Презентация "Современные подходы и методы формирования читательской грамотности."
презентация к уроку
В презентации дано понятие читательской грамотности. Продемонстрированы приёмы : Мозаика
Клоуз-тест
Кластер
Синквейн
Тонкий и толстый вопрос
и другие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Формирование читательской грамотности" | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Читательские умения
Для формирования читательской грамотности детей необходимо учить:
Приемы, используемые на уроках для формирования читательской грамотности
Приемы Мозаика Клоуз -тест Кластер Синквейн Тонкий и толстый вопрос Чтение по частям Верите ли вы… Чтение с пометками
Прием «Мозаика» Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы ). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности . В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения . В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Прием « Клоуз - тест » В лингвистике и методике преподавания русского языка и литературы клоуз -тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз -тест - вставить эти компоненты. Обязательным условием формата клоуз -теста являются пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста.
Прием «Кластер» Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении . Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом ». Задача - не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.
Прием « Синквейн » Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста . Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр . Cing – пять), в котором синтезирована основная информация . Структура синквейна : 1. Существительное (тема ). 2. Два прилагательных (описание ). 3. Три глагола (действие ). 4. Фраза из четырех слов (описание ). 5. Существительное (перефразировка темы).
Приём «Тонкий и Толстый вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса . Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Прием способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Прием «Чтение по частям» Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст . Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении . Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Прием «Верите ли вы…» Прием может быть началом урока. связывает разрозненные факты в единую картину, систематизирует уже имеющуюся информацию; - способствует вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Прием «Чтение с пометками» Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму : v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало * Хочу узнать больше
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи: учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося; обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал ; прививать эстетический вкус; формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...
Методы и способы формирования читательской грамотности
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...
Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...
Формирование читательской грамотности (методы и приемы)
laquo;Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять ...
Приёмы и методы формирования читательской грамотности
Приёмы "Ромашка Блума" и "Кластер"...
«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».
laquo;Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основн...
Современные приёмы и методы формирования читательской грамотности
Современные приёмы и методы формирования читательской грамотности (опыт работы)...