Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления педагогической коррекции младших школьников с трудностями в обучении
статья на тему
Раздел ООП НОО- коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Модули отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа
- коррекционно-развивающая работа
- консультативная работа
- информационно-просветительская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_korrektsiya1.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
как условие осуществления педагогической коррекции
младших школьников с трудностями в обучении
Программа коррекционной работы на ступени НОО включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию УУД;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов
Этап конструирования | Цель этапа | Результат этапа |
1. Этап наблюдения | Выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные, комплексные | Выявленные трудности в обучении младших школьников и их причины (на начало и конец сопровождения) |
2. Диагностический этап. | Выявление причин трудностей в обучении ребенка. Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника | Определение образовательного маршрута, получение конкретных рекомендаций педагогам и родителям. |
3. Построение маршрута | Построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин | Проведение занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся, формирование УУД на всех этапах учебного процесса. Организация групповых и индивидуальных занятий. |
4. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения | Оценка и самооценка успешности реализации программы. | Комплексная психолого-педагогическая поддержка и помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания. |
Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика | Выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась) | Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. |
Классификация трудностей в обучении
- Регулятивные
Трудности | Причины П.1.-П.3. | Типовые диагностические задачи для детей | Задания |
Не сохраняет заданную цель до конца выполнения задания | П.1. Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) П.2. Низкий уровень работоспособности | Тулуз-Пьерон (объем и качество произвольного внимания, характеристики работоспособности (врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы) | Работа по алгоритму. Расскажите по цепочке. Расскажи и выполни по порядку Смена видов деятельности. Работа по алгоритму. Расскажи по цепочке. Расскажи и выполни по порядку |
- Познавательные
Трудность | Причины П.1.-П.14. | Типовые диагностические задачи для детей | Задания |
Не умеет пользоваться инструкциями | Недостаточное развитие логической памяти и понятийного мышления | «Изучение словесно-логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени) | Составление рассказа по картинке. Составление сказки Расскажи по порядку Подбери нужный вариант к схеме Выбери слова, подтверждающие правило и т.п. |
Информационные | |||
Не понимает язык условных обозначений, затрудняется при работе с учебником, тетрадью и т.п. | Низкий уровень развития понятийного мышления | «Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени) | Работа по алгоритму, по инструкции взрослого, по образцу. Задания, направленные на работу с учебником, тетерадью. |
Затрудняется использовать знаково-символические средства (правило, модель, схема и т.п.) | Недостаточное развитие понятийного мышления | «Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени) | Выполни задание, ориентируясь на правило, схему, таблицу и т.п. |
- Психомоторные
Трудность | Причины П.1.-П.3. | Типовые диагностические задачи для детей | Задания |
. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разно наклонные буквы, тремор) | Слабо развита мелкая моторика пальцев рук | Методика А.Л. Вегнера «Собирание разрезанных картинок» | Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринт»). |
Индивидуальный образовательный маршрут
Дата начала/окончания работы_________________________________________________
ФИ ученика _________________________________________________________________
Класс ______________________________________________________________________
Классы трудностей | Трудности | Причины трудностей | Задания | Задания из УМК | Результат действия маршрута (трудность сохранилась «+» / трудность не сохранилась-) |
при устранении трудностей снять с индивидуального маршрута |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения
Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...
: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
Пособие посвящено разработке и применению в учебном процессе активных методов обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...
Программа педагогической поддержке младших школьников испытывающих трудности в обучении.
Программа...
Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»
Доклад-презентация«Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...
Индивидуальный подход к школьникам с трудностями в обучении
Автор статьи:Громова Ирина Сергеевнаг.Санкт-Петербург, Московский р-он, ГБОУ школа № 663...
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении
Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....