Программа кружковой работы "Самоделкин"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Медвёдовской
УТВЕРЖДЕНО.
Решение педсовета протокол №1
«30» августа 2022 г.
Председатель педсовета
______________Е.Н.Капустина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок художественно-эстетический
обще - интеллектуальной направленности
«Самоделкин»
Ступень обучения (класс) - 4
Количество часов в 4 классе – 80
Учитель изобразительного искусства: Черенкова Анна Андреевна
Рабочая программа разработана на основе примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы по кружку обще - интеллектуальной направленности «Самоделкин» для 4 класса использовались:
- федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599;
- учебный план Государственного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Медведовской;
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы по кружку обще-интеллектуальной направленности по изобразительному искусству «Акварелька» для 2 класса составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.
Место учебного предмета в Учебном плане.
Обще-интеллектуальный кружок «Самоделкин» входит в таблицу-сетку часов учебного плана государственного казенного общеобразовательного учреждения специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Медвёдовской для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Реализация рабочей программы обще-интеллектуального кружка «Самоделкин» рассчитана на 80 часов (по 2 часу в неделю).
Данная программа предназначена для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений.
Направленность программы:
Направленность программы подобрано таким образом, что выполняет следующие функции:
- общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора;
- познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;
- научно – исследовательская – развивает навыки исследовательской работы навыки работы с различными схемами, чертежами; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.
Новизна программы:
Новизной и отличительной особенностью Программы кружка является
развитие у детей творческого и исследовательского характеров,
пространственных представлений, познание свойств различных
материалов, овладение различными способами практических действий,
приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к
окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанных с развитием у
детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления
и усидчивости. На занятии кружка осуществляется индивидуальный подход,
построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием
технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости ребёнка.
Актуальность программы:
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний, умений и навыков, но и развитие психических функций, обеспечивающих высокий уровень общего развития обучающихся.
В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. А этот психический процесс у детей с ЗПР недостаточно развит по причине микроорганической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в школе. Именно в младшем школьном возрасте возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной степени компенсировать задержку психического развития. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс. Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.
В связи с этим возросла потребность в разработке и создании программы кружка «Самоделкин», предназначенной для учащихся начальных классов, посещающих группу продленного дня. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
В основу создания программы положен личностно-ориентированный подход, который ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Педагогическая целесообразность
Занятия развивают возможность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
Цели программы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
Развивающие:
- Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд.
- Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающие:
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Обогащение словаря детей специальными терминами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям.
- Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций.
- Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Воспитательные:
- Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
- Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
- Воспитание творческой инициативы, культуры представления своих работ на выставках и конкурсах.
Коррекционные:
- Коррекция зрительного и пространственного восприятия.
- Коррекция образного мышления, внимания, усидчивости.
- Коррекция взаимоотношений в коллективе.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-13 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы
Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года Группа формируется из детей в возрасте от 10 до 13 лет. Оптимальное количество – 8 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группы.
Отличительные особенности
Рабочая программа кружка "Самоделкин" вводит ребенка с ОВЗ в удивительный мир творчества. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию уважительного отношения к труду. Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению и рисованию для детей с умственной отсталостью, а расширяет и углубляет сведения о работе с тесьмой, нитками, тканью, пластилином, красками, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия художественной практической деятельностью развивают потенциал ребёнка. Освоение технологических приёмов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные способности и возможности.
В процессе реализации программы используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; презентация, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Режим занятий
Годовой курс программы рассчитан на 80 часов (2 раза в неделю по 40 минут).
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение различных видов бумаги;
- способы и приемы обработки бумаги.
К концу обучения воспитанники должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике;
- контролировать правильность выполнения работы.
- Таблица тематического распределения количества часов
№ | Разделы | Кол-во часов по программе |
1 | Квиллинг | 28 |
2 | «Цветочные фантазии» (работа с гофрированной бумагой, салфетками) | 8 |
3 | «Бумажные фантазии» | 18 |
4 | Оригами | 6 |
5 | Канзаши | 20 |
Итого: | 80 |
Список литературы.
1.Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2018.
2.Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2017.
3.Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2018. 400с.
4.Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2019. 140 с.
5.Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2018. 190 с.
6.Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребѐнка). – М., 2018.
7.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.
8.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М., 2017.- 160с.
9.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб., 2016.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы в детском саду "Умелые ручки"
Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....
Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка...
Календарно-тематическое планирование по теме: ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК" (ТЕХНИКА -КВИЛЛИНГ)
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных програмным содержанием и временем, на которых иногда трудно осущес...
Программа кружковой работы "Риторика" для 4 класса
Программа кружка "Риторика" для 4 класса. Здесь можно найти пояснительную записку, структуру, объём часов и тематическое планирование....
Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....
Программа кружковой деятельности на тему: "Сказочный ларчик"
Программа кружковой деятельности на тему: "Сказочный ларчик"...
"Познаю мир" программа кружкового объединения
Программа составлена для работы с учащимися начальной школы....