Развитие функциональной грамотности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения
презентация к уроку (4 класс)
Презентация предназначена учителям начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_literaturnogo_chteniya_v_gl.ppt | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. ( Дени Дидро )
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение , фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона
Какому чтению мы учим? 1. В начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
2. Нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. 3. Необходимо уделять равное внимание и чтению про себя.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная
Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения . 1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). 3. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. II этап. Работа с текстом во время чтения. .
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. 4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся. III этап. Работа с текстом после чтения.
Приёмы работы : 1. «Чтение с остановками» 2. « Синквейн » 3. «Работа с вопросником» 4. «Знаю, узнал, хочу узнать» 5. «Мозговой штурм» 6. «Уголки» 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Логическая цепочка» 10. «Тонкие и толстые вопросы» 11. « Древо мудрости »
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк . При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу .
Ворона. Наглая, расчетливая. Вторгается, тащит, прячет. Постоянно вырывается в дом через окно. Воровка. Пашка. Благодарный, смелый. Собирает, сражается, отнимает. Возвращает маме стеклянный букет. Друг.
Уроки чтения
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.
Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...
Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...
Приёмы формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование и развитие функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ор...