Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."
статья
Статья "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_i_metody_raboty_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Сыровятская Татьяна Александровна
Учитель начальных классов.
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В своей практике постоянно использую активные формы и методы работы и понимаю их важность в подготовке активности учащихся на разных этапах работы. Этим летом поучаствовав в семинаре, касающемся данной тематики ,еще раз убедилась в правильности своего решения в выборе данных приемов работы. Но при этом сделала и выводы для себя, в том , что слишком много приемов не стоит брать на урок, а лучше взять мало ,но достигнуть того результата, на который и были направлены , данные приемы.
А теперь давайте более глубже разберем активные методы на уроках в начальной школе. Так как на сегодняшний день образование Республики продолжает перестраиваться кардинально, внедряются активные методы обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.
Целью начального образования в рамках обновления является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как: умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуют от учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя. Эти подходы иллюстрируют идею о том, что обучение больше происходит в деятельности, нежели предваряет ее.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.
Строятся они в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи активных методов обучения не ограничиваются. Возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Для каждого этапа урока используются различные активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы, как
- "Галерея портретов"
- "Подари подарок другу"
- "Поздоровайся локтями"
- "Улыбнемся друг другу"
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
А я предлагаю вам метод "Ладошка желаний".
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как
- "Дерево ожиданий"
- "Поляна снежинок"
- "Фруктовый сад"
- "Ковер идей"
- "Солнышко и туча"
- "Осенний сад"
И данные методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:
- "Магазин"
- "Парный выход"
- "Светофор"
"Сундучок знаний" (соотнести карточки).
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются методы «Ульи» - обсуждение в группах.
«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
«Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах.
Догадайтесь о теме урока. Сформулируйте тему.
«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
Метод "Мозаика",при котором на карточках, составляется логическая последовательность произведения.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
- "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика)
Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
- "Гимнастика мозга" ("Кнопки мозга", "Крюки", "Перекрестные шаги", "Ленивые восьмерки" и т.д.)
На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:
- "Автобусная остановка"
- "Инфо-карусель"
- "Инсерт"или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературного чтения ,познания мира и естествознания. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «лиса» (к уроку литер.чтения)
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна (хитрая, рыжая).
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна (обманула, съела, прехитрила)
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы (Хитрая лиса всех обманула)
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (плутовка)
Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении «словарных слов».
Еще одним из похожих приемов ,является такой вид, как Диаманта-это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых- понятия с противоположным значением.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
На этапе рефлексии можно применить следующие методы:
- "Незаконченное предложение"
- "Телеграмма"
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские активные методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми. Список источников. 1. http://www.kazpravda.kz/news/poslanie-prezidenta/poslanie-narodu-kazahstana-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva/ Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»7 2. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015. 3. http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет» 4. http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд» 5. http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов 6. http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе. 7. http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой. 8. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания
Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...
"Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы на уроке в начальной школе"
Данная презентация содержит теоретический материал по заявленной теме....
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика...
Формы и методы работы с родителями в начальной школе.
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обу...
Формы и методы работы с неуспевающими учащимися начальной школы.
Статья содержит причины неуспеваемости учащихся начальной школы и ее профилактику....
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качест...
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...