"Познаю мир" программа кружкового объединения
рабочая программа по окружающему миру на тему
Программа составлена для работы с учащимися начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznayu_mir.doc | 446 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С. Джурко»
Шипуновского района Алтайского края
Согласовано Методическим Советом школы Протокол №……от………………..2016г. Председатель МС ………………………………/В.Ф. Портнягина/ «……..»……………………. 2016 год. | «Утверждаю» Приказ №…………….от… 2016 г. Директор МКОУ «Быковской СОШ имени А.С.Джурко» …………………../С.И. Журавлева/ «……..»…………………….2016 год. |
Программа
кружкового объединения
внеурочной деятельности
«Познаю мир»
Срок реализации: 1 год
Составила: Цыганенко Светлана Александровна
учитель начальных классов
2016
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Программа экологического клуба "Познаю мир” разработана для детей 6 - 11 лет. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе
- Цель и задачи курса «Познаю мир»
Цель: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры); формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Методы и формы
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через игровые занятия, практикумы, заочные экскурсии и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная и групповая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.
- Особенности программы.
Программа «Познаю мир» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Содержание курса
1 раздел – "Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – "Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – "Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,
часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
4 раздел – "Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.
5 раздел – "Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
6 раздел – "Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – "Человек – часть живой природы. Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей. Дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира и своего края.
Учащиеся должны уметь:
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники, выставки рисунков на «День птиц», «День Земли» и др.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Тема занятия | Примечания |
Вводное занятие. | ||
Растения бывают разные. | ||
Экскурсия в природу. | ||
Иглокожие. | ||
Ящерицы. | ||
Лягушки и жабы. | ||
Синичкин день. | ||
Птица года. | ||
Кто как зимует? | ||
Зимующие птицы. | ||
Ракообразные. | ||
Моллюски. Улитки. | ||
Моллюски. Осьминоги. | ||
Моллюски двухстворчатые. | ||
Удивительные ракушки. | ||
Подводные чудеса. | ||
Черепахи и крокодилы. | ||
Божьи коровки. | ||
Бабочки. | ||
Комары и стрекозы. | ||
Общественные насекомые. | ||
Кто что теряет? | ||
Игра «Всё о животных» | ||
Летучие мыши. | ||
Кроты. | ||
Какие бывают кошки. | ||
Собаки на службе человеку. | ||
Поганки (чомги) | ||
День птиц (игра) | ||
День воды. В воде и у воды. | ||
Аквариумные рыбы. | ||
Акулы | ||
Морские звери (киты, дельфины и другие). | ||
Удивительные рыбы. | ||
Зеленая аптека. | ||
Растения хищники. | ||
Опасные соседи(о ядовитых растениях). | ||
Игра «Интересная природа» | ||
Итоговое занятие. | ||
Информационные ресурсы
- Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец«Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
- Королева А.В. «Естествознание для малышей” журнал «Начальная школа” 1998г. №10
- Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П«Нетрадиционные уроки в начальной школе☹Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми”
- Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
- Ростов н/Д:ТИ «Учитель”, 2002.
- Рыжова Н.А «Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
- Рыжова Н.А «Наш дом – природа”Журнал«Начальная школа” 1998г. №10
- Занимательно-познавательная экология. Оренбург, 1996.
- Зверев А.Т. Экологические игры. М: Изд. Дом Оникс, 2001.
- Каленникова Т.Г. Природа и ты. Вопросы и задания по экологии. Мн: Нар. Асвета, 1989.
- Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей.
- Королева А.Е. Иди за мной. Программа экологического просвещения дошкольников и младших школьников. Калининград, 1996.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Акад. Разв., 1998.
- Блинников В.И., Блинникова Л.Н. Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Горизонт, 1993.
- Грешневиков А. Экологический букварь. М: Экос-информ, 1995.
- Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М: Пед. Общ. России, 2001.
- Маслов В.А., Гурнашева Н.В. Словарик юного эколога. Обнинск, 1993.
- Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников. Владимир: 1987.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн: Асар, 2001.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Мн: Асар, 2001.
- Николаева О.Ф. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Новая шк., 1995.
- Олимпиады, викторины, конкурсы (по экологии). Ростов на Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1992.
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М: Просвещение, !995.
- Сивоглазова В.И. и др. Экология России. Книга для учителя. М: АО МДС, 1996.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М: Просвещение, 1995.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М: Пед. Общ России, 2000.
- Экология Познавательная энциклопедия. М: Time-Life, Кристина и К , 1994.
- Экология и охрана животных. Сб. Куйбышев: КГУ, 1982.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академ. Разв., 1997.
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа
№ занятия | Тема занятий | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение (1час) | 1 | ||
1 | Что такое экология? | 1 | |
1. Мой дом за окном (6 часов) | 3 | 3 | |
2 | Мой дом | 1 | |
3 | Дом, где мы живем | 1 | |
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | |
5 | Деревья твоего двора | 1 | |
6 | Птицы нашего двора | 1 | |
7 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 | |
2. Я и мое окружение ( 9 часов) | 4,5 | 4,5 | |
8 | Моя семья | 1 | |
9 | Соседи-жильцы | 1 | |
10 | Мой класс | 1 | |
11 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | 1 | |
12 | Дом моей мечты | 0,5 | 0,5 |
13 | Рассказы, стихи о семье | 1 | |
14 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 | |
15 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | |
16 | Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | 1 | |
3. Гигиена моего дома ( 7 часов) | 3,5 | 3,5 | |
17 | Гигиена класса | 1 | |
18 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | |
19 | Бытовые приборы в квартире | 1 | |
20 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | |
21 | Наша одежда и обувь | 1 | |
22 | Русская народная одежда | 0,5 | 0,5 |
23 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 | |
4. Вода - источник жизни (4 часа) | 3 | 1 | |
24 | Вода в моем доме и в природе | 1 | |
25 | Стихи, рассказы о воде в природе | 1 | |
26 | Вода в жизни растений и животных. | 1 | |
27 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 1 | |
5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа) | 2 | 1 | |
28 | Солнце, Луна, звезды – источники света | 1 | |
29 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |
30 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | 1 | |
6. Весенние работы (2 часа) | 2 | ||
31 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 1 | |
32 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | 1 | |
7. Воздух и здоровье (2 часа) | 1 | 1 | |
33 | Воздух и здоровье человека | 1 | |
34 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | |
18 | 16 | ||
Итого: | 34 часа |
3-й год обучения
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение (2час) | 2 | ||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 | |
2. | Мир вокруг. | 1 | |
1. Человек и природа (5 часов) | 2 | 3 | |
3 | Экология и мы. | 1 | |
4 | Осенние работы в поле | 1 | |
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | 1 | |
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 | |
7 | Осень в лесу | 1 | |
2. Неживое в природе ( 12часов) | 6 | 6 | |
8 – 9 | Неживая природа | 1 | 1 |
10 | Солнце – источник тепла и света | 1 | |
11 | Вода, её признаки и свойства | 1 | |
12 | Берегите воду! | 1 | |
13 | Почва – святыня наша. | 1 | |
14 | Состав и свойства почвы | 1 | |
15 – 16 | Погода. Климат. | 1 | 1 |
17 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | |
18 | Почему нельзя..? | 1 | |
19 | Диалоги с неживой природой | 1 | |
3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов) | 4 | 5 | |
20 | Практикум «Хлебные крошки» | 1 | |
21 | Кто улетает, а кто остаётся | 1 | |
22 | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | |
23 | Вода и жизнь | 1 | |
24 | Растения рядом | 1 | |
25 | Комнатные растения | 1 | |
26 | Размножение комнатных растений | 1 | |
27 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | 1 | |
28 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | 1 | |
4. Царство грибов (3часа) | 3 | ||
29 | Съедобные грибы | 1 | |
30 | Несъедобные грибы | 1 | |
31 | Микроскопические грибы | 1 | |
5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа) | 1 | 2 | |
32 | Сельскохозяйственные машины и орудия | 1 | |
33 | Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке | 1 | |
34 | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке | 1 | |
18 | 16 | ||
Итого: | 34 часа |
4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение (1час) | 1 | ||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | 1 | |
1. Среда обитания (6 часов) | 4 | 2 | |
2 | Времена года на Земле | 1 | |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | |
4 | Изменения окружающей среды | 1 | |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | |
6 | Условия жизни растений | 1 | |
7 | Разнообразие животных, условия их жизни | 1 | |
2. Жизнь животных ( 4часа) | 2 | 2 | |
8 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | |
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | |
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | |
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | |
3. Реки и озера (8 часов) | 5 | 3 | |
12 | Реки и озера | 1 | |
13 | Получение кислорода под водой | 1 | |
14 | Пресноводные животные и растения | 1 | |
15 | Жизнь у рек и озер | 1 | |
16 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | |
17 | Околоводные птицы | 1 | |
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | |
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 | |
4. Человек и животные ( 8 часов) | 5 | 3 | |
20 | Жизнь среди людей | 1 | |
21 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | |
22 | Домашние животные | 1 | |
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | |
24 | Уход за домашними животными | 1 | |
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | |
26 | Люди и паразиты | 1 | |
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | |
5. Сельскохозяйственный труд (7часов) | 4 | 3 | |
28 | Почва | 0,5 | 0,5 |
29 | Семена овощных и декоративных культур | 0,5 | 0,5 |
30 | Заботы хлебороба весной | 1 | |
31 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 1 | |
32 | Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 | |
33 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива | 1 | |
34 | Декоративные растения | 1 | |
19 | 15 | ||
Итого: | 34 часа |
Содержание курса
1 раздел – "Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – "Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – "Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,
часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
4 раздел – "Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.
5 раздел – "Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
6 раздел – "Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – "Человек – часть живой природы. Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.Дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
Во время экскурсии в лес узнают, о чем «шепчутся» деревья: Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
Тема 1. Что такое экология? (1час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров
Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)
Тема 2. Мой дом (1час)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе
Тема 3. Дом, где мы живем (1час)
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Тема 6. Птицы нашего двора (1час)
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)
Тема 8. Моя семья (1 час)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
Тема 10. Мой класс (1 час)
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу
Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час)
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе
Тема 12. Дом моей мечты (1 час)
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями
Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени
Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов)
Тема 17. Гигиена класса (1 час)
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными
Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)
Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены
Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации
Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)
Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов
Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^гигиенические требования, условия содержания, уход.
Тема 22. Русская народная одежда (1 час)
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой
Тема 23.Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)
Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнююодежду?
Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)
Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час)
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана
Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)
Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется
из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды
Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток
Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)
Влияние тепла и света на комнатные растения
Тема 30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы
Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)
Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.
Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.
Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)
Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.
3-й год обучения
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)
Тема 3. Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Тема 5.Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.
Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)
Тема 8 – 9. Неживая природа( 2часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Тема 12. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растенийОпыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)
Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом.- Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края
Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)
Расширить представление учащихсяоб экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Тема 23. Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Тема 24. Растения рядом (1час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Тема 25. Комнатные растения (1час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)
Тема 29. Съедобные грибы (1 час)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)
Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.
Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)
Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволовДежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей
Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)
Посадка декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.
4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3.Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5.Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров(1час)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА» (8 часов)
Тема 12.Реки и озера(1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения(1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20.Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 24.Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».(1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27.Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД» (7 часов)
Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур(1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 32.Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 34.Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Показателив личностной с ф е р е ребенка:
- - интерес к познанию мира природы;
- - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- -преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
1-й уровень: (1-й год обучения и первое полугодие второго года обучения)
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России, Краснодарского края;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- о том, что планета Земля - наш большой дом;
- о том, что Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- о том, что человек существо природное и социальное;
- разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- о том, что экология - наука об общем доме.
2-й уровень: (второе полугодие второго года обучения и третий год обучения)
Учащиеся должны знать:
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
3-й уровень: (четвертый год обучения)
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество |
1. | Печатные пособия
| 10 |
2. | Технические средства обучения
| 1 1 1 |
4. | Экранно – звуковые пособия
| 5 3 |
5. | Игры и игрушки
| 25 |
6. | Оборудование класса
| 15 столов- 30 стульев 2 стола 2 стула 1 4 |
Согласовано Согласовано
Протокол МО №____ от _______ Заместитель директора по УВР
Руководитель МО ______________Додалева Н.Ю.
_________________Димкова Н.А. «____»________________2012г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________ _Додалева Н.Ю.
« 31 » августа 2012 года
Краснодарский край Абинский район пос. Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
(полное наименование образовательного учреждения)
муниципального образования Абинский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружок «Юные экологи»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс __ _______________ 1 «А»___________________________________
Учитель Цурупа Наталья Ивановна
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Цурупы Н.И., утверждённой решением Педсовета
МБОУ СОШ №5, протокол №1 от 31.08.2012 года.
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
2012-2013 учебный год
№ п/п | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | |
1»А» | 1 «Б» | ||||
Введение | 2 | ||||
1. | Вводное занятие. Что такое «Экология»? Веселое путешествие в природу. | 1 | 03.09 | 07.09 | ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации Карта «Краснодарский край», «Россия» Глобус Карта « Растительный мир» Карта « Животный мир» Комплект цветных диапозитивов Слайды |
2. | Праздник «Посвящение в юные экологи». | 1 | 10.09 | 14.09 | |
Экскурсия (интенсив) | 2 | ||||
3. | Экскурсия на реку Ахтырь (район «белой» школы). Отношение человека к природе. Экологическая безопасность. | 1 | 17.09 | 21.09 | |
4. | Экскурсия на реку Ахтырь (район «белой» школы). Отношение человека к природе. Экологическая безопасность. | 1 | 24.09 | 28.09 | |
Молчаливые соседи | 3 | ||||
5. | Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? Просмотр мультфильмов. | 1 | 01.10 | 05.10 | |
6. | Чем питаются домашние животные? | 1 | 08.10 | 12.10 | |
7. | Как ухаживать за своим питомцем? | 1 | 15.10 | 19.10 | |
Экскурсия (интенсив) | 5 | ||||
8. | Экскурсия в Краснодарский Сафари-парк. | 1 | 26.10 | 26.10 | |
9. | Экскурсия в Краснодарский Сафари-парк. | 1 | 09.11 | 09.11 | |
10. | Экскурсия в Краснодарский Сафари-парк. | 1 | 16.11 | 16.11 | |
11. | Экскурсия в Краснодарский Сафари-парк. | 1 | 23.11 | 23.11 | ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации Карта «Краснодарский край», «Россия» Глобус Карта « Растительный мир» Карта « Животный мир» |
12. | Экскурсия в Краснодарский Сафари-парк. | 1 | 30.11 | 30.11 | |
Пернатые друзья | 2 | ||||
13. | Прогулка в парк. «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы. | 1 | 10.12 | 07.12 | |
14. | Прогулка в парк. Экологическая акция «Поможем птицам!» | 1 | 17.12 | 14.12 | |
Загадки животного мира | 2 | ||||
15. | Зимовье зверей | 1 | 24.12 | 21.12 | |
16. | Любопытные факты о живой природе | 1 | 14.01 | 28.12 | |
Оранжерея на окне | 2 | ||||
17. | Любители света и тени, влаги и тепла. | 1 | 21.01 | 18.01 | |
18. | Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения» | 1 | 28.01 | 25.01 | |
Секреты неживой природы | 2 | ||||
19. | Природа – наш общий дом. Веселое путешествие в природу. Времена года. | 1 | 04.02 | 01.02 | ПК Мультимедиа Обучающие диски Презентации Карта «Краснодарский край», «Россия» Глобус Карта « Растительный мир» Карта « Животный мир» Комплект цветных диапозитивов Слайды |
20. | Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом. | 1 | 18.02 | 08.02 | |
Человек – часть живой природы. Охрана природы. | 3 | ||||
21. | Люди разные нужны, люди всякие важны. | 1 | 25.02 | 22.02 | |
22. | Человек! Будь природе другом! Вредные привычки. | 1 | 04.03 | 01.03 | |
23. | Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края. | 1 | 11.03 | 08.03 | |
Экскурсия (интенсив) | 5 | ||||
24. | Экскурсия (в район ст. Эриванской)»По тропинке в лес пойдем» Этажи леса. Сезонные изменения растений. «Загадки леса» | 1 | 18.03 | 15.03 | |
25. | Экскурсия (в район ст. Эриванской)»По тропинке в лес пойдем» Этажи леса. Сезонные изменения растений. «Загадки леса» | 1 | 01.04 | 22.03 | |
26 | Экскурсия (в район ст. Эриванской)»По тропинке в лес пойдем» Этажи леса. Сезонные изменения растений. «Загадки леса» | 1 | 08.04 | 05.04 | |
27 | Экскурсия (в район ст. Эриванской)»По тропинке в лес пойдем» Этажи леса. Сезонные изменения растений. «Загадки леса» | 1 | 15.04 | 12.04 | |
28 | Экскурсия (в район ст. Эриванской)»По тропинке в лес пойдем» Этажи леса. Сезонные изменения растений. «Загадки леса» | 1 | 22.04 | 19.04 | |
Экскурсия (интенсив) | 5 | ||||
29 | Экскурсия в Анапский «Дельфинарий» | 1 | 06.05 | 26.04 | |
30 | Экскурсия в Анапский «Дельфинарий» | 1 | 13.05 | 03.05 | |
31 | Экскурсия в Анапский «Дельфинарий» | 1 | 20.05 | 10.05 | |
32 | Экскурсия в Анапский «Дельфинарий» | 1 | 15.05 | 17.05 | |
33 | Экскурсия в Анапский «Дельфинарий» | 1 | 22.05 | 24.05 | |
ИТОГО: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковое объединение "Ритмика и танец"
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда нераз...
Кружковое объединение "Юный художник"
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно оттого, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. ...
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...
План-конспект открытого занятия кружкового объединения «Вокальный ансамбль» Тема: Введение в программу. «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет)
Первое занятие кружкового объединения "Вокальный ансамбль". Тема: «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет). Цель данного занятия вызвать у детей интерес к занятиям в вокал...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ" (Объединение "Я познаю мир")
В современном мире актуальным вопросом является обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Оптимальным решением данного вопроса является приобщение детей к декоративно-прикладно...
Занятие фольклорного кружкового объединения "Из бабушкиных сундучков..."
Русский народ- создатель богатого фольклора: мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, сказки… В этом наследии - достоинство, ум народа, его нравс...
Программа кружкового объединения "Фольклорный театр"
В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью, мы будем вспоминать незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые поговорки, загадки, ...