Горжусь своей Родиной!
методическая разработка
Школа, как социальный институт, должна организовать свою деятельность в духе воспитания патриотов. Для правильной организации работы в данном направлении необходимо знать теорию вопроса, провести исследование и предложить действенные средства для повышения уровня патриотической воспитанности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач общества, так как любовь к Родине, ее благополучие и совершенствование во многом зависит от подрастающего поколения. Для решения этой задачи необходимо формировать и развивать стабильные гражданские качества личности. К таковым можно отнести ответственность, трудолюбие, честолюбие, гуманность и другие. Особую актуальность данная проблема имеет в современном обществе, когда разрушены старые идеалы и не придуманы новые замыслы. Сегодня патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству.
Воспитание патриота было актуальным направлением во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Проблему патриотического воспитания затрагивали многие известные педагоги и общественные деятели прошлого: В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и другие. Все они считали важным воспитание в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Вопросы патриотического воспитания рассматривались и такими советскими педагогами, как А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. В.А. Сухомлинский, Н.К. Гончаровым и др.
В последние десятилетия проблема патриотического воспитания рассматривалась в работах Г.Х. Валеевой, Л.И. Мищенко, Л.В. Кокуевой, Н.В. Ипполитовой, А.В. Вырщикова.
В современном мире патриотическое воспитание в большей степени ориентировано не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я – гражданин России!»).
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить влияние на уровень патриотической воспитанности младших школьников.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – патриотическая воспитанность детей младшего школьного возраста средствами краеведения.
Задачи исследования:
1. Изучить философскую, педагогическую литературу по патриотическому воспитанию;
2. Подобрать диагностические методики для изучения уровня патриотической воспитанности младших школьников;
Методы исследования:
- теоретические (изучение научной литературы по теме исследования);
- эмпирические (методика «Допиши предложения»; анкета, включающая в себя открытые вопросы)
- математические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
1. Вопросы патриотизма и патриотической воспитанности в философской, социально-педагогической литературе
Термин «патриотизм» происходит от греческого «патрис», что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина, Отечество. Отечеством каждого человека считалась земли, которая была освящена домашней или национальной религией. «Священная земля отечества», - очень часто такое выражение можно было услышать из уст древних греков. Этим объясняется патриотизм древних как сильное чувство, ставшее для них высшею добродетелью и к которому примыкали все другие добродетели. Платон говорил: «Отечество нас рождает, вскармливает и воспитывает» [17]. Итак, понятие «патриотизм» зародилось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.
Вопросами патриотического воспитания подрастающего поколения занимались такие выдающиеся общественные деятели и педагоги прошлого, как К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев и др. Они считали, что необходимо воспитывать сознательных граждан, любящих свое государство и способных осваивать его интересы.
По мнению В.А. Сластенина, патриотизм есть качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине… В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами» [4].
Аналогичное определение понятия «патриотизм» дал Виссарион Григорьевич Белинский. Он полагал, что чувство любви к родине издавна свойственно народным массам. Настоящие патриоты своей страны поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. Русский народ, начиная с времен Киевской Руси, постоянно терпел нападение врагов и в большинстве случаев был непобедим. На борьбу с противником поднимались не только войска, но и весь народ, проявляя свое мужество, стойкость, храбрость. Не эти ли качества лежат в основе патриотизма?
Л.П. Кривошенко определял термин «патриотизм» как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [4].
В советский период в основе понятия «патриотизм» лежит трактовка В.И. Ленина. Он говорил, что «патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13].
Большое внимание патриотическому воспитанию уделяли и такие педагогические деятели, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский. Они утверждали, что игра является средством патриотического воспитания; в особенности военизированные игры, воспитывающие прекрасные качества бойца: выносливость, выдержку, дисциплинированность, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. А.С. Макаренко ставился вопрос об использовании отдельных воинских традиций четкости, подтянутости, некоторой военной терминологии.
Многие авторы отечественной философии, а именно А.Н. Радищев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, В. Соловьев, И.И. Ильин и др., также обращались к понятию «патриотизм». Проанализировав их труды, становится ясно, что каждый из них имел собственную точку зрения.
Так, например, известный отечественный мыслитель В.В. Розанов в сборнике «Мимолетное. 1915 год» писал: «Любить, верить и служить России – вот программа. Пусть это будет Ломоносовский путь» [16]. Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Действительно, когда ты бьешься за свое Отечество, как Ломоносов, - ты уже не заносчивый сверхчеловек, а солдат.
Выдающийся русский философ Алексей Федорович Лосев, раскрывая проблему патриотизма, отмечал: «Любящий любит не потому, что любимое — высоко, велико, огромно. Родители любят детей, и дети любят родителей не за высшие добродетели, а потому что они друг другу родные. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, во всем и непременно велика, высока, богата, прекрасна и пр. Нет. Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это — свое, неотъемлемое свое, родное: он с этим живет, с этим погибает; он и есть это самое, а это самое, родное, и есть он сам» [16].
Русский мыслитель, правовед и политолог Иван Александрович Ильин определяет истинный патриотизм как непременно критическое отношение к тому, что в истории и в сегодняшней жизни Родины вызывает обоснованное недовольство. «Любить свой народ и верить в него, верить в то, что он справится со всеми историческими испытаниями, восстанет из крушения очистившимся и умудрившимся, — не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства, а может быть, и пороки. Принимать свой народ за воплощение полного и высшего совершенства на земле было бы сущим тщеславием, больным националистическим сомнением. Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Духовная любовь вообще не предается беспочвенной идеализации, но созерцает трезво и видит с предметной остротой. Любить свой народ не значит льстить ему или утаивать от него его слабые стороны, но честно и мужественно бороться с ними. Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия» [16].
Идеи классиков отечественной педагогической науки актуальны и по сей день, многие из них стали основой современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.
Воспитание патриота считается не только социальной проблемой, но и важной задачей педагогической науки и практики. Формировать и развивать патриотические чувства необходимо с детства.
Наиболее благоприятным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма, является младший школьный возраст. «Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы» [6].
Чувства, как господствующая сила над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, побуждающих детей к расширению знаний. «Если ребенка дошкольного возраста волнует то, что находится в его ближайшем окружении, то у младшего школьника чувства вызваны более широким кругом социальных явлений. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни» [1].
На воспитание патриотизма влияет прошлый опыт ребенка, эмоциональный аспект. Так, «если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, то он тем самым приобрел эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста» [1].
Значительное влияние на становление патриотического сознания обучающихся оказывает и содержание образования.
«Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. Перед педагогическим коллективом стоит непростая задача выстроить воспитательный процесс таким образом, чтобы в него органично вплетались разнообразные виды и формы деятельности, позволяющие формировать патриотические качества у младших школьников» [11].
Учителям начальных классов необходимо учитывать трудности, с которыми можно столкнуться в процессе формирования у учащихся патриотических качеств, а именно конкретность, недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей.
Из этого следует, что воспитание патриотических чувств невозможно без активизации познавательной сферы личности ребенка. Она способствует усвоению разнообразных явлений окружающего мира и общественной жизни, развитию мышления. «Знания учащихся младшего школьного возраста оказывают влияние на их волевые усилия. В результате овладения знаниями у детей складывается система мотивов, регулирующая их поведение. Освоение системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости в окружающей действительности, обеспечивает формирование нравственно воспитанной личности, ее отношения к окружающей действительности, обеспечивает формирование нравственно воспитанной личности, ее отношения к окружающему миру» [1].
Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт не настолько велик, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься патриотическим воспитанием уже в этом возрасте. Младших школьников отличает удивительный интерес к познанию окружающего мира, стремление получать новые впечатления. Однако самостоятельно ребенок не в силах проникнуть и освоить сущность общественных явлений. Только под руководством учителей и родителей он сможет понять систему знаний, опираясь на существующие в окружающем мире действительные связи и отношения между отдельными предметами и явлениями. «Основной формой знаний школьников являются представления, которые на протяжении всей начальной школы обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными. На основе полноценных представлений у младших школьников могут быть сформированы простейшие понятия» [1].
Прививать детям патриотические чувства следует не только теоретически, наполняя их багаж знаниями, но и воспитывать практически. Необходимо направлять детей применять полученные знания в жизненных ситуациях, создавать условия для приобщения детей к нравственно-патриотическим идеалам. Это является следствием того, что «в младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношения к родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу, то, что дано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу. Все это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов является основой формирования нравственных качеств личности» [1].
Как говорилось ранее, важнейшей задачей школы, в частности педагогов, является воспитание патриота, любящего свою Родину.
«При решении проблемы по патриотическому воспитанию младших школьников, педагог осуществляет следующие конкретные цели:
1. Воспитание интереса к прошлому путем изучения культуры, быта, знакомства с судьбами разной эпохи.
2. Дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности.
3. Организация участия детей в процессе решения общественных проблем.
4. Формирование гражданской позиции – понимания общения с людьми, которые живут в данном обществе» [14].
Воспитывая ребенка, мы воспитываем завтрашнего полноправного члена нашего общества, от которого зависит будущее нашей страны. Привить чувство гражданства, взрастить его в ребенке – задача взрослых, находящихся рядом с ним. Естественно, необходимо чрезвычайно ответственно подходить к взаимодействию с ребенком, к использованию таких средств воспитания, как поощрение, наказание, похвала и др.
По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, «воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удается сочетать требовательность и доброту, - доброту обязательно! Это давно интуитивно найдено в педагогической практике и осознано многими выдающимися педагогами» [3].
Следует учитывать, что воспитывает все – жесты, отдельно взятые слова, суждения о чем-либо, поступки, прочитанная книжка или просмотр передачи. Ребенок впитывает в себя все из окружающего мира ежеминутно, ежедневно, поэтому задача педагога – направить ребенка в нужное русло, предоставить объем полезной информации.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. Этот возраст, по мнению ряда исследователей, характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Очень важно взрослым, окружающим ребенка, не упустить время и приложить все усилия на формирование действительно важного качества.
2. Результаты исследования уровня патриотической воспитанности младших школьников
Изучив теоретический материал по проблеме исследования, мы организовали и провели педагогический эксперимент на базе МБОУ «Гимназии № 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Ола». В эксперименте принимали участие обучающиеся вторых классов в количестве 57 человек. На этапе констатирующего исследования были использованы следующие методики: анкета, включающая в себя открытые вопросы, и методика «Допиши предложения».
Анкета (Приложение 1)
Цель: определить уровень знаний младших школьников о своей стране, родном городе, его достопримечательностях и истории.
Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Результаты методики 1
В соответствии с рисунком 1 33% испытуемых имеют высокий уровень знаний, 48% - средний уровень, низкий уровень составил у 19 % испытуемых. Затруднения у многих обучающихся вызвал вопрос «Какие названия жилищ народов России тебе известны?» Большинство ребят ответили: «многоэтажный дом», «кирпичный дом». На вопрос «Какие русские народные игрушки ты знаешь?» некоторые из ребят написали героев русских народных сказок («Морозко», «Конек-Горбунок»).
Методика «Допиши предложения» (Приложение 2)
Цель: определить уровень патриотических знаний, гражданского чувства.
При проведении данной методики детям предлагалось дописать предложения. Были даны следующие понятия, соответствующие нашей проблеме: трудолюбивый человек, патриот, ветеран, традиция, памятник.
Результаты проведения методики таковы: 39 учащихся (68%) дали определения всех понятий; 12 из 57 (21%) не справились с двумя терминами и 6 учащихся (11%) смогли полноценно раскрыть смысл только двух предложенных им слов.
Многие учащиеся дали неполный ответ на вопрос, что такое «памятник». Встречались такие ответы: Памятник – это «статуя», «скульптура». Раскрывая смысл понятия «традиция», некоторые ребята писали названия праздников («День учителя», «1 сентября»).
Наглядно результаты методики представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты методики «Допиши предложения»
Результаты проведенных методик показали, что учащиеся имеют знания о своей родине, знают символику страны, достопримечательности и историю своего города, владеют большинством понятий по теме патриотизм. У обучающихся в достаточной степени представлен когнитивный компонент. Но для воспитания патриотов своего города, края, страны, необходимо систематически и последовательно использовать материалы краеведения как на уроке, так и в процессе воспитательной работы. В этом и велика роль краеведческого материала.
3. Использование средств краеведения в патриотическом воспитании младших школьников
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с любви к малой родине. В последние годы увеличивается роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию чувств патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Изучение и понимание культуры родного края – важный шаг на пути становления патриота, поскольку воспитание может рассматриваться в качестве явления культуры.
Неотъемлемой частью изучения родного города является посещение музеев. В ходе практики мы посетили многие из них. Музейно-педагогическая программа решает образовательно-воспитательные и воспитательно-развивающие задачи. Краеведческий материал учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, его богатстве, гордиться им, т.е. приобщает к духовным ценностям всех поколений. Выступая в качестве средства развития творческих способностей младшего школьника, его погружения в мир исторической реальности, углубления всесторонних знаний о мире, музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музея и школы. После посещения музея дети нарисовали, писали сочинение на тему «Что мне понравилось в музее». Особенно любимыми являются интерактивные занятия в музее, когда ученики могут потрогать экспонаты, примерить исторический костюм, сделать что-то своими руками.
За годы работы в музее собрана богатейшая коллекция по истории, природе, этнографии, культуре марийского края. Это материалы археологии, этнографии, документальные материалы, предметы изобразительного искусства, биологические экспонаты, предметы из драгоценных металлов, камней и другие.
Заключение
Проблема патриотического воспитания младших школьников является актуальной для современного российского общества. В настоящее время очень важно вырастить детей, любящих свой родной край и свое Отечество, т.е. патриотов. Целью воспитания является формирование всесторонне гармонически развитой личности. Патриотическое воспитание играет одну из главных ролей в этом процессе. Краеведческая работа является одним из средств развития патриотических чувств.
Наша работа позволяет сделать выводы о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. Очень важно взрослым, окружающим ребенка, не упустить время и приложить все усилия на формирование патриотизма. Результаты исследования показали, что младшие школьники имеют достаточно высокий уровень знаний о своей родине, знают символику страны, достопримечательности и историю города Йошкар-Олы, владеют большинством понятий по теме «Патриотизм». Для воспитания патриотов своего города, края, страны, необходимо систематически и последовательно использовать материалы краеведения как на уроке, так и в процессе воспитательной работы. Краеведение учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, его богатстве, гордиться им, т.е. приобщает к духовным ценностям всех поколений.
Неотъемлемой частью изучения родного города является посещение музеев. Выступая в качестве средства развития творческих способностей младшего школьника, его погружения в мир исторической реальности, углубления всесторонних знаний о мире, музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музея и школы.
Список использованной литературы
1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - N 9. - С. 17-20.
2. Васин К.К. С.Г. Чавайн. Жизнь и творчество. Йошкар-Ола, 1987. С. 28.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1998.
4. Гришкова Е.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности / Гришкова Е.А. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/11/09/patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov, дата обращения 15.09.16
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c
6. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
7. Краевед Т. Е. Евсеев: материалы конф., посвященной 100-летию со дня рождения / МарНИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева; Мар. респ. науч.-краевед. музей. – Йошкар-Ола, 1988. – 101 с.
8. Краевед-исследователь М.Н. Янтемир (1887-1938): материалы конф., посвященной 110-летию со дня рожден. / МарНИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева; ред. кол.: А.А. Зенкин (отв. ред.), Г.А. Сепеев, В.И. Сухин. – Йошкар-Ола: МарНИИ 1988. – С. 19-29.
9. Краеведческая работа в школе: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; авт.-сост.: О.Л. Шабалина, А.В. Рыбаков. – Йошкар-Ола, 2013. – 100 с.
10. Леонтьев К.Н. Русский национализм – наше спасение / Леонтьев К.Н. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://srn.su/?p=1676, дата обращения 10.09.16
11. Марийское краеведение: опыт и перспективы развития: Материалы ХХI республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2015.- 186 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ) // Интернет издание http://минобрнауки.рф/ documents/922, дата обращения 20.09.16
13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
14. Особенности и задачи патриотического воспитания младших школьников [Электронный ресурс] // http://nauchforum.ru/node/7243, дата обращения 16.09.16
15. Патриотизм [Электронный ресурс] // http://www.psychologos.ru/articles/view/patriotizm, дата обращения 26.09.16
16. Патриотизм и критическое отношение к Росси, русскому народу – совместимы ли они? [Электронный ресурс] // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st091.shtml, дата обращения 29.09.16
17. Понятие патриотизм в древности. Происхождение и значение слова [Электронный ресурс] // http://biofile.ru/his/796.html, дата обращения 18.09.16
18. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи [Электронный ресурс] // http://www.nirsi.ru/100, дата обращения 21.09.16
Приложение 1
Методика 1
Вопросы анкеты:
- Как называется страна, в которой ты живешь?
- Как называется твой родной город?
- По какому адресу ты проживаешь?
- Какие достопримечательности есть в твоем городе?
- Какие парки и скверы есть в твоем городе? Как они называются?
- Названия каких улиц и площадей твоего города тебе известны? В честь кого они названы?
- Напиши последовательность цветов флага России? (сверху вниз)
- Что изображено на гербе России?
- С каких слов начинается Гимн России настоящего времени? (напиши две первые строчки)
- Какие русские народные игрушки ты знаешь?
- Какие народные праздники отмечаются в нашей стране?
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ -1 балл.
За неполный ответ – 0,5 балла.
За неправильный ответ – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 17.
Высокий уровень (свыше 15 баллов): верно определены названия города, страны, достопримечательностей, зеленых зон города, улиц (4-5), площадей; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; знание народных праздников, народных игрушек, предметы быта; знание жилищ народов России.
Средний уровень (10-15 баллов): верно определены названия страны, города; знание флага России, герба России, гимна России, герба города; не полностью названы достопримечательности, зеленые зоны, улицы (2-3), площади города, народные праздники, игрушки.
Низкий уровень (менее 10 баллов): верно определены названия страны, города, знание флага России; отсутствие знаний герба России, гимна России; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не полностью названы улицы (1-2) и площади; не названы народные праздники.
Приложение 2
Методика 2
Допиши предложения. Что для тебя значит:
Трудолюбивый человек – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патриот – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ветеран – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Традиция – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Памятник – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
0 б. – полное не совпадение
1 б. – частичный ответ
2 б. – ответ, приближенный к правильному
3 б. - правильный ответ
Максимальное количество баллов – 15.
Высокий уровень – свыше 13 баллов.
Средний уровень – 8-13 баллов.
Низкий уровень – ниже 8 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"
Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....
Горжусь своей профессией!!
Эссе Размышления о профессии, её важности в современном мире....
Я горжусь своей Россией!
Классный час, посвященный Дню флага России.Дети знакомятся с историей флага России, Оренбургской области и города Новотроицк....
Я горжусь своей малой Родиной!
Цель классного часа: Воспитание чувство гордости за свою малую родину,С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врыв...
Презентация "Я горжусь своей фамилией"
Презентация для проведения классного часа "Я горжусь своей фамилией"...
Презентация "Я горжусь своей фамилией"
Презентация для проведения классного часа "Я горжусь своей фамилией"...
Я горжусь своей малой Родиной
описание памятных и исторических мест своей малой родины...