Методическая разработка Тематический классный час «Доброе сердце» в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему
Методическая разработка тематического классного часа " Доброе сердце" Интегрированный классный час учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тематический классный час
«Доброе сердце»
в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»
Подготовили: учитель-дефектолог Карамышева Н.И.
учитель-логопед Новожилова Г.Б.
Санкт-Петербург 2015
Содержание
- Описание мероприятия (название мероприятия, форма, пояснительная записка, возраст учащихся, цель, задачи, используемые методы, приемы, средства воспитания, ожидаемые результаты, используемые методы диагностики, список литературы)
- Сценарный план классного часа
- Примеры раздаточного материала
- Предварительная работа
5. Тематический классный час «Доброе сердце» (конспект классного часа)
Описание мероприятия
- Название мероприятия:
Тематический классный час «Доброе сердце».
- Форма проведения:
- час общения такая форма учит школьников не бояться и уметь
общаться с педагогом и с одноклассниками)
- сказочные игры (развивают воображения учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор).
3. Пояснительная записка
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках социально-психолого-педагогического сопровождения у таких детей были выявлены следующие проблемы: изолированность, замкнутость от мира, состояние безысходности, которые стали причиной утраты коммуникативных навыков.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – «особые дети». В чём их особенность? Им необходима поддержка и помощь, чувствуешь наличие обострённой потребности у такого ребёнка во внимании и доброжелательности в основе общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети испытывают дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребёнком общественного опыта, трудности адаптации в обществе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности. Для этого в нашей школе практикуются совместные интегрированные мероприятия учителя-логопеда и дефектолога. Интегрированные занятия логопеда и дефектолога, они являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений.
На таких мероприятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развивать коммуникативные умения, познавательную активность. В связи с этим учитель-дефектолог Карамышева Н.И. и учитель-логопед Новожилова Г.Б. подготовили и провели совместный интегрированный классный час.
Общение и доброта – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. К детям с ограниченными возможностями здоровья нужно относиться трепетно, терпеливо, внимательно.
Мы выбрали тематический классный час «Доброе сердце», потому что мы хотим, через общение, научить детей с ограниченными возможностями здоровья делать добро.
Отсутствие настоящего эмоционального общения делает ребенка неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, даже озлобленности. Педагог должен использовать в общении с детьми вечные нравственные критерии: доброту, ласку, любовь.
Свой тематический классный час мы провели в форме сказочной игры.
Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Игра органически присуща детям с ограниченными возможностями здоровья и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других. Игры для детей важное средство самовыражения. В играх педагог может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт.
4.Возраст учащихся
Класс «Особый ребенок-12 года обучения». Дети с ограниченными возможностями здоровья 15-16 лет.
5.Цель
Способствовать воспитанию доброго отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.
6. Задачи:
-способствовать развитию коммуникативных навыков;
-развивать умение отличать плохое от хорошего;
-раскрыть положительные стороны добра;
-воспитывать доброту, отзывчивость;
-прививать основы нравственного поведения;
-развивать умение употреблять слова - приветствия, благодарности, вежливые добрые слова;
-развивать способность преодолевать застенчивость.
7.Используемые методы, приемы, средства воспитания:
-имитационные игры (моделирование жизненно-важных ситуаций в сказочной игре);
-социально-поведенческий тренинг;
-психогимнастика;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и обсуждение фрагментов мультипликационных фильмов;
-обыгрывание конфликтных ситуаций;
-примеры выражения своего эмоционального состояния.
8.Ожидаемые результаты:
-владение культурой общения со сверстниками с взрослыми;
-доброе и теплое отношение детей друг к другу в классе;
-бережное и отзывчивое отношение к пожилым людям и животным;
-соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах.
9.Используемые методы диагностики:
1.Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина 1-4 классы) (адаптированный вариант).
2.Социометрические исследования.
10.Список литературы
- Л.М. Шипицина «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» СПб.,2006г.
- А.А. Ватажина, Н.С. Малинкин Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью. М., 2009 г
- Журнал «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» № 5 2012г.
- А.А. Огородников.Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. М., 1988г.
- С.Д. Забрамная «Развитие ребенка в ваших руках» М., Новая школа, 2000г.
- С.И. Семенака «Уроки добра». М. Просвещение, 2012г.
- «Азбука нравственного воспитания». М. Просвещение, 1997г.
- Т.Д. Зинкевич., Л.А. Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». СПб., 1998 г.
Сценарный план классного часа
-Психологический настрой на классный час. Песня «Доброе утро, здравствуйте».
-Релаксационное упражнение «Улыбка».
-Беседа по теме «Добро и зло».
-Восстановить пословицы.
-Релаксационное упражнение «Солнышко и туча».
-Незаконченные предложения по теме: Волшебные слова».
-Придумать в предложении добрый или злой конец.
-Добрые и злые сказочные герои.
-Тренинг эмоций.
-Игра «Кто хозяин?».
-Загадки.
-Сказка «Золушка».
-Заключительное слово.
-Подведение итогов (рефлексия).
Добрая картина «Пусть добро навеки побеждает зло».
Примеры раздаточного материала: (приложение)
*Солнышко и тучка (из цветного картона)
*Конверт с набором «волшебных» слов
*Реквизиты сказочных героев
*Солнышко добра (лучики с добрыми словами)
*Картина-аппликация «Пусть добро навеки побеждает зло» (детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей).
Предварительная работа
1. Анкетирование. Анкета «Мотивы выбора друга» (адаптированный вариант). Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.
-Беседа с детьми о добрых делах.
-Чтение рассказов.
-Разучивание стихов.
-Знакомство с пословицами, поговорками о значении добрых дел
в жизни человека.
2. Выставка книг:
-Н. Носов «Огурцы».
-Н. Купин «Хорошо или плохо».
-В. Осеева «Синие листья».
- Э. Мошковская «Вежливое слово».
- А. Барто «Вовка – добрая душа».
Методическая разработка
Тематический классный час «Доброе сердце»
Пусть у вас причина будет
Улыбаться добрым людям.
От улыбки доброта
Появляется всегда!
ЦЕЛЬ: - воспитание в детях позитивных качеств характера – доброты, отзывчивости, взаимопомощи, вежливости, умения общаться с людьми, дружить.
ЗАДАЧИ
Учебные:
- Закреплять знания по теме: Сказка «Золушка»
- Создавать условия для развития творческой активности
детей.
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики,
выразительных движений, интонации.
- Учить детей узнавать сказочных героев по характерным признакам.
- Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
Коррекционные:
- Учить сопровождать свои действия речью.
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать память, внимание.
Воспитательные:
- Формировать чувство уверенности в себе.
- Воспитывать чувство вежливого общения друг с другом.
- Способствовать воспитанию доброго отношения к окружающим людям и друг к другу;
- Развивать у детей представления о добре и зле.
Используемое оборудование:
*Мультимедийный проектор
*Ноутбук
*Проекционный экран
*Магнитофон
*Солнышко и тучка (из цветного картона)
*Конверт с набором «волшебных» слов
*Реквизиты сказочных героев
* «Солнышко добра» (лучики с добрыми словами)
*Картина - аппликация «Пусть добро навеки побеждает зло» (детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей)
*Презентационный материал, («Добру откроем мы сердца») выполненный в PowerPoint
Ход классного часа :
(Слайд 1) Заставка – «Добру откроем мы сердца»
Песня «Доброе утро, здравствуйте»
Логопед:
Если хмуримся с утра, нам поможет доброта.
Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали Вас.
Ну-ка, дети соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Дефектолог: Посмотрите, у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у Вас счастливые и добрые лица, а значит, здесь собрались добрые люди. Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на маленькую капельку стала радостнее и добрее.
(Слайд 2) Песня Крошки Енота «Улыбка»
Дефектолог: Мы сегодня отдохнём, потанцуем и споём, а главное – научимся дарить друг другу радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.
-Коля, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что такое добро?
(ответы детей)
Логопед: (Слайд 3) Добро – всё красивое, хорошее, полезное.
Доброта– Стремление делать добро другим.
Дефектолог:- Маша, как ты понимаешь, что такое зло? (ответы детей)
Логопед: (Слайд 4) Зло– всё отрицательное, плохое.
(Слайд 5)– Какое же человеческое качество делает мир светлее, ярче, добрее?
ДОБРОТА
- Давайте поиграем: восстановите пословицы:
- Жизнь дана на _________ дела.(добрые)
- Мир не без _________ людей.(добрых)
- Без ______ дел, нет __________ имени. (доброго, добрых)
(Слайд 6) Заставка – «Поделись своей добротой!»
СТИХОТВОРЕНИЕ «Доброта» (чтение стихотворения детьми)
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Дефектолог: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.
-Посмотрите, у меня есть «Солнышко добра», но оно без лучиков. Вам нужно из предложенных лучиков выбрать только лучики с добрыми словами.
-Ребята, прочитайте, какие лучики у нас есть?
(Дети конструируют солнышко)
-Лучики с плохими злыми словами, мы уберем в волшебный мешочек.
-Какие вы молодцы! Какое замечательное ласковое и доброе солнце у нас получилось.
Логопед: Первые слова, которыми мы начинаем день – «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы каждый день у них был радостным, весёлым, добрым.
(Слайд 7) Стихотворение «Доброе утро» (рассказывают дети)
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! - сказало
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На, утро похожим…
А если проснёшься,
И дождик в окно
Стучит да стучит,
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, всё равно!
Логопед: Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: Доброе утро! – и сразу станет теплее, радостнее.
(Слайд 8) Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка»
Дефектолог: Представьте себе, что погода хорошая, жарко, лето вы загораете на солнышке, но вот солнце зашло за тучку, стало холодно - все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко - все расслабились (на вдохе). Повторить 2раза.
- Молодцы!
(Слайд 9) Заставка – «Поделись своей добротой!»
Логопед: (работа со «Словарём вежливых слов»)
Давайте поиграем от души
Я начинаю говорить, а вы продолжайте,
Слова волшебные мне называйте:
-Зеленеет старый пень, когда услышит…….(Добрый день)
-Растает даже ледяная глыба от слова теплого…….(Спасибо)
-Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …(Здравствуйте)
-Если больше есть не в силах, скажем маме мы …….(Спасибо)
-Когда нас бранят за шалости, мы говорим ………(Простите, пожалуйста)
Замечательно, как много волшебных и добрых слов вы знаете.
Дефектолог: Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
-Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть, ни нам, ни родителям. Надо стремиться всегда и во всём быть хорошим, помогать старшим, не обижать маленьких.
-А какие добрые поступки совершили Вы?
(ответы детей)
Дефектолог и логопед: Давайте поиграем в игру «Незаконченные предложения».
Мы читаем предложения, а Вы должны придумать для них добрый или злой конец.
1.Девочка нашла котёнка …
2.Мальчик нашёл забытую игрушку …
1.Мама заболела и её дочь …
2.Старенькая бабушка уронила палочку …
1.Дети слепили снеговика, а Миша, проходя мимо …
2.Таня порезала палец, а её подруги …
1.Маленькая девочка потерялась и Света …
- Молодцы! Добрых предложений у нас оказалось больше, так как добро всегда побеждает зло.
Дефектолог:
Тише, тише, что за звук?..... (стук по парте)
Сказка к нам стучится вдруг!
Мы из сказки – ты нас знаешь,
Если вспомнишь – отгадаешь.
А не вспомнишь – ну так что ж
Сказку заново прочтёшь!
Логопед: (Слайд 10) «Добрые и злые сказочные герои»
Все Вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Будьте внимательны. Мы будем показывать Вам сказочного героя, а Вы должны будете ответить, добрый он или злой. Если персонаж добрый – Вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо руками:
*Кощей Бессмертный
*Золушка
*Золотая рыбка
*Мальвина
*Леший
*Красная Шапочка
*Карабас – Барабас
*Баба Яга
*Буратино
-На какого героя Вы хотели бы быть похожим? (ответы детей)
Тренинг эмоций. А сейчас мы с Вами будем показывать:
- Сердитую (Бабу-Ягу),
- Доброго (Айболита),
- Весёлого (Буратино),
- Злого (Кощея),
Ребята, каким лучше быть: добрым или злым? (ответы детей).
Логопед: (Слайд 11) Игра «Кто хозяин?»
-Сказочные герои забыли свои предметы, давайте поможем вещам найти своего хозяина.
Я буду Вам показывать предметы, а вы называть кто хозяин этой вещи:
*Золотой ключик – Буратино
*Красная шапочка – Красная шапочка
*Градусник – Доктор Айболит
*Туфелька – Золушка
-Молодцы! Теперь все вещи нашли своих хозяев.
Логопед:
Проверить Вас хотим, ребятки,
Как Вы знаете загадки.
Вам, ребята, нет подсказки,
А загадки все про сказки.
ЗАГАДКИ
(Слайд 12)
*В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
(Слайд 13)
*Живёт она в большом цветочке,
Жаль, что мала сама росточком,
Зато вокруг душистый дом,
Из лепестков построен он. (Дюймовочка)
(Слайд 14)
*Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта непростая,
На ней корона золотая. (Царевна лягушка)
(Слайд 15)
*Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Всем известен, знаменит
Добрый доктор….(Айболит)
(Слайд 16)
*Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить! (Кот в сапогах)
(Слайд 17)
*Холодной льдинки злой осколок,
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная королева)
СТИХОТВОРЕНИЕ «В мире много сказок» (рассказывают дети.)
В мире много сказок
Добрых и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Дефектолог:
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть!
Мы по стрелочкам пойдём
И в добрую сказку попадём!
(Слайд 18) Заставка – музыка «Дорогою добра»
Логопед: Ребята посмотрите что это? (туфелька).
Отгадайте загадку - Кто же потерял эту туфельку?
(Слайд 19)
*Работу знала и золу, но побывала на балу,
Обиды были от сестриц,
Но ей, не им достался принц.
Как называется сказка? (Золушка)
(Слайды 20-30) Сказка «Золушка» (читают дети)
Логопед:
-Как называется сказка, которую мы вместе прочитали? (ответы детей)
-Кто потерял туфельку? ( Золушка)
-Куда мечтала попасть Золушка? (на бал)
-С кем Золушка танцевала на балу? (с прекрасным принцем)
-Правильно! Золушка была на балу, она танцевала с прекрасным принцем.
(Слайд 31) Звучит музыка из к/ф «Золушка»
Дефектолог: Ребята, мы тоже попали на сказочный, волшебный бал. Сейчас мы тоже будем танцевать. Маша будет таинственной Золушкой, а Коля - прекрасным принцем. (дети танцуют)
-А все остальные ребята будут принцами и принцессами, приглашенными на бал во дворец.
-Молодцы! Какой прекрасный волшебный танец у Вас получился.
Дефектолог: Стихотворение «За что я люблю сказки»
Сказки все за то люблю,
Что в них предметы оживают.
Смеются, плачут и мечтают,
И что всегда мы знаем все –
Герои в сказках побеждают,
И я люблю их, наконец,
За замечательный конец.
Дефектолог: Так и в жизни, капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Давайте и мы с Вами сейчас тоже сделаем доброе дело.
(на чистый листок ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей).
Получается красивая картина-аппликация.
- Как мы назовём эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Пусть добро навеки побеждает зло»). И эту прекрасную картину мы подарим ученикам первого класса, они будут смотреть на неё и им будет тепло, светло и уютно в школе.
Логопед: (Слайд 32)
Ребята, давайте вспомним, какие Правила доброты помогут нам стать по-настоящему добрыми:
- Помогать людям.
- Защищать слабых.
- Любить свою семью.
- Не обижать младших.
- Прощать ошибки другим.
Дефектолог: (Слайд 33) Мы сегодня рассказывали стихи, отгадывали загадки, играли в интересные игры, читали сказку, а теперь, давайте споём замечательную песню кота Леопольда – «Если добрый ты…» (караоке)
Логопед: Вот и нашей встрече со сказкой конец.
Кто играл с нами – молодец!
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо
Сегодня хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарки свои
Сейчас я вручу!
(подарки у нас сладко-сказочные из сказки «Маша и медведь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...
Методическая разработка тематического классного часа«Семья и семейные ценности»
Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и н...
Методическая разработка тематического классного часа «Моя семья – моя самая большая ценность»
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 1-10 «Б» классах «Особый ребенок» Тема: «В гостях у осени»
Цель праздника: Обобщение знания детей об осени, вызвать положительные эмоции.Задачи праздника:Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях природы;Совершенствовать координацию ...
Конспект классного часа "Доброе сердце", 1 класс
Цель урока: формирование знаний о добре, добром человеке;Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «добро», «доброе сердце»;узнать о качествах, которые свойственны добро...