«Особый ребенок» в школе. Надомное обучение или обучение в классе?
статья
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями могут обучатся среди сверстников. Для этого необходимо подобрать средства альтернативной коммуникации и построить работу по коррекции нежелательного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobyy_rebenok_-_gde_obuchat.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особый ребенок» в школе. Надомное обучение или обучение в классе?
Смирнова Ольга Михайловна, учитель-олигофренопедагог, педагог-психолог, ГБОУ школа № 69 Курортного района Санкт-Петербурга.
На сегодняшний день нет необучаемых детей. Все ребята школьного возраста обучаются в школе. Существует несколько вариантов обучения детей в ограниченными возможностями здоровья:
обучение в классе с детьми со схожими нарушениями в развитии;
обучение в интегрированном классе с детьми, имеющими иные нарушения в развитии;
обучение в классе с нормотипичными детьми;
обучение на дому.
В статье рассматривается особенность обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Чаще всего ребята с выраженными интеллектуальными нарушениями и ТМНР обучаются с коррекционных классах, называемые классы «Особый ребенок», или на дому.
Так что же выбрать – обучение на дому или в классе? Что мешает ребенку посещать школу?
Конечно, есть заболевания и состояния ребенка, которые затрудняют доставку ученика в школу и требуют много разнообразных условий для пребывания его в учебном заведении.
Однако мы часто встречаем ребят, которые обучаются дома «из-за плохого поведения». Но родители и часто педагоги в работе с таким ребенком делают упор на формировании академических навыков, считая их ключом к «нормальной» жизни. А с проблемным поведением отказываются работать, оставляют его без внимания или пытаются исправить нежелательные проявления таблетками. Различные формы неприемлемого поведения очень эффективно помогают ребенку приспосабливаться к окружающему миру и справляться с его реалиями. Как и любое адаптированное поведение, оказавшееся для нег действенным в течение какого-либо периода времени, закрепляется и неприемлимые формы поведения становится крайне сложно изменить.А это приводит к изоляции ребенка и семьи в целом и к обесцениванию полученных знаний из-за невозможности применить их вне дома.
Существуют различные эффективные методики коррекции нежелательного поведения. Самые распространенные из них:
- прикладной поведенческий анализ (applied behavioral analysis - АВА) предполагает последовательную трансформацию поведения ребенка и его обучение во всех областях, формируя необходимые навыки шаг за шагом. Акцент в поведенческой терапии делается на развитии последовательной, реагирующей на ребенка среды, которая минимизирует возможный «выигрыш» от проблемного поведения или преимущества деятельности в одиночку, но подчеркивает преимущества, положительный эффект при попытках ребенка действовать кооперативно.
- ТЕАССН – структурированное обучение с особым вниманием к среде. В работе по данной программе сочетаются два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
Работа с нежелательным поведением всегда идет вместе с формированием у ребенка способа коммуникации.
Коммуникация должна быть приоритетом!
Часто от родителей и даже педагогов слышим - «я его и так понимаю», «он занимается с логопедом, значит пусть учат говорить». Однако коммуникация-это самостоятельное выражение желаний, просьб, эмоций, которые однозначно понятны окружающим с первого раза. И если вербальная речь отсутствует или мало понятна окружающим, используются альтернативные средства коммуникации. Взрослые окружающие люди, а особенно специалисты не имеют никакого этического права оставлять ребёнка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует...
Именно несформированность у ребенка способа передать информацию приводит к появлению нежелательного поведения. А значит обучение в классе среди других детей вызывает затруднения или делает его невозможным.
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями имеют право ходить в школу и обучаться в среде сверстников. Современная школа и специалисты должны подобрать нужный подход в обучении и работать с трудностями, неизбежно возникающие во время работы, а не использовать их как предлог к изоляции ребенка и его семьи дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в системе надомного обучения и воспитания детей с особыми образовательнымипотребностями.
в презентации представлены материалы по коррекции двигательных нарушений, различные виды массажа (сегментарно-рефлекторный логопедический, массаж профессора Ауглина),артикуляционная и пальчиковая гимн...
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПОРТФОЛИО СОБРАНО ИЗ НЕПОЛНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ В ДАННОЙ ШКОЛЕ ( С 3 - 4 КЛАССЫ)...
Экзаменационные билеты для "Особого ребенка 9 год обучения"
10 экзаменационных билетов для "Особого ребенка 9 год обучения" по предмету "Ремесло"...
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" классы особый ребенок 2-8 год обучения
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как тради...
Методическая разработка Тематический классный час «Доброе сердце» в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»
Методическая разработка тематического классного часа " Доброе сердце" Интегрированный классный час учителя-дефектолога и учителя-логопеда....
Тема урока: Повторение и закрепление изученного материала. Строевые упражнения. ОРУ с гимнастической палкой. Математика 4 кл. Надомное обучение. 4.2 (слабовидящий ребенок)
Физическая культура 4 кл. Надомное. 4.2 (слабовидящий ребенок). Тема урока: Повторение и закрепление изученного материала. Строевые упражнения. ОРУ с гимнастической палкой....