Изучение и внедрение методов и приемов ТРИЗ через реализацию программы технической направленности
методическая разработка

Железцова Татьяна Владимировна

Изучение и внедрение методов и приемов развития творческого воображения и изобретательства через реализацию дополнительной общеобразовательной программы технической направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Железцова Татьяна Владимировна,

методист, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Кулебакский Центр детского технического творчества»

«Изучение и внедрение методов и приемов развития творческого воображения и изобретательства через реализацию дополнительной общеобразовательной программы технической направленности»

В современном обществе произошли большие изменения. У нас оказалось много специалистов обслуживающего труда, и почти совсем не осталось специалистов технических профессий. Привитие любви к технике, техническим сооружениям, техническим специальностям способствует дополнительная общеобразовательная программа «Техническое конструирование», которая потом была доработана в более узкую - «Изобретариум». Обучение начинается с младшего школьного возраста, ориентирует на мотивированное творческое отношение к предстоящей профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире.

Основной задачей данной программы является развитие творческого потенциала учащихся через изобретательство средствами РТВ (развития творческого воображения) и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – технологий развивающего обучения. На занятиях происходит знакомство детей со свойствами предметов и явлений научно-технического мира и закономерностями его развития, развитие умственных способностей ребенка (воображения, логического мышления, памяти и внимания), знакомство с элементами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Программа также предусматривает знакомство с интересными людьми, биографией ученых, изобретателей, ТРТЛ (теорией развития творческой личности) и вооружает детей знаниями и умениями, которые пригодятся в жизни, расширят кругозор и смогут помочь в профессиональном самоопределении

Актуальность программы обуславливается тем, что современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них самый результативный.  

Новизна программы заключается в том, что основной целью работы с детьми является не обучение (т.е. «вкладывание» в детей пресловутых знаний, умений, навыков), а развитие творческого воображения, мышления, изобретательских способностей.

Учащимся предоставляется возможность самим наблюдать, анализировать, исследовать, находить из разных вариантов оптимальный, изобретать, решать творческие, технические задачи на логику и мышление.

Обучение по данной программе помогает вырабатывать элементы общей культуры, развивает творческое воображение и фантазию, дает специальные знания о методах изобретательства, решения творческих, технических задач, а также вырабатывает определенные практические навыки решения творческих  задач. А также дает представление о ведущих законах познания и развития окружающего мира, расширяет кругозор, поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин, ориентирует на мотивированное творческое отношение к предстоящей профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире.

Используется системный подход в изучении различных наук с применением методов активизации воображения, получения идей и преодоления психологической инерции.

Изучив ряд похожих программ, методических пособий, литературы, информацию с сайтов в Интернете по данной теме, пришла к выводу, что развитие творческого воображения происходит не планомерно. Педагоги лишь включали некоторые упражнения в свою работу. А вот поэтапного развития не было. И в основном программы рассматриваются художественное и литературное направления, по техническому же творчеству нет ничего.

Но ведь наука ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) создавалась для решения именно технических задач, устранения именно технических противоречий, изобретения новых технических устройств. Опыт показывает, что прежде чем заниматься изобретательством, нужно уметь правильно фантазировать. А значит, нужно планомерно изучить методы и приемы развития творческого воображения, фантазирования, нужна система эффективных методов управления воображением в процессе решения изобретательских задач.

Программа рассчитана на детей от 7 лет. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Именно этот период определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

В группах могут заниматься дети разного возраста и разного уровня творческого развития. Состав первого года формируется из учащихся в возрасте от 7 лет.

Целью программы является: развитие творческого потенциала учащихся через опытную и изобретательскую деятельность, средствами РТВ (развития творческого воображения) и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Реализация программы предполагает использование общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

В данную образовательную программу  введены новые формы занятий: занятие с элементами исследования, занятие с использованием методов, альтернативных ТРИЗ, (мозгового штурма, морфологического метода, методов сенектики, метода маленьких человечков и др.),  занятие с проведением опытов и экспериментов, виртуальная экскурсия, с использованием цифрового обучения.

Работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у них интереса к исследовательской деятельности, я, как педагог, вела целенаправленную работу не только с одаренными  и высокомотивированными ребятами, но и с трудными учащимися. Тем самым была решена одна из главных проблем - создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, изобретательских, творческих способностей и личностного роста детей.

А, благодаря индивидуальному плану обучения удалось не только привлечь трудных ребят к участию в конкурсах разного уровня, но и увлечь творчеством, заинтересовать жизнью, отвлечь от улицы. Ребята узнали много нового и интересного, поучительного, почувствовали себя увереннее. Их стали замечать в школе, также приглашать участвовать в школьных конкурсах. Наладились отношения с большинством одноклассников и учителями. За эти годы их индивидуальное портфолио пополнилось не только свидетельствами, дипломами и грамотами за участие и победу в конкурсах, но положительными рисунками, фотографиями, мини-сочинениями, характеризующими их уже с положительной стороны. Если раньше это были мрачные и невеселые «художества», то теперь видно позитивное отношение к окружающему миру. Считаю положительный результат не только своей заслугой, но и заслугой всего коллектива, а также совместной работой с родителями.

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, в рамках тематических программ, проектов (лагерь с дневным пребыванием на базе Центра, прогулочные группы, дворовые площадки, походы, экскурсии и др.)

Опрос, проведенный среди учащихся, показывает, что занятия, на которых используются нестандартные формы и методы занятий (проектные, исследовательские, изобретательские, РТВ, ТРИЗ-технологии), используются разные ИТ возможности, видео и презентации, воспринимаются на более высоком уровне, чем занятия, проводимые в традиционной форме. Нравится участвовать в  разных конкурсах, фестивалях, выставках. Результат участия в конкурсах с каждым годом только растет.

В ходе реализации программы проводится  мониторинг и анализ участия учащихся  в наиболее значимых мероприятиях.

Результативность участия в конкурсах разного уровня

За последние только 3 года ребята стали победителями и призерами ежегодных всероссийских конкурсов, проводимыми ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»:

Всероссийский творческий конкурс «Автомобиль: вчера, сегодня, завтра»,

Всероссийский творческий конкурс «Сказку сделать былью»,

Всероссийский творческий конкурс «Вокруг света по морям по волнам»,

Всероссийский творческий конкурс «Московское метро-искусство и техника»,

Всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов обучающихся «Мы - интеллектуалы ХХI века» с международным участием,

Всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов обучающихся «Юные техники ХХI века»,

Всероссийский социальный проект «Экология глазами детей»,

а также Региональный конкурс «Вега. Хакатон»,

Областной конкурс исследовательских, проектных  и творческих работ «Моя профессиональная карьера»,

Областной конкурс  юных авиамоделистов «Лети, модель!»,

Областной конкурс проектных работ по энергосбережению «МалоВАТТов»,

не считая муниципальных конкурсов.

Благодаря внедрению инновационных форм работы по развитию способностей каждого ребенка наметилась стабильная тенденция к увеличению числа участников и победителей конкурсов среди обучающихся. Творческие работы стали более серьезные и проработанные. Если вначале ребята принимали участие в основном в конкурсах городских и муниципальных, то в дальнейшем достигли успехов и в областных, и всероссийских. В основном победителями и призерами становились дети из группы одаренных, но удалось развить творческие способности и у других учащихся.

Результативность учащихся показывает успешную практику реализации данных дополнительных общеобразовательных программ технической направленности.

Для внедрения в образовательный процесс этой программы необходимо было изучить соответствующую литературу. Пройти курсы повышения квалификации, подготовить свой собственный информационный банк. И уже практически приступить к реализации программы. Сложность состояла в том, что мало было информации технической направленности, в основном художественной и эколого-биологической.

Были изучены работы Г.С.Альтшулера, основоположника теории ТРИЗ. С целью повышения квалификации посещались областные консультации и семинары, Курсы. Работала в творческой группе районной экспериментальной площадки по данной теме.

У меня уже много готовых медиапродуктов, своих различных рекомендаций, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и воспитательной работы.

Мой педагогический и изобретательский опыт заинтересовал педагогов района. Я выступаю на конференциях, провожу семинары и мастер-классы, внедряю новые формы работы. Вот темы некоторых муниципальных семинаров для педагогических работников:

  • «Методы, альтернативные ТРИЗ»;
  • «Геометрическое конструирование как один из способов развития творческого воображения»;
  • «ЛЭПБУК – инновационная форма работы познавательно-исследовательской деятельности»;
  • «Творческое развитие детей через участие в конкурсах творческой и проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Электронная викторина как одна из форм подведения итогов занятия»;
  • «Механические игрушки к Новому году»;
  • «От занимательной математики к изобретательской деятельности»;
  • «От идеи до модели»;
  •  «Творчество как профилактика эмоционального выгорания педагога».

В целях повышения уровня своей профессиональной подготовки я также принимаю участие в различных конкурсах:

  • 2 место во Всероссийском открытом конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Педагогический калейдоскоп – 2019»
  • 3 место во Всероссийском открытом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП».
  • 1 место и 1 место во Всероссийском конкурсе работников сферы дополнительного образования на разработку лучшего сценария мероприятия для обучающихся образовательных учреждений.
  • 2 место в Областном конкурсе творческих работ «Мне нравится наш старый, славный город»
  • 1 место в муниципальном фестивале воспитательных практик.
  • 1 место в муниципальном конкурсе программ, проектов по организации профориентационной работы «От идеи до реализации».

Ушинский говорил «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Мне нравится учиться, открывать что-то новое, изобретать и придумывать разные свойства поделкам, с которыми в дальнейшем ребята участвуют в конкурсах разного уровня. А качеством образовательной деятельности является участие моих детей в различных конкурсах, получение ими заслуженных наград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в детских творческих объединениях

Современная традиционная система образования требует серьезной перестройки, т.к. носит информационно-репродутивный характер, формирует человека-исполнителя, а обществу в современных условиях нужна тво...

Методы и приемы ТРИЗ

Данная статья предназначена не только для учителей начальных классов. Представленные приемы можно использовать на всех уроках в любом классе....

Методы и приемы ТРИЗ технологии.

Методы и приемы ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся....

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена особенностям  организации  кружковой работы с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования детей. Описываются основные формы и принципы работы...

Методы и приемы ТРИЗ технологии

Методы и приемы ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся....

Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности "Первые шаги в робототехнику"

Выступление на областном семинаре детского технопарка "КВАНТОРИУМ-63РЕГИОН" г. Самара "Опыт реализации программ технической направленности" 31.10.2023г. Тема выступления "Сист...