Развитие функциональной грамотности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения
презентация к уроку (4 класс)
Презентация предназначена учителям начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_literaturnogo_chteniya_v_gl.ppt | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. ( Дени Дидро )
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение , фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона
Какому чтению мы учим? 1. В начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
2. Нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. 3. Необходимо уделять равное внимание и чтению про себя.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная
Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения . 1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). 3. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. II этап. Работа с текстом во время чтения. .
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. 4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся. III этап. Работа с текстом после чтения.
Приёмы работы : 1. «Чтение с остановками» 2. « Синквейн » 3. «Работа с вопросником» 4. «Знаю, узнал, хочу узнать» 5. «Мозговой штурм» 6. «Уголки» 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Логическая цепочка» 10. «Тонкие и толстые вопросы» 11. « Древо мудрости »
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк . При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу .
Ворона. Наглая, расчетливая. Вторгается, тащит, прячет. Постоянно вырывается в дом через окно. Воровка. Пашка. Благодарный, смелый. Собирает, сражается, отнимает. Возвращает маме стеклянный букет. Друг.
Уроки чтения
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.
Презентация содержит материалы по развитию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Иллюстрации демонстрируют конкретные примеры заданий, позволяющих формировать функциональн...
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...
Методический семинар "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
quot;Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"...
Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...