Формирование коммуникативных навыков через сюжетно-дидактические игры
учебно-методическое пособие

Кондякова Татьяна Анатольевна

Сюжетно-дидактические игры формируют коммуникативные функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков через сюжетно-дидактические игры

Мы живём в век информационных технологий, где наши дети много времени проводят в социальных сетях. Достаточно сложно представить себе современный мир без различных гаджетов:  смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов и т.д.  Электронные и цифровые устройства с одной стороны облегчают жизнь современному человеку, с другой отрицательно сказываются на здоровье и психики, особенно у детей. С приходом в нашу жизнь информационных технологий, гаджеты стали вытеснять дружбу, уважение, увлечения, живое общение, активное движение, то есть,  без чего в недавнем прошлом мы не могли представить свою жизнь.

Зная проблемы современных детей,  на первое место в своей работе  ставлю общение (коммуникацию), так как невозможно научиться    говорить правильно и контактировать без  помощи других людей. Считаю, что только  через игру можно сформировать коммуникативную деятельность. Играя в настольные игры, ребёнок учиться соблюдать правила игры, адекватно относиться к проигрышу, уметь слушать  и выполнять инструкцию ведущего, уважать чужое мнение, доказывать свою точку зрения, чётко и правильно излагать свою мысль, быть терпимым к другим участникам игры.

Своим обучающимся предлагаю  готовые настольные  игры или  те, которые можно сделать своими руками. Настольные игры применяю на коррекционных занятиях для устранения речевых нарушений в устной и письменной речи. Данные игры способствуют закреплению проблемных звуков на уровне слога, слова и фразы, также и грамматических категориях. Цель сюжетно-дидактических игр: формирование  словаря по данным темам; развитие самоконтроля за собственным произношением; развитие речевого внимания, слуховой памяти. Считаю, что сначала необходимо научить соблюдать правила во время игры при помощи игрового панно, затем перенести игру в жизнь. В ходе игры постепенно привлекаю в игровую деятельность других детей.

 Игра «Футболист». 

1 вариант. С обратной стороны мяча написаны цепочки слогов. Ученик выбирает мячик, читает цепочку слогов, затем повторяет по памяти, если проговорил правильно, то забивает мяч в ворота, если неправильно, то передаёт ход другому игроку.  «Ой, твой мячик попал в штангу и отскочил». Выиграл тот, кто забил больше мячей.

2 вариант.  С обратной стороны мячей  написаны слова (фразы) или прикреплена картинка. В качестве усложнения можно использовать игральный кубик.

3вариант. Конструируем ворота из подручных предметов и при помощи щелчка забиваем гол мячами - пуговицами.

4 вариант. Организовать подобную игру дома с родными. Устроить соревнование, кто больше забьёт мячей - пуговиц в ворота.

Игра «Накорми зайку»

1 вариант. С обратной стороны написаны слоги (слова, фразы), за правильное произнесение -  зайчик получает ягодку.  

2 вариант. Обсуждаем с ребёнком, что любит зайчик и «готовим» ему угощения. Считаем угощения: одна ягода, две ягоды и т.д. до пяти или десяти и обратно. Счёт в разброс: выкладываем в хаотическом порядке «угощения» и считаем, например, одна ягодка, одна морковка, две морковки, две ягодки и т.д., затем в обратном порядке.  Усложняем задание – увеличиваем количество и видов угощений.  

3 вариант. Хорошо в данной игре отрабатывать фразы: Зайка любит…; Зайка ел…; Зайка хочет… и т.д.

4 вариант. Выяснить, что любит домашний питомец и накормить его,  затем рассказать.

«Игра в снежки»

Цель: познакомить с  видами зимних игр и  правилами игры в снежки на улице.

1 вариант. Подобный, как в игре «Футболист».

2 вариант. Организовать подобную игру из подручных материалов. Закидывать мелкие предметы (мячи, шарики) в картонную коробку с проговариванием слогов, слов или фраз по усмотрению учителя.

3 вариант. Организовать на улице игру в снежки, затем рассказать о своих впечатлениях.    

«Теремок»

1 вариант. Данную игру использую при автоматизации звука Ж.

2 вариант. При изучении предлогов, ребенок размещает жильцов по этажам и с помощью взрослого устанавливает зависимости: зайчик живет над волком, улитка возле волка и т.д. На следующем этапе ребенок расселяет жильцов по инструкции взрослого, потом сам дает задание другим и контролирует правильность выполнения. Например, в теремке поселились: лягушка — под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой.

3 вариант. Меняем предметный материал и продолжаем игру. Заносим и выносим мебель; расставляем мебель по комнатам; раскладываем предметы в комнате (за комнату используем коробочку из-под конфет).  

4 вариант. В данном варианте отрабатываем приставочные глаголы.   Машины подъезжают, выгружают, заносят мебель (предметы); заносят, загружают и отъезжают.  

Игра «Морское путешествие»  

 Цель: развивать творческие способности, фантазию; учить уметь придумывать сюжет с использованием графических знаков; пополнять предметный словарь; развивать мыслительные способности.

Данную игру использую со старшими детьми.

1 вариант. По предложенной карте-схеме рассказать, историю путешествия корабля.  

C:\Users\User\Desktop\IMG_20221229_232217.jpg

C:\Users\User\Desktop\IMG_20221229_232235.jpg

C:\Users\User\Desktop\IMG_20221229_232428.jpg

2 вариант. Самостоятельно придумать историю путешествия корабля с опорой на графические знаки.

3вариант.  По каждому символу придумываем историю. Например, «сражение кораблей». Ребёнок выбирает корабль с определенной буквой. Кто больше придумает слов на заданный звук, тот корабль и выиграет сражение. Усложняем задание, придумываем и записываем, где данный звук находится в середине слова или на определённую часть речи. «Что перевозят торговые корабли?» - запись слов с дальнейшим выполнением письменных заданий: деление на слоги, перенос слов, определение ударного и безударных гласных.

4 вариант. На данном этапе ребёнок уже хорошо понимает значения  символов и без помощи взрослого может придумать историю.

5 вариант. Перенос графических схем в разные области жизни. Спрятать предмет в классе с использованием знаков. Учитель раскладывает по партам знаки-стрелки, ребёнок пошагово двигается по направлению. В данном варианте хорошо закрепляются пространственные представления, затем меняемся ролями или придумываем задания для одноклассника.

6. Организовать игру дома, на дне рождения или на улице.

Приведенные мною игры способствуют развитию коммуникативных функций, обучающиеся учатся пошагово выстраивать взаимоотношения с другими детьми, также идёт автоматизация проблемных звуков в речевом потоке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Самообразование Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"

Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь обучающихся, воспитанников является ключевым моментом в их развитии....

«Формирование коммуникативных навыков младших школьников через танец"

laquo;Формирование коммуникативных навыков младших школьников через танец"В современном мире многим людям не хватает не просто человеческого общения, именно общения с окружающими, стало больше в...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...

«Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию социально-значимых проектов»

В статье представлен опыт работы по формированию коммуникативных навыков через организацию социально-значимых проектов...