Круглый стол
методическая разработка (4 класс)

Калмычёк Оксана Сергеевна

Родительское собрание на тему "Общение взрослых с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круглый стол20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание (круглый стол) "Общение  взрослых с детьми" 4 класс

Цель: познакомить родителей со средствами и формами стиля общения;

Задачи: учить родителей пользоваться благоприятным стилем общения.

 Оборудование: Тест «Итог заседания круглого стола». Участники собрания: родители, классный руководитель.

Ход родительского собрания

I. Организационная часть 

Учитель приветствует родителей, предлагает расположиться за круглым столом, желает полезной и плодотворной работы.

II. Вступительное слово

Прежде, чем мы с вами приступим к работе, послушайте тему нашего собрания, на что надо обратить внимание во время собрания, чтобы вы могли заполнить небольшую анкету.

Анкета (содержание)

– Какое настроение у вас перед началом собрания (заполняется сразу) и после собрания? (заполняется в конце).

– Какая мысль вам больше всего понравилась и почему?

– Какая мысль не понравилась или была не очень понятна?

– Каким был стиль общения на занятии? (благоприятный или вредоносный).

– Кто как работал? (Нужно поставить в кружочках оценку по пятибалльной системе.)

III. Выступление-беседа.

Кто прекрасней всех на свете? Вы, конечно, ответите, что дети. Как надо воспитывать ребенка, чтобы у него были нормальные отношения с окружающими, чтобы он слушался, был трудолюбивым, аккуратным и т. д.?

А оказывается, что начинать надо с себя, менять надо себя. А путь предстоит трудный и долгий. Но это – единственный путь воспитания вашего ребенка. Всем хорошо известна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». На самом деле, так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно «записывается» или фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появятся у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.

Я вас хочу нацелить на то, чтобы не стеснялись спрашивать, учиться, в чем-то ошибаться. Послушайте мудрые пословицы:

«Не ошибается тот, кто ничего не делает»,

«Глупым считается тот вопрос, который не был задан».

Что необходимо ребенку с момента его рождения? Это питание и уход. Но «общение так же необходимо ребенку, как и пища». Если ребенок «лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет теряет интерес к жизни». Общение может быть не только здоровым (полезным, благоприятным), но и вредоносным.

«Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу». «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». Все разрешимо, если удается восстановить благоприятный стиль общения. Этот стиль общения ставит в центр личность ребенка, любовь к этому ребенку. «Ребенок – человек повышенной ценности. Ребенок дан нам для того, чтобы мы его любили.

Средства общения

Общение взрослого и ребенка, да и вообще людей, происходит через взгляды, слова и прикосновения. А благоприятный стиль общения – это приветливые взгляды, добрые слова и ласковые прикосновения. Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства. Давайте разберем несколько пословиц. Как вы понимаете их скрытый смысл?

«Глаз не накормишь».

(Если это отнести к детям, то любящие родители говорят, что они не могут наглядеться на своих детей.)

«Глаза – зеркало души».

(Другими словами можно это так сказать: глаза без души мертвы или слепы. Что у нас творится в душе, то отражается в глазах.)

Давайте напишем определения благоприятного и вредоносного взгляда. Но помните: чтобы у человека увидеть в глазах то или иное чувство, нужно, чтобы это чувство появилось в его душе:– приветливый

– ласковый

– добрый

– улыбчивый

– нежный

– влюбленный

– любящий

– заинтересованный

– подбадривающий

– одобряющий

– стыдливый

– честный

– умилительный

– усталый     

От взгляда перейдем к словам. Слово, как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

Слово

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Положительный и отрицательный тон общения

Спокойный                                              Обвинительный

добрый                                                    резкий

восторженный                                       сердитый

нежный                                                  строгий

удивленный                                          приказной

радостный                                              злой

дружеский                                           равнодушный

искренний                                            повелительный

убедительный                                     неуверенный

уважительный                                    грустный

                                                             официальный

                                                           увещевательный

                                                            льстивый

                                                             ор

Через слова мы предаем свои чувства к ребенку. Как важно говорить ребенку нежные слова. Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Нежные слова».

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы все реже вспоминаем

Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,

В гордый век космических высот

Нежные слова, как граммофоны,

Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили

Или что-то около того:

Вот слова же бранные оставили,

Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек ни бегает

Средь житейских бурь и суеты,

Только сердце все равно потребует

Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему дается!

Как ты не толкай его во мглу,

А оно возьмет и повернется

Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Говорят, любовь немногословна:

Пострадай, подумай, раскуси…

Это все, по-моему, условно,

Мы же люди, мы не караси!

И не очень это справедливо –

Верить в молчаливую любовь.

Разве молчуны всегда правдивы?

Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать,

Может быть и все наоборот.

Ну а если говорить и чувствовать?

Разве плохо говорить и чувствовать?

Разве сердце этого не ждет?

Что для нас лимон без аромата?

Витамин, не более того.

Что такое небо без заката?

Что без песен птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек – на то и человек!

И уж коль, действительно, хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова!

Вот некоторые выражения, которые необходимо ребенку говорить: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты со мной рядом», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т. д.

Прикосновения

- «Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Какие прикосновения применяют взрослые?

IV.Учитель.

1. Посчитайте, сколько раз за день ваш стиль общения носил положительный и отрицательный характер. Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

2. Закройте глаза и представьте, что вы встретили лучшего друга. А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок.

3. Обнимайте ребенка 8 раз в день.

 

V. Правила эффективного общения.

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что Вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он Вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он Вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:

– ребенок убедится, что Вы его слышите;

– ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

– ребенок убедится, что Вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, посмотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном Вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем Ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У Вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте Вашу заинтересованность в том, что он Вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»

 

VI. Обработка анкет «Итог занятия круглого стола».

Давайте вернемся к анкетам. Заполните их.

Зачитываются непонятные родителям мысли, дается разъяснение. Оглашаются понравившиеся мысли. Выводится общее настроение присутствующих родителей и оценивается работа родительского собрания в целом.

 

VII. Подведение итогов собрания.

Учитель. Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. «Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Курить - себе вредить"

Мероприятие помогает дать понятия об органах дыхания, показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,  обучить детей навыкам отказа от предложения закурить....

Круглый стол с родителями "Здоровая семья - здоровый ребенок"

цели это мероприятия: повысить уровень знаний родителей в области формирования,сохранения, укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни; повышение социальной активности и укрепления ...

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Круглый стол с элементами тренинга "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников"

Начало обучения в школе - один из сложных периодов в жизни ребенка. Школа с первых дней перед ним ставит ряд важных задач. Первокласснику необходимо овладеть учебной деятельностью, освоить школьные но...

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов....

нужно ли образование - круглый стол

За круглым столом разгорелись нешуточные страсти по поводу вопроса - нужно ли образование? Мнения сторон разделились. Кто же победит?...