Роль религии в конфликте
статья

Архипова Лена Ивановна

Эссе на тему "Роль религии в конфликте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Роль религии в конфликте60 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«РОЛЬ РЕЛИГИИ В КОНФЛИКТЕ»

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Основная часть

2.1.Понятие конфликта

2.2.Оценка конфликта с точки зрения социальной науки и различных вероисповеданий.

         

     3. Заключение

     4. Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Конституция определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исследовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». (1). Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений». (2)Основными религиями в России являются христианство, а также ислам, иудаизм и буддизм. Кроме того, существуют различные этнические религии (неоязычество, тенгрианство) и новые религиозные движения. В данном эссе будут рассмотрены основные вышеназванные четыре религии с точки зрения различных религиозных взглядов на конфликт.

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

В словаре  Ожегова С.И. «Толковый словарь русского языка» слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор»(3). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены это слова, действие (бездействие), могущие привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из 4 типов: 1. Стремление к превосходству; 2) Проявление агрессивности; 3) Проявление эгоизма; 4) Неблагоприятное стечение обстоятельств. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия участников. Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства. Окончание конфликта это прекращение действий, направленных друг против друга. (4)

(1)Конституция РФ; (2) Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».(3) Словарь русского языка. Ожегов С.И.(4) Общая теория конфликта. Лектор Краснопеев Д.В.

Оценка конфликта с точки зрения социальной науки и различных вероисповеданий

     Для разрешения конфликта важным условием успеха является готовность каждой стороны брать на себя ответственность за возникший конфликт, исправлять свои ошибки. Решение следует считать успешным, если в результате выигрывает высший смысл мироиздания, высший непреложный закон существования человека, как феномена и человечества в целом. Проигрышем следует считать решение, достигнутое насилием с, недобровольным ущербом одной из сторон, без искреннего переосмысления своей неправды и раскаяния.

Теория социального конфликта возникла в социологии в 50-60-ые годы 20 века в работах Л.Козера, Р.Дарендорфа, Р.Миллса, К.Болдинга и др. Наиболее полно теория социального конфликта отразилась в работах американского социолога Л.Козера «Функции социальных конфликтов» и немецко-британского социолога Р.Дарендорфа «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе». Они рассматривали конфликт как позитивный фактор, способствующий социальным переменам. «Чтобы позитивно разрешить конфликт, по мнению Дарендорфа, необходимо учитывать три обстоятельства: 1. Ценностные предпосылки:: каждая сторона должна признавать интересы оппонента; 2. Степень организации конфликтующих сторон: чем больше организованны участники конфликта, тем легче они достигнут договоренности; 3. Принятие правил игры: конфликтующие стороны должны принимать установленные правила, выполнять взятые на себя обязательства»(5). Таким образом, конфликт в 20-м веке ни у кого не возникало сомнений в том, что это явление присуще всему обществу и носит социальный характер. Противоречивость оценок конфликта в социальной сфере также характерна и в религиозных верованиях. Например, в христианстве отношение к конфликтам противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо. В частности, противоречивое отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового Заветов. С одной стороны, проповедуется  ненасилие (подставь вторую щеку), с другой в книге «Исход» есть определение Бога как «мужа брани». Воззвание же к богу приносит победу в сражениях. По поводу конфликтов в христианской церкви католический теолог Фома Аквинский писал: «Что касается церкви, она исполнена милосердия и стремится обратить заблуждающихся; оттого она не тотчас осуждает, но после первого и второго увещевания, как учит апостол. Если же еретик и после этого продолжает упорствовать, церковь не надеясь нас его обращение, заботится о спасении

(5) Статья «Теория социального конфликта Л.Козера и Р.Дарендорфа. Функции конфликта по Л.Козеру. Конфликтная модель общества Р.Дарендорфа». (zaochnik.com).

других, устраняет его из церкви посредством отлучения, а затем, предает его светскому судье, чтобы он устранил его из мира посредством смерти…». В исламе вопрос о сущности конфликтов также противоречива. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха и изложена в Коране: «А если пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей

народом единым. А они не перестают разноголосить»(6). В Священной книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах.  Правоверным необходимо всегда помнить об учении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства ислама. Это связана с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар аль –ислам»-обитель ислама и «дар аль-харб»-обитель войны, мир неверных. Буддизм и иудаизм в этом смысле более последовательны и не приемлют насилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия –«зло» (Сатана).

      Конец 20 века стал, по мнению известного американского политолога С.Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии. И это несмотря на то, что практически все наиболее распространенные, в том числе мировые религии, призывают к веротерпимости по отношению к представителям других религиозных взглядов. Обратим внимание на  предлагаемые и предпочтительные средства выхода из конфликтов в различных религиях: а) Христианство.«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Так призывают человека остаться прежде всего человеком в любой ситуации. Для предупреждения конфликтов применимы следующие изречения: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, такими будете судимы; и какой мерой мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?». Воздержание от домыслов и оценок в адрес собеседника в Коране. Всевышний Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другим и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах-Принимающий покаяния, Милосердный». Отношение буддизма к применению насилия в конфликтах это предписание не

(6) Социальная  конфликтология (базовый курс) М.Ю.Зеленков. Московский государственный институт путей сообщения. Юридический институт.

противиться злу насилием. «Луше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тогда победа твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай и ни ад» (Будда), «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она» (7). В Иудаизме Тора запрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, в результате которой умножаются раздоры и разногласия. Путь Торы- это поиск мира и единства. «Ее пути-пути приятные, и все ее стези - мир». Так, если у человека есть возможность исполнить заповедь, но при этом ему придется ввязаться в спор или какой-то скандал, мудрецы и в этом случае советуют воздержаться от ее выполнения.

«Не может устоять мир, если нет в нем людей, способных смолчать во время ссоры». «Не делай другому того, от чего больно тебе».

         В то же время религия может являться источником социальной дифференциации и часто –инструментом  социального конфликта. Прежде всего, это связано с тем, что любая религиозная система требует границ - реальных, установленных в соответствии с географическим положением, или условных, а там где есть границы, рано или поздно происходят столкновения. По словам британского философа религии Дж.Боукера, «отстаивание идентичности и защита границ от вторжения или эрозии ведет к религиозным войнам. Даже те религии, которые основаны на принципе ненасилия, в некоторых обстоятельствах отстаивают правомерность войны… Причина острой непримиримости религий состоит в высокой ценности охраняемой и передаваемой информации. Люди скорее погибнут, чем откажутся от унаследованного сокровища, особенно, если они испытали на собственном опыте ценность. В этом состоит парадокс религиозного сознания: религии наносят вред потому, что несут в себе благо». В современном мире так называемые религиозные конфликты часто принимают форму борьбы за политические права, национальную (этническую) независимость, социальную справедливость, гендерное равенство  и т.д. Религиозная идентичность часто оказывается прикрытием национальной идентичности, идеологическим ресурсом, которым легко манипулируют политические элиты и правящие группы для достижения не религиозно- духовных, а материальных целей. На самом деле конфликты сопряжены с претензиями на власть, ресурсы и статус, лежащими за рамками собственно религиозного поля. Карл Маркс, в частности, рассматривал религию как источник конфликта – скорее разобщающую, нежели сплачивающую силу в обществе. Маркс утверждал, что религия – это инструмент, который помогает поддерживать статус-кво в обществе, усмиряя низшие классы обещаниями наград в жизни после смерти. Широко известное выражение Маркса, использованное в работе «К критике гегелевской философии права», что «религия – это опиум народа», образно отражает мысль, что награды, обещанные религией, – всего лишь иллюзии. Религия помогает поддерживать социальное неравенство и оправдывает угнетение.

(7) Джаммапада. Knigogid.ru

Конфликтологи, приведя анализ воздействия религии на отношения сторон в конфликтах, сделали ряд выводов:

  1. Конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждой из региональных цивилизаций;
  2. Принадлежность к тому или иному этносу, как правило отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине, это позволяет говорить о глубокой взаимосвязи этнического и конфессионального противостояния;
  3. Конфессиональные противоречия сами по себе никогда или почти никогда не были причиной локальных конфликтов (даже за религиозными войнами, в том числе крестовыми походами, стояли иные, более конкретные земные причины, нежели религиозная нетерпимость, поэтому ее роль не следует преувеличивать).

Заключение.

Религия существует в обществе не как чужеродное тело, но как одно из проявлений жизни социального организма. Религия может не только выступать как фактор стабильности общества, но и служить источником социальных изменений. Спутником любого конфликта является обида, лучший способ решения которой –прощение. Этический фактор  должен выполнять роль арбитра в любом конфликте. Конфликт, противоречие, разногласие сами по себе не только могут быть негативно-разрушительными, «вредными», но и могут иметь позитивное значение, быть «полезными». И все же теория конфликтов, концентрируя внимание на противоречии и борьбе, испытывает серьезное затруднение в объяснении солидарности и кооперации, без которых общество нежизнеспособно. «Теория социальной жизни должна учитывать оба момента-гармонию и диссонанс,-хотя их соотношение, их баланс варьируются в достаточно широких пределах. В конечном же счете эти два подхода не взаимоисключающие, а взаимно друг друга дополняющие»(8).

(8) Религия и общество. Социальные функции. Гараджа В.И.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  3. Общая теория конфликта. Лектор Краснопеев Д.В.
  4. Религия и общество. Социальные функции. Гараджа В.И.
  5. Статья «Теория социального конфликта Л.Козера и Р.Дарендорфа. Функции конфликта по Л.Козеру. Конфликтная модель общества Р.Дарендорфа». (zaochnik.com).
  6. «Толковый словарь русcкого языка». Ожегов С.И.
  7. Социальная  конфликтология (базовый курс) М.Ю.Зеленков. Московский государственный институт путей сообщения. Юридический институт.
  8. Джаммапада. Knigogid.ru\books\1854-dhammapada\toread


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"

урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.

Все  споры  разрешает  не  война,как  пережиток  варварской  эпохи,А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Тренинговое занятие для педагогов "Роль учителя в конфликте между детьми"

Введение государственных образовательных стандартов обучения поставило перед педагогами не только образовательные, но и воспитательные задачи. Сейчас учителю предлагается создавать условия для р...

Основы религиозной культуры и светской этики» На тему: Роль религии в конфликте

Конец ХХ века, богатый на исторические события, характеризуется также периодом возвращения религии во многие сферы человеческой жизни – культуру, политику, экономику и иное публичное пространств...

Эссе на тему "Роль религии в конфликте".

Социологи едины во мнении, что конечный социальный смысл любой религии в том, что «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Но религиозные конфликты не п...