Индивидуальный педагогический маршрут
статья

Евсейцева Светлана Геннадьевна

Индивидуальный педагогический маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_ped_marshrut.docx376.84 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

учителя начальных классов
 на  2021 – 2025 годы

 

  Ф.И.О. педагога:  Евсейцева Светлана Геннадьевна

        Место работы: МОБУ Талаканская СОШ №5

                      Занимаемая должность: учитель начальных классов

                             Образование: высшее

                             Квалификационная категория: высшая

                             Педагогический стаж: 34года

 

                       

                                                  Пояснительная записка 

Актуальность опыта.

       Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних учеников является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни учащиеся понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ученика зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого учащегося при классно-урочной форме обучения. 

    Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор для запоминания.

      Поэтому я решила познакомиться с приемами эйдетики. Ведь ведущая идея заключается в создании условий, содействующих повышению орфографической грамотности младших школьников на основе использования в учебном процессе приемов моделирования, необходимых для хранения получаемой информации.

     Новизну своего опыта вижу в использовании приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников умений кодировать и хранить информацию.

     Целью моей деятельности является создание условий для формирования прочного орфографического навыка на основе использования приемов учебного моделирования для наиболее эффективного средства запоминания и хранения информации

.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

  • совершенствовать орфографический навык учащихся с помощью различных приемов моделирования, направленных на эффективное запоминание изучаемого материала;
  • создавать условия для самостоятельного творческого поиска  графических и фонетических ассоциаций для запоминания словарных и трудно проверяемых слов.

Предполагаемые результаты: Приёмы будут мотивировать учеников к более успешному усвоению учебного материала

    Теоретическая база опыта: В своей работе я рассмотрела оригинальную научную методику, разработанную учёными- психологами  И.Ю.Матюгиным,  Е.В.Антощуком, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбниковой,  Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазиной., Л.С. Выготским

    Поначалу слово «эйдетика» кажется страшным термином. Но на поверку оказалось, что все очень просто и даже весело.

   На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, то успех в усвоении знаний гарантирован. Для повышения грамотности учащихся эффективны приёмы эйдетики.

    Эйдос” по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов после окончания их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных    и  других трудных для написания слов.

Методами эйдетики являются: мнемотехника (вербально-логическое мышление) и эйдотехника (конкретно-образное мышление)

   Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно использовать во внеклассной работе и непосредственно на уроке.
 

 Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. 

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Платные курсы
  • Мастер-классы
  • Газеты, журналы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план,

групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов, а также через участие в жизни школы.

Прогноз ожидаемых результатов

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
  • разработка уроков с применением ИКТ, новых технологий
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, учебных пособий, создание электронного комплекта педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп: 
1.     Фонетические ассоциации (по схожести звучания).  

 Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 
Береза – белая береза                     Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”            Герой – Гена – герой                      Деревня – дед в деревне                                              Железо – железо режу еле-еле      Запад – на западе солнце падает                                     Инженер – Женя – инженер           Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап                 Комната – комната у Наты             Лопата – лопата лопнула

Магазин – магазин под названием “Ага”; маг в магазине продает маги-маги               Мебель – мебель белая                             Пассажир – пассажир берет билет в кассе           Паук – у паука папа                                  Пенал – пенал моют пеной                                     Ребята – ребята решают ребус                 Сапоги – Саша в сапогах                                          Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня                                            Тарелка – тарелка-это тара                       Чувство – уважай чужие чувства
Улица – на улице встречаю знакомые лица                                                                                      

2.     Занимательные четверостишия.

 Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.
ГАля гАзету домой принесла,
Телепрограмму скорее нашла.
Что там, в гАзете?
А ГАля не знает,
Только лишь телепрограмму читает дальше

 А ДЕдушке Морозу
Все дЕти в дЕкабре
Готовят дружно встречу
У елки во дворе.

Что дЕлали дЕжурные?
Водой залили пол.
Ведром в футбол играли,
Зато забили гол!

ГОрка гОроха, лук и морковь.
Мама! Гороховый суп
Нам готовь!

 К этой тЕме ИНТЕРЕС Не ослабевает:
Динозавр куда исчез?
 Кто об этом знает?

ИдИте, ДИРЕКТОР, На помощь идите! Порядок, дИректор, Везде наведИте! 
«КвА КВАРТИРУ не хочу, – КвАкает лягушка. – Мне болото – лучший дом! Где моя подушка?» 
                                                                                 

 3.     В слове спряталось другое слово.  

 Валенки – валенки у Ленки                             Горизонт – гори, зонт!                             Облако – на облаке лак                                      Ракета – в ракете рак                                  Соловей - соловей поет соло                              Ужин – ужи на ужин?   

 4.     Графические ассоциации (по схожести изображения).                                              

  Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. 

 5.     Изографы .                                                                                                                      Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
   
1        Рисунок19          Рисунок7       Рисунок5              Ответ: трамвай.                                                                                                          6.    Смысловые ассоциации.  

Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. 
Погода – погоду наблюдают по годам           Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия                                        Сегодня – сего дня (при Петре I)                    Урожай – земля рожает урожай
                                                                                                                                                      7.    Нахождение проверочного слова.  

 Берег – брег /у Пушкина/                  Лисица – лис                           Ботинки – боты Воскресенье – воскрес                        Впереди – перед, передний         Пшеница – пшёнка 

                                                                                                                                                                      8.    «Подкрепление слов», которые трудно проверить.    Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. 
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же
буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек или снежинки.

     

  1. Как звучат слова в других языках.

   Арбуз – арбуз /укр.               Морковь – морква /укр./         Вчера – вчёра /укр./             Металл – металл /англ./           Москва – Москоу /англ./                                                                                        

  1. Составление ребусов.

011

Ещё нам на помощь приходит рисунок и сказка.

«Жила-была собака, она любила  много спать, поэтому её прозвали Соня».               «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, Я- самый быстрый, Я - самый умный! Я, Я, Я…».

Алгоритм по составлению ассоциограммы:

1. Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко слышимой) позиции и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

       Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено множество. Я лишь попыталась обобщить опыт учителей, которые творчески подходят к своей работе, постоянно ищут разные подходы в обучении. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики помогает превратить заучивание словарных слов в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

       

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2021 – 2022 год

Курсы повышения  квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2022 – 2023год

Участие в тренинге личностного роста « Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений» и семинарах для учителей начальных классов.

Работа  по теме «Влияние групповой и парной  работы на развитие мотивации»

Расширение спектра применения дистанционных технологий в работе с обучающимися в том числе с ОВЗ.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2023 – 2024 год

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Выступление на ШМО  «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2024-2025 год

Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Направления самообразования

Основные направления

Содержание деятельности

Профессиональное

1. Изучить нормативные документы, программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2. Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через периодические издания и Интернет.

4. Участвовать в различных профессиональных педагогических конкурсах

5. Участвовать в научно-практических конференциях

6.Распространение опыта работы по теме самообразования.

7.Оформление результатов работы.

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики:

1 участие в мастер-классах

2 тренингах и семинарах

3 консультации преподавателей КФУ

Методические

1.Совершенствовать знания в области педагогики и психологии

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения для уроков в начальной школе

3. Принимать активное участие в работе школьного МО

4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах, творческих работ, олимпиадах, конференциях. Организовывать работу со слабо мотивированными детьми: дополнительные занятия

5. Изучать опыт работы других учителей через семинары и интернет страницы.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности.

8. Создать собственную копилку лучших конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий.

9.. Показать открытые уроки, внеклассные мероприятия

10. Участие в педагогических конкурсах

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному образованию, педагогике и психологии

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Соблюдать санитарные нормы при использовании ИКТ на уроках в начальной школе по требованию СанПиН

3. Формировать культуру здоровья участников образовательного процесса

 

 Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Платные курсы
  • Мастер-классы
  • Газеты, журналы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - образовательный маршрут

Цель: ликвидация пробелов по предмету...

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления педагогической коррекции младших школьников с трудностями в обучении

Раздел  ООП НОО- коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные модули (направления).  Модули отражают ее основное содержание:- диагностическая работа- коррекционно-развивающая работа-...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...

Индивидуальный педагогический маршрут

Формирование метапредметных результатов младших школьников средствами технологии ТРИЗ...