технологическая карта урока кубановедения "Именины"
план-конспект урока (3 класс)
ПРЕДМЕТ: кубановедение
КЛАСС: 3
ТЕМА УРОКА: «Именины»
ТИП УРОКА: открытие новых знаний.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с происхождением имен и значением их имени; узнать о древних именах.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: узнать о значении своего имени
Развивающая: развивать устную речь учащихся, мышление, память.
Воспитывающая: воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: кубановедение
КЛАСС: 3 «А»
ТЕМА УРОКА: «Именины»
ТИП УРОКА: открытие новых знаний.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с происхождением имен и значением их имени; узнать о древних именах.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: узнать о значении своего имени
Развивающая: развивать устную речь учащихся, мышление, память.
Воспитывающая: воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.
Формируемые УУД:
Коммуникативные УУД (КУУД)
- уметь аргументировать свой ответ;
−слушать и понимать речь других;
−находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
−формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Регулятивные УУД (РУУД)
−определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
−развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД (ЛУУД)
- умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
−проявлять интерес к изучению данной темы.
-ценностное отношение к здоровому образу жизни
Познавательные УУД (ПУУД)
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию;
- формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия.
ХОД УРОКА:
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. | Здравствуйте! Настраиваются на работу. | Регулятивные: -развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. |
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | 1) Как называется наука, которая в переводе с греческого означает «родословная»? -А что такое «родословная»? -На протяжении 100 лет сколько живет поколений? -А если пройдет 200 лет, сколько сменится поколений? -А если 1000 лет? -Кто рождается в начале века? -А в конце века кто живет? 2) В классе есть дети, которые являются правнуками и праправнуками потомственных казаков. Все вы ребята живете в семье, где вас очень любят. И домашнее задание у вас было связано с составлением родословной таблицы своей семьи | -Генеалогия. -Это ряд поколений, происходящих от одного предка. -3-4. -6-8. -До 40 поколений. -Прадед. -Его правнук. Демонстрируются работы детей. | Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению ошибок. |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. | -Исторически сложилось так, что современная Кубань стала домом для многих национальностей. -Сколько национальностей проживает в крае? Это русские, украинцы, белорусы, адыги, армяне, греки и многие другие. В каждой национальной семье обязательно есть дети, при рождении которым дают имя (открываю на доске рисунок с изображением детей и надписью имен всех национальностей). Онома – в переводе с греческого означает имя. А наука, изучающая имена людей, - антропонимика. -Откуда же пришли к нам имена? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -А какую цель мы поставим? | -В крае проживает более 120 национальностей. -Мы не знаем. -Именины. -Познакомиться с происхождением имени. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; . Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой ответ. |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | В истории выделяются три этапа возникновения имен: а) дохристианский, когда использовались самобытные имена, называли людей по характерным признакам или внешним особенностям. Например: Светлая – беленькая, Чернава – черненькая, Пискун – пищал, Прыгун – очень подвижный. -Ребята, как вы считаете, по каким чертам характера называли детей? Порядком рождения называли: Первой, Вторуня, Третьяк. Временами года: Весняна, Зимушка, явлениями природы: Метелица, Снежок. б) христианский – в 988 г. Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Поэтому на Русь попали многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих, древнеримских и древнееврейских. в) этап после Великой Октябрьской революции, 1917 г. Имена в этот период были имятворческие, то есть придумывали и называли в связи с переменами и событиями, связанными в жизни. По обычаям адыгов, мальчика называли именем дедушки или доблестного джигита, а девочку именем бабушки или счастливой красивой женщины. -Православные люди дают своим детям имена в честь какого то святого, по церковному календарю. Вот как это было: (стихотворение читает ученик) А теперь послушайте еще одно стихотворение нашего кубанского поэта В. Неподобы, называется «Мое имя». В классе у нас есть девочка, которая носит очень древнее старое имя, причем персидское, в переводе означающее «сильная», «побежденная». Вот она и прочтет нам это стихотворение. Слайд Тайна вашего имени. -Ребята, у вас у всех такие прекрасные имена. Так назвали вас родители. Давайте еще раз познакомимся с вами и узнаем, что означают ваши имена. (дети по очереди встают и называют свои имена, а учитель – значение этого имени) -Имя – личное название, даваемое человеку при рождении. -А вы знаете, что такое именины? -Именины – праздник имени, день памяти святого, имя которого вы носите. Святцы – список христианских святых и праздников в календарном порядке. -А вы знаете, как называли детей в царских семьях? -В прошлом веке в купеческих семьях называли так своих детей: Тит, Гордей, Фома, Федул, Фрол, Дарья, Марья. -В монашеских семьях: Варлам, Евлампий, Фотий. -Как вы думаете, как называли детей в крестьянских семьях? У нас на Кубани часто употребляют имена в народно-разговорной форме. Как вы считаете, с чем это связано? | Слушают рассказ учителя. -По чертам характера: Добр, Храб, Молчак, Умник, Несмеян. Был в старину такой обычай Несли младенца в церковь Там в страницы святцев, пальцем тыча, Поп имена давал по дням Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким Но если в день Иеронима, То хошь, не хошь – Иероним! Я живу в большущем доме. Есть в нем Кати, Вали, Томы, Роза есть и Зульфия, Есть и Даша – это я! Мне подружка отвечает: - Я не знаю, что оно, имя Даша означает, Только старое оно! Оторвавшись от мопеда, Разъясняет старший брат: - Дарья – дар, подарок это, А подарку кто не рад?! -Иван, Александр, Николай, Павел, Мария, Анна. -Гаврила, Арина, Матрена, Емельян, Фекла, Прасковья. -Это связано с тем, что много проживает казаков-переселенцев из Запорожья и Дона. | Познавательные: умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника. |
Физминутка | -Я вижу, что вы немного устали. Встаньте и повторяйте движения за мной. Показывается видео динамической паузы. | Выполняют физминутку | Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни | |
5. | Этап реализации построенного проекта. | Работа в парах. (карточки). -Прочитайте имена и попробуйте назвать их на русском языке. Например: Мыкола, Мыкыта, Мыхайло, Евдоха, Параска. Проверяем. А как сегодня мы употребляем эти имена в литературной форме? -На доске написана пословица: «Нэ имя красэ людыну, а людына имя». -Прочитайте и объясните ее значение. (Не имя красит человека, а человек имя. Каждая группа вслух объясняет значение этой пословицы) | -Николай, Никита, Михаил, Евдокия, Прасковья. Делятся на группы и объясняют значение пословицы. | Коммуникативные УУД: умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению. Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию. |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Ребята, чем знаменито на Кубани имя Епистимия? Это очень редкое, малоизвестное старое имя.
-Что означает дата «30 сентября»? Вера – верить в доброе. Надежда – на хорошую жизнь, счастливое будущее. Любовь – не только к родным, близким, но и к своей родине. Работа с учебником с.48-49. Работа в парах. Игра «Найди пару». -На карточках вам даны имена: Лера, Саша, Сергей, Кирилл, Марина, Серёжа, Александр, Валерия, Лиля, Лилия. Распределите их по парам. -Давайте проверим, что у вас получилось. | -Так звали мать девяти погибших сыновей в годы Великой Отечественной войны в г. Тимашевске. -В этот день отмечают именины «Вера, Надежда, Любовь» - три созвучных древнерусских имени.Работают с учебником. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение оформлять свои мысли в устной форме. |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Индивидуальная работа с ромашками (написать на лепестках, как ласково произносят ваше имя родные, близкие и друзья). | Выполняют задание учителя. | Регулятивные УУД формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму; понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата. |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения. | Итак, вспомним начало нашего путешествия. - Всё ли мы узнали, о чём хотели узнать? -Сбылись ли ваши планы? - Какие источники познания помогли вам на уроке? - А ещё чем можно воспользоваться? - Назовите 3 этапа возникновения имен? | Отвечают на вопросы учителя. Узнали много интересного, но не всё. | Регулятивные УУД: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания |
9 | Домашнее задание | Домашнее задание рабочая тетрадь стр….. задание… | Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
10. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Что, по – вашему, было на уроке интересным, удачным? - Возникло ли у вас желание посетить эти страны? - Где бы вы хотели побывать? Наклейте свои жетоны на флаг той страны, где вы хотели бы побывать и почему? - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок! | Оценивают свою деятельность на уроке при помощи смайликов. | Регулятивные УУД: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...