Доклад для выступления на семинаре "Влияние использования музыки на уроках литературного чтения на эмоциональное развитие младших школьников."
презентация к уроку

Гончукова Дарья Викторовна

Музыка… Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. Музыка может успокоить или развеселить.

Человек всегда хотел быть счастливым, здоровым, психически устойчивым, творчески активным.

 Использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним их способов улучшения эмоционального состояния и физического здоровья школьников.

Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни - нужна всем. Одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, возникают отрицательные эмоции. Значит, музыка влияет на настроение, поведение человека, его обучение и эмоциональное развитие.

Эмоции, положительные эмоции - одно из важных ценностей в жизни человека. Сохранение положительных эмоций средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как создавать и сохранять положительные эмоции с помощью музыки, необходимо всем.

Любая человеческая деятельность сопровождается эмоциями, вызывает эмоционально активное или пассивное отношение. Эмоция - это реакция человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления. Музыка в человеческом обществе становится активным и действенным средством эмоциональной коммуникации. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, события общественной жизни и картины природы, вызвать разнообразные ассоциации.

Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и всё богатство духовного мира человечества.

С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни.

В последнее время ученые доказали, что музыка композиторов- классиков активирует и левое, и правое полушарие мозга. Более того, занятия, которые требуют активности обоих полушарий - такие как, игра на музыкальных инструментах и пение - развивают мозг и улучшают его способность перерабатывать информацию и запоминать её.

Музыка улучшает память. Информация, усвоенная во время прослушивания музыки, может быть воспроизведена с легкостью, если вы просто мысленно «проиграете» данную мелодию.

Математические способности - даже дети с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности лучше проходили математические тесты, послушав музыку перед выполнением задания.

Музыка развивает концентрацию внимания.

Легкая музыка и расслабляющая классика повышают длительность и интенсивность концентрации во всех возрастных группах и у людей с различными умственными способностями.

Влияет на эмоциональную восприимчивость. Последние исследования показали, что любая музыка, которая вам нравится, положительно сказывается на восприятии.
Жизнерадостная музыка может стать прекрасным способом подзарядиться энергией. Музыка эффективно устраняет усталость, от тяжелых физических упражнений и монотонной работы.

Музыка улучшает производительность труда. Многие люди любят слушать музыку во время работы.

Музыка помогает бороться со стрессом. Учеными доказано, что слушая медленную классическую музыку, люди избавляются от стресса и негативных эмоций. Жизнерадостная музыка помогает отвлечься от причин волнений, почувствовать себя более оптимистичным и позитивным.

Музыка успокаивает, расслабляет и помогает заснуть.

Расслабляющая классическая музыка является безопасным, дешевым и простым способом победить бессонницу. Исследования показывают, что всего лишь 45 минут расслабляющей музыки (Баха, Шопена) обеспечат глубокий сон на всю ночь.

Правильный выбор музыкального сопровождения при изучении сказок на уроках литературного чтения влияет на развитие творческих и мыслительных способностей у детей, создавая условия для развития их фантазии и творчества.
Прежде, чем научиться глубоко проникать в сущность причинно-следственных связей явлений окружающего мира, человек должен пройти в своём возрастном развитии период мыслительных упражнений. Эти упражнения представляют собой видение предметов и явлений; ребёнок видит живой образ, потом воображает и создаёт этот образ в своём представлении. Видение реального предмета и создание фантастического образа в представлении – в этих двух ступеньках мыслительной деятельности нет никакого противоречия. Ведь фантастический образ сказки воспринимается, мыслится ребёнком и создаётся им же самим как яркая реальность. Создание фантастических образов – это самая благодатная почва, на которой развиваются бурные ростки мыслей. Каждый ребёнок не только воспринимает, но и рисует, творит, создаёт. «Детское видение мира – это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в тоже время созданный ребёнком, несёт в себе яркую эмоциональную окраску» (В. А. Сухомлинский).
Присутствие музыки на уроках литературного чтения усилит интерес детей к восприятию литературного произведения, помогая увидеть литературных героев более ёмко и образно, а также разнообразит и украсит ход урока. Такой урок может считаться нетрадиционным, так как будет строиться на основе метода художественного контекста (выход за пределы одного предмета). «Музыка как вид искусства дополнит и расширит представление школьников о духовном опыте человечества, поможет осознать вечные темы искусства и жизни» (Е. Д. Критская).
Для успешной реализации этой задачи важное значение имеет сотрудничество педагогов, их творческое совместное участие при подготовке уроков и мероприятий. Учитель музыки может посоветовать и подобрать нужные фрагменты из музыкальных произведений в помощь учителю литературного чтения. При этом должна учитываться «художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность, а также педагогическая целесообразность» (Е. Д. Критская). Работая учителем начальных классов, я в свою очередь тоже часто провожу нетрадиционные, комплексные уроки, обращая особое внимание на жанр сказки в произведениях русских и зарубежных композиторов. Сказочные сюжеты вызывают у детей особый интерес и проявления их творчества.
Уже в первом классе дети встречаются с образом новгородского гусляра и царевны Волховы в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, с рождественским героем – Щелкунчиком в балете П. И. Чайковского, с Бабой-Ягой в «Детском альбоме». Они с удовольствием рисуют полюбившихся сказочных героев, рассказывают о характере музыки, которая их изображает, высказывая своё отношение к этим героям.
Во втором классе , учащиеся знакомятся с пушкинскими героями в опере М. Глинки «Руслан и Людмила. Они учатся размышлять о добре и зле, сравнивая Черномора и Руслана, Наину и Людмилу.
В четвёртом классе проводится параллель сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» с оперой-сказкой Римского-Корсакова. Дети запоминают «три чуда», слушают «Полёт шмеля» и тоже выполняют творческие задания. С учащимися четвёртого класса, совместно с учителем музыки мы проводим творческие практикумы, на которых дети пишут сочинение-отзыв на прослушанную музыку из литературного произведения; выявляем победителей и поощряем их.
Используя сочетание литературы и музыки на уроке, учитель создаёт условия для знакомства детей с разными видами искусства и раскрывает их творческую активность в учебном процессе, что способствует успешному усвоению программы и формированию полноценной личности общества.

 Многие писатели не вносили в название своих произведений музыкальную терминологию, но отличались удивительной музыкальностью языка. Проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Гоголя, А.А.Блока, С.А.Есенина…

    Особенно близка музыке стихотворная речь: она более  ритмически  организована. В.Г.Белинский писал: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой».

   Изучая пейзажную лирику, в качестве иллюстрации можно использовать «Времена года» П.И.Чайковского и Вивальди, «Утро» Грига, «Мелодию» Глюка, «Сирень» Рахманинова, «Метель» Свиридова.

   Изучая тему родины в лирике, можно слушать фрагменты из   Первого концерта П.И.Чайковского, Второго концерта С.В.Рахманинова, «Богатырской симфонии» А.П.Бородина. Это располагает к   размышлению, активизирует лексику чувств. Школьники понимают, что тема родины нашла воплощение не только в художественном слове, но и в музыке.

   Многие произведения литературы положены на музыку. Стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.А.Фета стали романсами. Многие стихотворения Некрасова были положены на музыку народом и превратились в народные песни. Использование их на уроке помогает научить детей выразительному чтению стихотворений.

 Музыкальный материал на уроках литературного чтения надо использовать систематически на протяжении всего учебного года.

Использование музыкальных произведений на уроках литературного чтения возможно на разных этапах урока для решения различных задач: в начале урока - для подготовки восприятия художественного текста; во время конкретных наблюдений за вербальным воплощением художественного текста литературного произведения - с целью эмоциональной поддержки; в конце урока - как эмоциональный компонент периода осмысления художественного образа. Иногда, с целью проблематизации и диалогизации урока, для осознания учащимися многозначности литературно-художественного образа музыкальное произведение может использоваться по принципу контраста.

 Использование аудиозаписей вокальной или инструментальной интерпретации фольклорной песни, например, - своеобразный синтез музыки, слова и рифмы — помогает ученикам воспринять эмоциональное содержание, специфику мелодии песни, обогащают восприятие песенного текста.

Можно попросить учащихся проанализировать одноименный музыкальный фрагмент с точки зрения его соответствия, замыслу автора литературного текста. Этот прием развивает речь, умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать.

 

Такой предмет, как литературное чтение, прежде всего обращён к душе и сердцу ребёнка. Часто помогает увидеть созвучные современности мысли и настроения. Образовать урок душевно и эмоционально - нелёгкая задача. А использование музыки на уроке способствует более глубокому восприятию литературного произведения, расширяет кругозор учащихся ,воспитывает эстетический вкус.   Потому и возникает необходимость соединения литературы с другими видами искусства. Такие уроки пробуждают интерес учащихся к предмету, развивают образное восприятие окружающего мира, умение сопоставить увиденные и прочувствованные образы в различных видах искусства, воспитывают вкус, внутреннюю культуру, обогащают словарный запас учащихся.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние использования музыки на уроках литературного чтения на эмоциональное развитие младших школьников Цель: показать влияние использования музыки на уроках литературного чтения на эмоциональное развитие младших школьников.

Слайд 2

«Детское видение мира- это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в тоже время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску». (В.А.Сухомлинский)

Слайд 3

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане ,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Слайд 6

« Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой». (В.Г. Белинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»

Курсовая рабоа с презентацией по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья об эмоциональном развитии младших школьников во внеучебной деятельности...

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....

Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников

Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...

Познавательно-эмоциональное развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС в процессе использования проектно-ориентированных моделей.

В статье представлены результаты экспериментальной работы над проектно-ориентированными моделями (игр-занятий). Успех социализации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС во многом зависи...