Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
статья
Выступление на областном семинаре детского технопарка "КВАНТОРИУМ-63РЕГИОН" г. Самара "Опыт реализации программ технической направленности" 31.10.2023г. Тема выступления "Система реализации дополнительной образовательной программы технической напрвленности "Первые шаги в робототехнику"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности «Первые шаги в робототехнику»
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно, что здесь ребенок может раскрывать свой потенциал, делает самостоятельный выбор в пользу того или иного направления.
Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические способности обучающихся и развивать их в этом направлении. Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности
В нашей школе я веду курс (технической направленности) «Первые шаги в робототехнику».
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструкторов LEGO Education «Простые механизмы» 9689 и LEGO Education WeDo 1.0
Программа "Первые шаги в робототехнику" представлена двумя логически связанными модулями, которые можно осваивать в разные временные сроки. Модули рассчитанные на младший школьный возраст, основаны на платформе Lego (т.к. она проста в освоении).
Модуль 1. LEGO «Простые механизмы»
Модуль 2. Lego WeDo 1.0.
Работа по программе " Первые шаги в робототехнику " на протяжении всех модулей предусматривает широкое использование технологий проектной деятельности. Образовательная программа построена таким образом, что в течение года происходит знакомство, освоение направления, а затем предполагается проектная деятельность и отработка и закрепление полученных знаний в процессе самостоятельного выполнения творческих задач.
Организация работы по программе "Первые шаги в робототехнику"
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование и моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Программа курса построена на идее усложнения:
• «первые шаги»: позволяет ребенку собрать несложные модели и запрограммировать их;
• «проекты с пошаговыми инструкциями»: модели собираются по схеме и программируются;
• «проекты с открытыми решениями»: готовых схем к проекту нет, ребенок самостоятельно продумывает будущую модель и программирует ее.
Тему занятия беру в соответствии с календарно-тематическим планированием.
(Слайд 5)
При подготовке к занятию внеурочной деятельностью использую электронные книги «ПервоРобот LEGO WeDo», «Комплект заданий к набору «Простые механизмы».
(Слайд 6)
На занятиях с детьми использую основные виды конструирования, такие как:
- Конструирование по образцу,- где дан чёткий образец постройки;
- Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу
- Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – где, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать;
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
Организуя занятия ЛЕГО-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели: (слайд 8)
- Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игру (например, что будет, если не будет машин).
- Демонстрация и рассматривание иллюстраций с изображением объекта для конструирования.
- Наблюдение натуральных объектов (рассматривание транспорта на экскурсии).
- Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями (закрепление название деталей).
- Демонстрация вариативных соединений деталей(личный показ или показ детей).
- Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
- Детальное изучение (при необходимости) схем и чертежей.
- Рассматривание готовых построек.
- Анализ и оценка.
- Обыгрывание – использование моделей для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности с использованием дополнительного материала.
Так как в нашей школе комплектов Lego Education WeDo на всех обучающихся не хватает, то работа всегда происходит в группе. Это несет в себе определенные плюсы и минусы. Минусы заключаются в том, что в процессе работы каждый ребенок не имеет возможности пройти самостоятельно все этапы работы над проектом. Плюсы в том, что дети учатся работать группой, где сами распределяют роли и функции.
Очень важно, что на занятиях по робототехнике дети работают в коллективе: распределяют обязанности, примеряют на себя роли людей различных профессий, учатся взаимодействовать с партнером при работе в парах, обращаются к сверстникам за помощью.
В нашей школе наряду с другими обучающимися занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение робототехники на кружковых занятиях расширяет возможности творчества как воспитанников, так и воспитателя, повышает интерес к конструированию и к технике, стимулирует освоение дошкольниками довольно серьезных тем через робототехнические навыки и программирование, что, в итоге, даёт более структурированные знания у дошкольников по данным темам.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные занятия помогут воспитателям активизировать скрытые возможности воспитанников с ОВЗ, что позволит повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации детей с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в дальнейшем обучении в школе и социальной деятельности. Использование образовательной робототехники следует рассматривать как один из наиболее эффективных способов решения образовательных задач ФГОС дошкольного образования.
Процессы обучения и воспитания развивают человека лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Шаг за шагом в мир знаний"
Программа «Шаг за шагом в мир знаний» является модифицированной: за основу взята авторская программа Верещагиной И.Н. и Роговой Г.В. «Английский для младших школьников». В авторскую программу ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»
Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...
Подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"
В данной разработке описаны подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"...
Дополнительная образовательная программа по робототехнике
Возраст обучающихся: 7-10 лет ( 1–4 классы), 210 академических часов...
Дополнительная образовательная программа по робототехнике
Возраст обучающихся: 7-10 лет ( 1–4 классы), 210 академических часов...
"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"
В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...
Развитие навыков наставничества у младших школьников через реализацию дополнительной образовательной программы «Группа временного пребывания»
В материале представлен опыт работы учителя по формированию навыков наставничества в начальной школе, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы "Группа временного пребывания&q...