План-конспект занятия " Цель шахматной партии"
план-конспект урока

План-конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inet_versiya.docx73.9 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия по шахматам.

Название объединения: Шахматы
Фамилия, имя, отчество педагога: Николаевская Елена Борисовна
Название реализуемой программы: «Шахматы»
Программа рассчитана на детей 6-10 лет.


Тема занятия: «Цель шахматной партии».

Дата проведения: 29.01.2020 г.
Место проведения: МДУ ДО ДДЮТ «Планета талантов» г. Лобня

Цель:

Введение понятия «Цель шахматной партии. Матирование короля». Быстрый мат.  Мат в 2 хода. Детский мат.

Подготовка детей к усвоению темы «Матирование  короля. Мат в 2-3 хода». Расширить знания детей о правилах игры в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- Дать более целостное представление о правилах игры.

- Дать представление о способах получения быстрого выигрыша.

- Выработать навык узнавать и правильно применять позиции для быстрого выигрыша.

- Подготовка к более глубокому изучению материала «матирование короля».

- Выработать навык работы с шахматной доской.

Развивающие:

-Развитие памяти, внимания.

-Развитие абстрактно-логического мышления.

-Развитие творческой активности.

-Развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

-Воспитать навыки работы в коллективе.

-Повысить шахматную культуру.

-Побудить к развитию стремления к успеху через труд.

-Выработать позитивное отношение к процессу обучения.

-Выработать навык работы в обучающей игре.

-Научить интересно и с пользой проводить досуг.

- Научить правильно и социально-приемлемо реагировать в стрессовой ситуации.

Оборудование:

-план-конспект открытого занятия

- Шахматные наборы.

- Пустые карточки.

- Демонстрационная шахматная доска.

- Карточки с заданиями – шахматная позиция.

- Карточки с заданиями – шахматная нотация.

- Ноутбук с программами

Методы контроля:

-Опрос

-Наблюдение

-Оценка выполнения самостоятельных заданий

-Игра-соревнование

Содержание занятия.

1 этап. Вводный. (5 мин)

Содержание:

-Введение в тему.

Задачи:

-Заинтересовать.

-Активизировать внимание.

-Настроить на новую тему.

2 этап. Основной. (35 мин)

Содержание:

Повторение и закрепление пройденного материала.

Задачи:

- Развитие внимания.

- Повторение пройденного материала.

- Выработать навык видеть позиционные возможности фигур на шахматной доске.

- Выработать навык работы с шахматной доской.

- Выработка навыка узнавания вида эндшпиля и использования его в процессе игры.

Содержание

основного

этапа

Методы, приемы действия

педагог

Методы, приемы действия

дети

Дид. материал

Результаты УУД

1

Повторение ранее изученного материала.

Опрос.

Индивидуальные ответы.

-

Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка знаний у детей, по каким-либо причинам, не усвоившим материал.

2

Объяснение нового материала

Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Объясняет новый материал.

Мат в 2 хода. Детский мат.  

Слушают объяснение педагога.  Активно отвечают на вопросы.

Демо. доска.

Шахматные наборы.

Дид. Карточки.

Степень усвоения материала  детьми отслеживается по возникающим у них вопросам и их ответам.

3

Физкульт минутка

Физкультурные упражнения.

Упражнения на расслабление.

Упражнение на активизацию внимания.

Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом.

Дети играют в игру на внимание «Повтори движение»

Стишок.

Набор упражнений

Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности.

4

Закрепление нового материала

Расстановка шахматной позиции на демонстрационной доске и поиск вместе с детьми позиции благоприятной для постановки детского мата.

Участвуют в построении на доске шахматной позиции под диктовку педагога. Находят позиции для коня, слона, ферзя (с пояснениями).

Демо. доска.

Отслеживаются по наблюдениям педагога, устным ответам детей, работе детей на магнитной доске, правильности выполнения самостоятельных заданий .

5

Физкульт минутка

Физкультурные упражнения.

Упражнения на расслабление.

Упражнение на активизацию внимания

Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом.

Дети играют в игру на внимание «Повтори движение»

Стишок.

Набор упражнений

Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности

6

Связь нового материала с его практическим применением. Развитие внимания, мышления, воображения., коммуникативных навыков.

Раздаются индивидуальные задания для каждого ребенка.

Выполнение индивидуальных заданий, закрепление ранее усвоенного материала.

Шахматные наборы, карточки, демо. доска

Ноутбук

Отслеживаются и исправляются ошибки и недочеты в УУД.

3 этап. Проверка усвоения материала. (5 мин)

Содержание:

-Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей.

-Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:

-Обобщить весь пройденный материал;

-Дать эмоциональную оценку работы детей;

-Настроить на дальнейшее успешное обучение.

4 этап. Тренировочный. Закрепление усвоенного материала. (45 мин)

Свободная игра в шахматы. Проведение партий.

Содержание:

-Повторение и закрепление пройденного на занятии материала в форме игры.

-Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:

-Закрепить пройденный материал;

-Дать эмоциональную оценку работы детей;

Содержание

этапа

Методы, приемы действия

педагог

Методы, приемы действия

дети

Дид. материал

Результаты УУД

1

Применение изученного материала на практике.

Свободная игра

Командная либо одиночная игра

Шахматные доски, фигуры.

Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка навыков у детей.

3

Физкульт минутка

Физкультурные упражнения.

Упражнения на расслабление.

Упражнение на активизацию внимания.

Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом.

Дети играют в игру на внимание «Повтори движение»

Стишок.

Набор упражнений

Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности.

4

Применение  и закрепление изученного материала на практике.

Свободная игра

Командная либо одиночная игра

Шахматные доски, фигуры.

Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка навыков у детей.

5

Физкульт минутка

Физкультурные упражнения.

Упражнения на расслабление.

Упражнение на активизацию внимания

Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом.

Дети играют в игру на внимание «Повтори движение»

Стишок.

Набор упражнений

Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности

6

Связь нового материала с его практическим применением. Развитие внимания, абстрактно-логического мышления, воображения. Коммуникативных навыков.

Свободная игра

Командная либо одиночная игра

Шахматные доски, фигуры.

Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка навыков у детей.

5 этап. Итоговый. (5-10 мин)

Подведение итогов.

Содержание:

-Повторение и закрепление пройденного на занятии материала в форме обратной связи.

-Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:

-Настроить на дальнейшее успешное обучение.

Дидактический материал:

Правила поведения за шахматной доской.

  1. Играть надо молча, не спеша.
  2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если

это возможно).

  1. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой –

нибудь ход.

  1. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать

нельзя.

  1. Нельзя мешать партнеру думать.
  2. Нельзя подсказывать игрокам.
  3. Не следует вслух произносить «шах» и «мат».
  4. Если какая – нибудь своя фигура или фигура противника

расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно

сказать: «Поправляю» - и поставить ее поаккуратнее.

  1. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.
  2. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие

шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

  1. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку

– это дань уважения партнеру.

  1. Перед партией тоже принято рукопожатие.
  2. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, вычитывая

варианты.

Часто новичкам в шахматах ставят «Детский мат». Опытные шахматисты сразу видят возможность «Детского мата», а вам необходимо с ним познакомиться и запомнить. Может кто-то знает эту комбинацию? Начинаем партию.


Детский мат —

1.е2 - e4 , е7- е5

2. Фd1-h5, Кв8-с6

3. Сf1 -c4, Кд8 – f6 

4. Фh5 - f7.

Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7.

detski mat

Самый быстрый мат — мат, поставленный на втором ходу шахматной партии (самый быстрый мат в классических шахматах) в результате ошибочного дебюта белых.

В более широком смысле дурацкий мат — мат ферзем или (что реже) слоном по незащищенной диагонали h4-e1 или h5-e8 в начальной стадии партии.

Запись ходов:

1.f2-f3 e7-e6

2.g2-g4 Фd8-h4

durackiy

Литература для родителей.

1.Ю. Авербах, М. Бейлин "Путешествие в шахматное королевство" (1972 г.)

2.Эм. Ласкер "Здравый смысл в шахматной игре" (1925 г.)

3.Ю. Авербах "Что надо знать об эндшпиле" (1960 г.)

4.Э. Шифферсъ "Самоучитель шахматной игры" (1911 г.)

Список педагогической литературы:

1.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

2.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.

3.Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

4.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

План-конспект интегрированного занятия по технике безопасности на занятиях аппликацией.

Памятка по технике безопасности для занятий в кружке аппликации. Правила безопасной работы с ножницами Соблюдай порядок на своём рабочем месте. Перед работой проверь исправность инструм...

План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"

Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...

План-конспект учебного занятия по сухому плаванию для учеников начальной школы( 7-8 лет), проводится с целью ознакомления детей с плаванием как с видом спорта и физической подготовки детей к плаванию.

План-конспект урока по сухому плаванию в группе начальной подготовки.Тема урока:  физическая подготовка учеников 1 класса по плаванию.Цель: Закрепление знаний, навыков и умений п...

Конспект занятия «Азбука шахматной партии»

Привить начинающим шахматистам навыки алгоритма поиска лучшего хода...