Конспект занятия «Азбука шахматной партии»
план-конспект

Асатрян Ашот Андраникович

Привить начинающим шахматистам навыки алгоритма поиска лучшего хода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_hod.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Азбука шахматной партии»

Тема занятия: «Азбука шахматной партии»

Лучший правильный ход.

Цель: Привить начинающим шахматистам навыки алгоритма поиска лучшего хода.

Задачи:

Научить выбирать лучший ход в позиции

Развивать дисциплину мышления

Воспитать целеустремленность и терпение

План :

  1. Сообщение темы и плана занятия
  2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений и навыков к изучению новой темы
  3. Ознакомление с новыми знаниями, показ образца того, чему необходимо научиться
  4. Подведение итогов, индивидуальные задания на дом

Ход занятия

Сильные шахматисты в своей игре используют строгий порядок использования своих знаний и навыков, объединенный одной целью, то есть свой шахматный алгоритм.

Итак, мы с вами научились тактическим приемам в шахматах, оценке, технике расчета. Давайте еще раз вспомним эти элементы.

Перед тем как начинать составлять этот самый алгоритм, нужно понимать структуру самой партии и к чему надо стремиться в тот или иной период, где будем применять шахматный алгоритм, а где будем пользоваться общими правилами. И так, шахматная партия состоит из трех стадий: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

В дебюте мы будем пользоваться общими правилами разыгрывания начала партии: быстрое развитие фигур, захват и борьба за центр, безопасность короля. Более подробно о дебюте мы будем говорить в отдельных уроках по дебюту. В эндшпиле нашей задачей будет: проведение пешки в ферзи, борьба с пешками соперника и многое другое. Вообще эндшпиль — это как наука и отдельные точные знания, которые надо знать наизусть, как правила.

Что же в миттельшпиле? Вот как раз в миттельшпиле и будем пользоваться нашим составленным шахматным алгоритмом для поиска наилучшего хода. Ведь в миттельшпиле происходят основные моменты сражения за преимущества, атака на короля, борьба за инициативу и для многих середина партии является наиболее сложной для понимания и игры.

Что мы будем использовать в своем алгоритме «Правильного хода»? Первое что в него войдет: тактические удары и комбинации сколько бы мы не получили преимущества, как бы не улучшали свою позицию, но в итоге только успешная комбинация решает успех партии.

Второе, без чего не обойтись: оценка шахматной позиции. Оценив позицию, мы можем понять, в чем наше преимущество, а в чем соперника, и как нам дальше следует действовать улучшать собственную позицию или заняться профилактикой.

Непременно в наш шахматный алгоритм должна войти позиционная игра, это то, чем мы будем улучшать свою позицию.

Теперь необходимо все это применить на практике, осознанно, дисциплинированно. Как же в турнирах, в условиях ограниченного времени, при противодействии противника, выбрать лучший ход?

Для этого мы и вводим понятие алгоритма (порядка) выбора сильнейшего хода.

Алгоритм должен обеспечивать выбор сильнейшего хода

Алгоритм должен быть эффективным

Алгоритм должен быть экономичным по времени

Алгоритм должен быть логичным

В любой позиции мы будем искать и находить ходы, усиливающие позицию по четырем направлениям:

  • Улучшение позиции фигур
  • Изменение пешечной структуры и цепей
  • Размен
  • Ограничение продвижения фигур противника

Когда мы собрали информацию обо всех усиливающих ходах в данной позиции, можно сделать выбор - какой ход дает нам максимальное изменение активности фигур. Сделать расчет, перепроверить.

В итоге мы получаем:

1.Оценка позиции (после того как разыгран дебют, нам нужно точно понять в чем плюсы и минусы позиции как своих, так и соперника).

2.Тактические удары и комбинации, расчет необходимых вариантов (это обязательно смотрим в первую очередь после оценки позиции, так как успешная комбинация может решить исход партии и нам не придется тратить время на следующие пункты).

3.Позиционная игра (если тактических ударов и комбинаций нет, то переходим к улучшению своей позиции стратегическими методами: перегруппировка фигур, размен, пешечное продвижение, профилактика).

Вот и весь наш шахматный алгоритм! Как он будет работать в шахматной партии? Для начала разыгрываем дебют (10-15 ходов), далее оцениваем шахматную позицию. Смотрим, если есть тактические удары или комбинации, то рассчитываем их и применяем, если их нет, то переходим к позиционной игре.

После ответа соперника смотрим опять тактические удары, позиционную игру, после разменов оцениваем каждый раз позицию, если разменов нет, то каждых 5-7 ходов. И так делаем постоянно в течение всей партии. После того как перешли в эндшпиль используем знания уже в конкретно возникшем эндшпиле.

Перейдем к примерам.

Разберем на демонстрационной доске партию Карпов - Таль. Упражнение на закрепление знаний.

Подведение итогов, задание на дом.

Литература:

1.Виртуальная школа шахмат

https://schoolchess.ru/uroki/dlya-1-razryada-i-kms/urok-49-sostavlyaem-shaxmatnyj-algoritm.html

2. Галкин А.А. "Нестандартный эндшпиль". Москва, 2023 г., - 240 с.

3. Дыдышко В.И. «Интеллектуальные шахматы: учебник позиционной игры». – Минск: Жилкомиздат, 2022. – 240с.

4. Костров В.. "Алехин учит реализации преимущества. Решебник по партиям чемпиона мира по шахматам". Москва, 2022 г., - 144 с.

5. Ласкер Э. "Учебник шахматной игры. Здравый смысл в шахматной игре".

Москва, 2021 г., - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Азбука здорового питания"

Конспект внеклассного мероприятия «Азбука здорового питания»  направлен на формирование у   школьников пре...

презентация и конспект занятия "Азбука доброты"

Презентация по теме "Только хорошее" подходит для проведения занятия кружка "Азбука доброты", можно использовать как классный час на тему "Доброта". очень интересно проходит, дети активны на протяжени...

Конспект занятия "Азбука здоровья"

       Тема: «Мы здоровью скажем: Да» Цель: воспитывать серьезное отношение к своему здоровью; расширять кругозор учащихся.Задачи: обучающая: познакомить де...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....