План-конспект занятия " Цель шахматной партии"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия по шахматам.
Название объединения: Шахматы
Фамилия, имя, отчество педагога: Николаевская Елена Борисовна
Название реализуемой программы: «Шахматы»
Программа рассчитана на детей 6-10 лет.
Тема занятия: «Цель шахматной партии».
Дата проведения: 29.01.2020 г.
Место проведения: МДУ ДО ДДЮТ «Планета талантов» г. Лобня
Цель:
Введение понятия «Цель шахматной партии. Матирование короля». Быстрый мат. Мат в 2 хода. Детский мат.
Подготовка детей к усвоению темы «Матирование короля. Мат в 2-3 хода». Расширить знания детей о правилах игры в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- Дать более целостное представление о правилах игры.
- Дать представление о способах получения быстрого выигрыша.
- Выработать навык узнавать и правильно применять позиции для быстрого выигрыша.
- Подготовка к более глубокому изучению материала «матирование короля».
- Выработать навык работы с шахматной доской.
Развивающие:
-Развитие памяти, внимания.
-Развитие абстрактно-логического мышления.
-Развитие творческой активности.
-Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитать навыки работы в коллективе.
-Повысить шахматную культуру.
-Побудить к развитию стремления к успеху через труд.
-Выработать позитивное отношение к процессу обучения.
-Выработать навык работы в обучающей игре.
-Научить интересно и с пользой проводить досуг.
- Научить правильно и социально-приемлемо реагировать в стрессовой ситуации.
Оборудование:
-план-конспект открытого занятия
- Шахматные наборы.
- Пустые карточки.
- Демонстрационная шахматная доска.
- Карточки с заданиями – шахматная позиция.
- Карточки с заданиями – шахматная нотация.
- Ноутбук с программами
Методы контроля:
-Опрос
-Наблюдение
-Оценка выполнения самостоятельных заданий
-Игра-соревнование
Содержание занятия.
1 этап. Вводный. (5 мин)
Содержание:
-Введение в тему.
Задачи:
-Заинтересовать.
-Активизировать внимание.
-Настроить на новую тему.
2 этап. Основной. (35 мин)
Содержание:
Повторение и закрепление пройденного материала.
Задачи:
- Развитие внимания.
- Повторение пройденного материала.
- Выработать навык видеть позиционные возможности фигур на шахматной доске.
- Выработать навык работы с шахматной доской.
- Выработка навыка узнавания вида эндшпиля и использования его в процессе игры.
№ | Содержание основного этапа | Методы, приемы действия педагог | Методы, приемы действия дети | Дид. материал | Результаты УУД |
1 | Повторение ранее изученного материала. | Опрос. | Индивидуальные ответы. | - | Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка знаний у детей, по каким-либо причинам, не усвоившим материал. |
2 | Объяснение нового материала | Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Объясняет новый материал. Мат в 2 хода. Детский мат. | Слушают объяснение педагога. Активно отвечают на вопросы. | Демо. доска. Шахматные наборы. Дид. Карточки. | Степень усвоения материала детьми отслеживается по возникающим у них вопросам и их ответам. |
3 | Физкульт минутка | Физкультурные упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнение на активизацию внимания. | Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом. Дети играют в игру на внимание «Повтори движение» | Стишок. Набор упражнений | Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности. |
4 | Закрепление нового материала | Расстановка шахматной позиции на демонстрационной доске и поиск вместе с детьми позиции благоприятной для постановки детского мата. | Участвуют в построении на доске шахматной позиции под диктовку педагога. Находят позиции для коня, слона, ферзя (с пояснениями). | Демо. доска. | Отслеживаются по наблюдениям педагога, устным ответам детей, работе детей на магнитной доске, правильности выполнения самостоятельных заданий . |
5 | Физкульт минутка | Физкультурные упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнение на активизацию внимания | Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом. Дети играют в игру на внимание «Повтори движение» | Стишок. Набор упражнений | Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности |
6 | Связь нового материала с его практическим применением. Развитие внимания, мышления, воображения., коммуникативных навыков. | Раздаются индивидуальные задания для каждого ребенка. | Выполнение индивидуальных заданий, закрепление ранее усвоенного материала. | Шахматные наборы, карточки, демо. доска Ноутбук | Отслеживаются и исправляются ошибки и недочеты в УУД. |
3 этап. Проверка усвоения материала. (5 мин)
Содержание:
-Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей.
-Эмоциональная оценка работы детей.
Задачи:
-Обобщить весь пройденный материал;
-Дать эмоциональную оценку работы детей;
-Настроить на дальнейшее успешное обучение.
4 этап. Тренировочный. Закрепление усвоенного материала. (45 мин)
Свободная игра в шахматы. Проведение партий.
Содержание:
-Повторение и закрепление пройденного на занятии материала в форме игры.
-Эмоциональная оценка работы детей.
Задачи:
-Закрепить пройденный материал;
-Дать эмоциональную оценку работы детей;
№ | Содержание этапа | Методы, приемы действия педагог | Методы, приемы действия дети | Дид. материал | Результаты УУД |
1 | Применение изученного материала на практике. | Свободная игра | Командная либо одиночная игра | Шахматные доски, фигуры. | Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка навыков у детей. |
3 | Физкульт минутка | Физкультурные упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнение на активизацию внимания. | Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом. Дети играют в игру на внимание «Повтори движение» | Стишок. Набор упражнений | Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности. |
4 | Применение и закрепление изученного материала на практике. | Свободная игра | Командная либо одиночная игра | Шахматные доски, фигуры. | Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка навыков у детей. |
5 | Физкульт минутка | Физкультурные упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнение на активизацию внимания | Дети повторяют стих и выполняют физкультурные упражнения вместе с педагогом. Дети играют в игру на внимание «Повтори движение» | Стишок. Набор упражнений | Переключение внимания и отдых, как результат смены деятельности |
6 | Связь нового материала с его практическим применением. Развитие внимания, абстрактно-логического мышления, воображения. Коммуникативных навыков. | Свободная игра | Командная либо одиночная игра | Шахматные доски, фигуры. | Отслеживание педагогом объема усвоенного материала. Закрепление пройденного, выработка навыков у детей. |
5 этап. Итоговый. (5-10 мин)
Подведение итогов.
Содержание:
-Повторение и закрепление пройденного на занятии материала в форме обратной связи.
-Эмоциональная оценка работы детей.
Задачи:
-Настроить на дальнейшее успешное обучение.
Дидактический материал:
Правила поведения за шахматной доской.
- Играть надо молча, не спеша.
- Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если
это возможно).
- Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой –
нибудь ход.
- Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать
нельзя.
- Нельзя мешать партнеру думать.
- Нельзя подсказывать игрокам.
- Не следует вслух произносить «шах» и «мат».
- Если какая – нибудь своя фигура или фигура противника
расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно
сказать: «Поправляю» - и поставить ее поаккуратнее.
- Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.
- Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие
шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
- После окончания партии проигравший пожимает противнику руку
– это дань уважения партнеру.
- Перед партией тоже принято рукопожатие.
- Запрещается водить пальцем по шахматной доске, вычитывая
варианты.
Часто новичкам в шахматах ставят «Детский мат». Опытные шахматисты сразу видят возможность «Детского мата», а вам необходимо с ним познакомиться и запомнить. Может кто-то знает эту комбинацию? Начинаем партию.
Детский мат —
1.е2 - e4 , е7- е5
2. Фd1-h5, Кв8-с6
3. Сf1 -c4, Кд8 – f6
4. Фh5 - f7.
Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7.
Самый быстрый мат — мат, поставленный на втором ходу шахматной партии (самый быстрый мат в классических шахматах) в результате ошибочного дебюта белых.
В более широком смысле дурацкий мат — мат ферзем или (что реже) слоном по незащищенной диагонали h4-e1 или h5-e8 в начальной стадии партии.
Запись ходов:
1.f2-f3 e7-e6
2.g2-g4 Фd8-h4
Литература для родителей.
1.Ю. Авербах, М. Бейлин "Путешествие в шахматное королевство" (1972 г.)
2.Эм. Ласкер "Здравый смысл в шахматной игре" (1925 г.)
3.Ю. Авербах "Что надо знать об эндшпиле" (1960 г.)
4.Э. Шифферсъ "Самоучитель шахматной игры" (1911 г.)
Список педагогической литературы:
1.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
2.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
3.Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
4.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"
Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины; учить д...
План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"
Тема урока: Знаки и символы Тип урока: Урок - игра Формы: смотр знаний, игра, работа в группах. Цель: закрепить представления де...
План-конспект интегрированного занятия по технике безопасности на занятиях аппликацией.
Памятка по технике безопасности для занятий в кружке аппликации. Правила безопасной работы с ножницами Соблюдай порядок на своём рабочем месте. Перед работой проверь исправность инструм...
План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"
Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...
План-конспект учебного занятия по сухому плаванию для учеников начальной школы( 7-8 лет), проводится с целью ознакомления детей с плаванием как с видом спорта и физической подготовки детей к плаванию.
План-конспект урока по сухому плаванию в группе начальной подготовки.Тема урока: физическая подготовка учеников 1 класса по плаванию.Цель: Закрепление знаний, навыков и умений п...
Конспект занятия «Азбука шахматной партии»
Привить начинающим шахматистам навыки алгоритма поиска лучшего хода...
План – конспект внеурочного занятия Тема занятия: «Новогодняя открытка».
Тема занятия: «Новогодняя открытка»....