет копировать чье-то изделие, а создает свою авторскую работу. Работая над ней, ребенок применяет все свои знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. 

На занятиях ребята научатся изготавливать цветы из цветной и гофрированной бумаги, фоамирана, изготавливать шаблоны цветов, составлять композицию.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Пояснительная записка.

Концепция программы

Рабочая учебная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «Об образовании»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;

- «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011;

- «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, М. «Просвещение» 2011 г.;

- Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо МОН РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО»;

- Письмо МОН РФ от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательных компонентов в общеобразовательной школе».

Одним из самых совершенных воплощений на земле являются цветы.
В мире их великое множество и у каждого из них своя история, свой внешний вид, окраска, форма и неповторимый аромат. Цветы поднимают настроение, несут нам радость, возвращают бодрость и энергию. Цветы оживляют, украшают нашу жизнь и окружающую нас обстановку, они неизменные спутники праздников, ярких событий. Так хочется созерцать эту красоту каждый день!
Чтобы иметь небольшой кусочек радости и уюта рядом с собой круглый год, люди начали изготавливать искусственные цветы из различных материалов: цветной и гофрированной бумаги, фоамирана, ткани, бросового материала. Искусственными цветами можно украсить интерьер, одежду, прическу. Сколько выдумки и фантазии можно проявить, создавая неповторимые букеты, заколки, броши, ободки.
Цветоделие – это увлекательное рукоделие. В России процветает сравнительно недавно – с 1930 года. В наши дни интерес к искусственным цветам возродился с новой силой, так как появились новые технологии, дизайнерские разработки и новые

современные материалы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности.

Актуальность программы «Цветочная фантазия» заключается в том, что дети выполняют изделия, которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты, изготовить украшение для волос и платья своими руками. Самый маленький, выполненный своими руками цветок, может доставить большое удовольствие как самому ребенку, который изготовил этот цветок, так и обладателю принявшего его в дар. Сколько любви и нежности вкладывает ребенок в изготовление цветов для своих близких, родственников и знакомых и друзей.

Дети в возрасте 10– 11 лет нетерпеливы, неусидчивы и торопливы, ищущие себя как в учебе, так и в творчестве. Образовательная программа «Цветочная фантазия» разработана в связи с необходимостью учета индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей ребенка 10 – 11 лет.
Программа нацелена на результативность и творческое развитие учащихся. Несложность выполняемых заданий на начальном этапе обучения и смена видов деятельности и материалов создаст ситуацию успеха, у ребенка появится стимул к дальнейшей работе на занятиях

Новизной в программе являются: новые технологии, новые материалы и инструменты используемые в процессе работы. Это работа с молдами. Новый материал фоамиран.

Значимость программы: программа «Цветочная фантазия»» предполагает развитие у ребенка любознательности, интереса к изготовлению предметов интерьера и украшений своими руками. У ребенка развивается самостоятельность, трудолюбие на начальном этапе обучения через репродуктивное копирование готовых изделий – сувениров и как результат освоения программы - развитие творчества у детей через творческую и поисковую деятельность, а создание индивидуальных творческих проектов формирует у детей дизайнерское мышление.

Цель и задачи программы.

Основная цель программы –

.

Цель программы: раскрытие и развитие творческого потенциала личности через ознакомление детей с технологией изготовления декоративных цветов.

Задачи реализации программы:

Образовательные задачи:

- научить технологии изготовления искусственных цветов из гофрированной, цветной бумаги и из фоамирана.

- познакомить с основными понятиями и терминами;

- научить самостоятельно приобретать знания в области изготовления цветов и составления цветочных композиций

Развивающие задачи:

- развивать творческие способности личности ребенка, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- формировать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через творчество.

Воспитательные задачи 

- воспитать способность видеть и воспринимать прекрасное, прилежание, аккуратность и опрятность в работе,

- воспитать уважительное отношение к товарищам по творчеству и их труду.

Основные принципы распределения материала

Программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития. Это поэтапное усложнение как техники изготовления, так и изделий. Репродуктивное копирование изделия, выполненного уже кем-то из детей, настраивает ребенка на положительный результат. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративного цветка на начальном этапе обучения и плавный переход от одной техники к другой с использованием различных материалов создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Несколько занятий, и ребенок уже не хочет копировать чье-то изделие, а создает свою авторскую работу. Работая над ней, ребенок применяет все свои знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. На занятиях ребята научатся изготавливать цветы из цветной и гофрированной бумаги, фоамирана, изготавливать шаблоны цветов, составлять композицию.

Общая характеристика курса

Занятия тесно связаны с уроками технологии и способствуют развитию эстетического вкуса, аккуратности, прилежности, усидчивости при выполнении определенных заданий.

Описание места курса в учебном плане

Программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 3-4 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 2 года.

Возраст детей 10-11 лет.

Набор в группу свободный.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Корниловская СОШ» Томского района на изучение внеурочной деятельности отводится на:

- 3 класс-34 часа в год и проводится 1 раз в неделю по 1 академическому часу

- 4 класс-34 часа в год и проводится 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Она предполагает групповую работу с детьми; учитывает возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и различных видов деятельности

Ценностные ориентиры содержания учебного курса:

Содержание курса внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» направлено на формирование и развитие познавательного интереса, культуры личности, раскрытия творческих способностей детей, усиливает художественную направленность.

Условия реализации

Занятия проходят в учебном кабинете школы. Продолжительность одного занятия для школьников младшего школьного возраста проводятся в соответствии с санитарными нормами.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства гармонии и эстетического чувства на основе изготовления искусственных цветов

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения курса

«Цветочная фантазия»

Практический выход реализации программы:
• Участие в выставках
• Участие в исследовательской деятельности по программе.
• Выполнение общественно - полезной работы (изготовление подарков ветеранам, изготовление работ для детей с ограниченными возможностями, работ ко дню пожилого человека).

К концу года обучения учащиеся имеют обобщенные представления:
*об основных материалах, инструментах, приспособлениях используемых в цветоделии;
*об истории цветочного рукоделия, о декоративных цветах, как украшение; 
*об общей последовательности выполнения цветов;
*о параметрах, влияющих на качество цветка;
*о факторах, определяющих художественную ценность

Учащиеся знают:
*правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами и материалами (иглами, ножницами, проволокой); 
*знать основные понятия и термины в изготовление декоративных цветов.
*элементарные основы рисования. Цветосочетание в композиции.
*основные технологии изготовления цветов из  фоамирана
*названия цветов и их характерные свойства.
*свойства материалов, специфику обработки и подготовки к работе. 

Учащиеся умеют:
*пользоваться инструментами и материалами.
*четко сформулировать последовательность выполнения того или иного цветка, а также выполнить его;
*построить симметрическую и асимметричную композицию. Соединить в единое целое несколько разнородных цветов, в основе которых лежит идея.
*изготовить цветы из гофрированной бумаги
*изготовить цветы из фоамирана: ромашки, розы, одуванчики….; 
*подбирать цветовую гамму цветка.
*изготовить и оформить сувениры из цветов (маленькие букетики, заколки).
*выполнить творческую работу по собственному замыслу. 

Учащиеся приобретут навыки:
*работы с гофрированной бумагой, фоамираном
*Работами с молдами, клеем, леской, проволокой.
*Сборки различных цветов с использованием различных материалов и инструментов.

Виды контроля:

- Вводный контроль – с целью выявления способностей и возможностей детей для последующей коррекции.

- Текущий контроль – с целью определения степени усвоения материала: осуществляется в ходе подведения промежуточных итогов по завершению изучения блока программы.

- Итоговый контроль – производится по завершению года обучения: итоговая отчетная выставка работ воспитанников.

Содержание образовательной программы.

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Теория. Правила поведения на занятиях, режим работы. Цветы в нашей жизни. История изготовления цветов.

Оборудование, инструменты, приспособления для изготовления искусственных цветов. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами. Материалы и возможности для изготовления искусственных цветов.

Раздел 2. Цветы из бумаги (14 часов)

Теория. Виды и свойства бумаги. Техника выполнения цветов из бумаги. Материалы и приспособления.

Практика. Технология и приемы изготовления цветов из цветов из цветной бумаги (ландыша, розы, ромашки, одуванчика…) Объёмные цветы из бумаги. Изготовление цветов из бумаги.

Раздел 3. Декоративные цветы из гофрированной бумаги (10 часов)


Теория. Знакомство с техникой выполнения букета из гофрированной бумаги.

Основные сведения о гофрированной бумаге. Свойства гофрированной бумаги. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления цветов.

Практика. Технология и приемы изготовления цветов из гофрированной бумаги: тюльпаны, каллы, хризантемы, роза.  Декоративная ваза с цветами -творческая работа по выбору учащихся.

Раздел 4. Цветы из фоамирана (8 часов)

Теория. Основные сведения о фоамиране. Формы для цветов из фоамирана Техника и технология выполнения лилии, розы одуванчика и пиона из фоамирана. Цветовое решение цветка .

Практика. Выбор формы и цветности цветка Выполнение заготовок лепестков и листьев для цветка. Изготовление тычинок цветка. Сборка цветка. Приклеивание на ободок для волос (заколку или резинку) клюющим пистолетом.

 
Раздел 5. Итоговое занятие(1 час)

Практика. Подведение итогов работы за год. Оформление выставки или презентация работ.

Содержание программы

Тема программы

1 год обучения

2 год обучения

Вводное занятие.

Задачи, план работы. Инструктаж по технике безопасного труда и пожарной безопасности. Оборудование кабинета, инструменты и принадлежности для работы. Организационные вопросы.

Виды материалов. Инструменты, приспособления.

Виды материалов, используемых для выполнения определенного вида работ. Применение и их основные свойства. Приобретение инструментов и приспособлений для выполнения работ.

Подготовка к изготовлению работы.

Подбор материалов.

Выбор мотива для выполнения самостоятельной работы под руководством учителя. Подготовка необходимых материалов. Правила организации рабочего места для выполнения ручных работ. Составление алгоритма работы.

Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

Самостоятельная творческая работа по изготовлению цветка. Трудности в работе. Знакомство с новой техникой выполнения работы. Соблюдение правил безопасной работы. Просмотр готового изделия, краткая характеристика и оценка качества работы.

Оформление  творческой работы.

Способы оформления работы,уход за работами и их хранение.

Итоговое занятие.

Подведение итогов за период обучения. Поощрение обучающихся за успехи грамотами

Тематическое планирование 3 класс

Тема

Количество часов

Скорректированные сроки

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов.

1

Цветы из бумаги. (14 ч)

2

Аппликация из цветной бумаги

 «Мой любимый цветок».

1

3

Аппликация  из цветной бумаги  «Ландыши»

1

4

Роза из бумаги

1

5-6

Изготовление ромашки

2

7-8

Цветочные узоры

2

9-

10

Композиция из цветов.

2

11

3D Открытка Цветок на любой праздник

1

12

Мозаика из бумаги (торцевание).Знакомство с техникой

1

13

Мозаика из бумаги (торцевание) Ромашка

1

14-15

Композиция из цветов. Коллективное панно

«Полевые

 цветы  »  

2

Цветы из гофрированной бумаги (10 ч) 3 четверть

16-

17

Техника торцевания.

Изготовление «Розы в вазе»

2

18-19

Коллективная работа «Ваза с цветами»

2

20-21

Тюльпаны из гофрированной бумаги

2

22-

23

Подарок для мамы

2

24-

25

Композиции из цветов

2

Цветы из фоамирана(8 ч)

26

Знакомство с техникой, цветок одуванчик

1

27-28

Украшение для волос

2

29

Украшаем ободок .

1

30-31

Украшаем ободок .

2

32-

33

Композиция из цветов. Коллективное панно «Цветочная поляна»

2

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.

1

Тематическое планирование 4 класс

Тема

Количество часов

Скорректированные сроки

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов.

1

Цветы из бумаги. (14 ч)

2

Гвоздика из бумаги

1

3

Колокольчики из бумаги

1

4

Роза из салфеток

1

5-6

Изготовление

ромашки

2

7-8

Композиция из цветов.

2

9-10

Композиция из цветов.

2

11

3D Открытка  с цветам

1

12

Мозаика из бумаги (торцевание).Знакомство с техникой

1

13

Мозаика из бумаги (торцевание)

Изготовление мака

1

14-15

Композиция из цветов. Коллективное панно «Красивые цветы»  

2

Цветы из гофрированной бумаги (10 ч) 3 четверть

16-

17

Техника торцевания.

Изготовление «Розы в вазе»

2

18-19

Коллективная работа «Ваза с цветами»

2

20-21

Каллы из бумаги

2

22

Изготовление  хризантемы

1

23

Подарок для мамы

1

24-25

Пано «Цветочное настроение»

2

Цветы из фоамирана(9 ч)

26

Знакомство с техникой, цветок одуванчик

1

27-

28

Изготовление цветов

2

29

Украшаем ободок .

1

30-31

Заколка с цветами.

2

32-33

Композиция из цветов. Коллективное панно «Цветочная поляна»

2

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.

1


                   Рекомендуемая литература
1.Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде . – Мин.: Полымя, 1987
2.Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама. - С-Пб.: Диамайнт ТОО – Лейла, 1996.
4.Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.
5.Писарева, Е.С. Цветы для девочек . – М.: АСТ Олимп Премьера, 2000.
6.Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусство делать цветы– М.: Культура и традиции, 1994.
7 .Чибрикова, О. Прикольные подарки к любому празднику - М.: ЭКСМО, 2006.


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект "Цветочные фантазии" презентация.

В 2010 году мой класс участвовал в региональном конкурсе исследовательских проектов для учащихся начальной школы "Мой проект". Работа была интересной, дети получили удовольствие! Материалы состоят из ...

Проект: "Цветочные фантазии"

Детский дом, где волею судьбы, дети живут определенное время. Естественно, что для  дальнейшего личностного становления важно, что воспитанников  окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые,...

Презентация к проекту: "Цветочные фантазии"

В презентации представлены результаты работы по проекту....

Проект "Цветочные фантазии" (презентация)

Презентация  "Цветочные фантазии" . Цель проекта: вырастить рассаду цветов для школьной клумбы.В результате учащиеся научатся:•выполнять коллективное общее дело,  и решать возникающие пробле...

Презентация "Цветочные фантазии из фетра". Мастер-класс

В презентации показана пошаговая инструкция создания цветов из фетра и пуговиц, которую можно использовать  для работы на уроке и самостоятельной деятельности учащихся (при наличии персонального ...

Проект "Цветочные фантазии"

1.Паспорт проекта Наименование проекта«Цветочные фантазии»Основные разработчики проектаЧерепанова Светлана Валерьевна – классный руководительУчащиеся:Широков БогданГунько МаксимЕгоров ЕгорГорошко...