ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
статья

Карева Ольга Петровна

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карева Ольга Петровна

Самыловская Ольга Владимировна

ГБОУ школа № 755

«Региональный Центр аутизма

Василеостровского района

Санкт-Петербург

olga.samylovskaya@yandex.ru, olyakareva@yandex.ru 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ     НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих занятий.

Ключевые слова. Коммуникативные навыки, игротерапия, комплекс коррекционно - развивающих занятий.

При проведении работы по формированию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста, был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий. Педагогами применялась специальная система мер, направленная на формирование у детей навыков социальной адаптивности. 

Цель проводимой работы -  подбор и реализация на практике занятий, имеющих коррекционно-развивающую направленность для формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации детей подконтрольной группы, активизации их речевого   развития.

Задачи педагогической работы:

- снижение проявления негативизма по незначительному поводу;

- формирование способности к переживанию, эмоциональному отклику;

 

- развитие мотивационно-потребностной сферы;

- формирование интереса к познанию;

- развитие навыков сюжетно-ролевой игры;

  • формирование умения входить в контакт и вступать в диалог;

           При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых детей, большое значение имеет игра. Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработать полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

При составлении плана курса игротерапии были выделены три направления работы.

    Первый блок – ориентировочные занятия. Предполагается два вводных занятия, цель которых – установление доверительных отношений среди участников группы, создание благоприятного эмоционального фона, минимизация нежелательного поведения.

Второй блок – терапевтический (8 занятий). Предполагает постепенное устранение симптомокомплекса необщительности, развитие уверенности в себе, гармонизацию отношений в группе сверстников, формирование навыков социального доверия, социальных эмоций. В данном блоке используются не только методы игротерапии, но и хороводные игры, невербальные игры, психогимнастика и игровые тренинги.

Третий блок – обучающий (2 занятия). Закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх. Через участие в подвижных играх и занятиях происходит не только формирование познавательного интереса, отрабатываются возможные жизненные ситуации, развиваются навыки социального взаимодействия, но и совершенствуется крупная и мелкая моторика, пространственная оценка движений, расширяются возможности перемещений и знакомства с окружающим миром. Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств через участие в игре сопряжена с тем, чтобы развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира.

     По содержанию, игры, проводимые с детьми данной группы, направлены на формирование способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них, умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих, умению применять навыки общения в повседневной жизни.

     Метод работы – непосредственное взаимодействие.

Комплекс коррекционно – развивающих занятий по формированию коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью представлен в следующей таблице:

недели

Тема

образовательной деятельности

Коррекционные  задачи

Содержание

Блок 1. Ориентировочные занятия

1

Тема «Начинаем мы играть»

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?» Игра «Клубочек».

1.Раскрепощение участников;

2.Объединение их в группу.

1. Организационный момент с игрушкой

«Котик». «Кто в садик пришел?»

  1. 2. Знакомство        с участниками игры. Дети рассказывают о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.

3. Игра «Так бывает или нет» (объединение

участников).

4. Хоровод «цветов»

5.Прощание с Котиком.

2

Тема «Транспорт»

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

Подвижная игра «Чух-чух паровозик».

1.Раскрепощение участников;

2.Объединение их в группу.

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» Объявление темы. Выбор игрушек – автомобилей.

2.Предметная игра с автомобилями.

3.Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и так далее);

4.Совместная      игра

«Дорога»;

5.Подвижная       игра

«Чух-чух паровозик».

6.Завершение     игры

«Транспорт».

  1. 7. Прощание с Котиком. Подведение итогов.

Блок 2. Терапевтические занятия

3

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Девочка чумазая»

1.Развитие мимики, пантомимики у детей;

2.Развитие способностей из несложных действий создавать сюжет

3.Создавать условия для активности детей.

  1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»
  2. Введение в игру.
  3. Котик читает сказку А. Барто «Девочка чумазая».

4.Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имен участников);

  1. 5.Театрализованная игра «Девочка чумазая»

5. «Котик» завершает игру.

4

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

Воробьиная игра

1.Развитие вербальных форм проявления эмоций.

2. Актуализация переживаний (конфликт, перемирие, ласка)

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.Игра «Летает – не летает»;

  1. 3.Театрализованная игра

«Воробьиная семья». Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации

4.Игра – сказка «Дождь в лесу».

5. Герой Котик завершает игру.

5

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Три поросенка»

1.Актуализация эмоций;

2.Развитие творческих способностей.

3.Координация движений.

  1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»
  2.   Введение в игру. Герой

Котик вспоминает сказку «Три поросенка»;

  1. Игра «Займи свой домик».

4. Театрализованная игра

«Три поросенка»;

5.Завершение игры.

6

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Пчелка»

1.Разрядка агрессивных импульсов;

2. Выполнение упражнений на релаксацию.

         

  1.   Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»
  2.  Введение в игру.
  3. Игра «Нос, пол, потолок» объединение участников)

4.Подвижная        игра        с вербальной        активностью

«Пчелкины песни»;

5. Этюд на расслабление

«пчелка спит»;

6. Завершение игры.

7

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Кошки»

1.Разрядка агрессивных импульсов.

2.Развитие воображения.

3.Снятие внутренней скованности

  1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»
  2.    Введение в игру.
  3. Игра «Злые – добрые кошки»;
  4. Подвижная игра: «Смелые мышки».        
  5. Релаксация «Волшебный сон».
  6. Завершение игры.

8

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Смешные клоуны»

1.Развитие   воображения.

2.Разрядка вербальной агрессии.

3.Релаксация.

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2. Введение в игру;        

3. Инсценировка «Общей веселой истории»;

4. Игра «Веселые клоуны»

5.Этюд на расслабление «Отдых в лесу»;

6.Завершение игры.

9

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Капризная лошадка»

1.Разрядка агрессивных импульсов

2.Актуализация упрямства;

3.Коррекция упрямства.

1.Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

 введение в игру;

2. Театрализованная игра

«Брыкающаяся лошадка (мимика, пантомимика, интонации);

3.Игра «Упрямая подушка» (снятие общей

агрессии, негативизма, упрямства).

4. Завершение игры.

10

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Жадные

медвежата»

1. Актуализация

жадности;

2.Коррекция жадности.

3.Релаксация.

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

 2. Введение в игру.

2. Театрализованная игра

«Два жадных медвежонка».        

4. Беседа о жадности;

5. Релаксационный комплекс «Подснежник».

6. Завершение игры.

Блок 3. Обучающие занятия

1

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Мир наоборот»

1.Объединение взрослых и детей в совместных играх.

2.Раскрепощение детей.

3.Разрядка агрессивных импульсов.

1. Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?»

2.Введение в игру.

3.Игра «Съедобное – несъедобное» (объединение участников игры)

4. Театрализованная игра

«Мир наоборот» (снятие авторитарности с образа взрослого).

5. Подвижная        игра «Жужа».

6. Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды».

7. Завершение игры

2

Элементы «утреннего круга» «Кто в садик пришел?»

«Цветик        - семицветик»

1.Актуализация потребностей в совместных детско-взрослых играх.

2.Формирование навыков общения с взрослыми.

3.Развитие взаимной эмпатии.

1.Организационный момент с игрушкой Котик «Кто в садик пришел?» введение в игру.

2. Игра «Нос, пол, потолок» (объединение участников игры);

3. Игра «волшебные картинки»;

4. Детско – взрослая игра

«Цветик - семицветик» (развитие сотрудничества,

взаимной эмпатии).

Проведение комплекса занятий, тщательно подобранных для формирования коммуникативных навыков показывает хороший результат. На наш взгляд важно отметить появление интереса к чтению книг, снижение уровня агрессивности при выстраивании отношений внутри детского коллектива, попытки самостоятельно установить контакт со взрослым. Появились попытки освоить новые роли (ведущий, игрок) и необходимость подчиняться установленным правилам стали основой для развития навыков сюжетно-ролевых игр. В процессе игры дети научились планировать свое поведение и оценивать деятельность партнеров по игре мирным путем.

Следует отметить, что без специального обучения, для большинства детей с умственной отсталостью невозможно развить у себя коммуникативные навыки, необходимые для взаимодействия в социуме. Им необходимо оказывать реальную помощь для овладения элементами общения, что естественно приводит к появлению у ребёнка способности к адаптации.

         Главный вывод по результатам проведенной работы заключается в следующем: развитие умений и навыков коммуникации среди детей с умственной отсталостью возможно только при проведении специального организованного обучения.  Отработка на практическом уровне коммуникативных умений и развития устной речи стало возможным в ходе организации интерактивного процесса обучения, в ходе которого было налажено взаимодействие учащихся внутри детского коллектива.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР)
  2. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. доктора психол. наук: 19.00.10 [Текст] / Е. Н. Дмитриева. – М.: из-во МГУ, 2005. – 411c;
  3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Посвещение, 2014. – 512 с.
  4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, – М. : Педагогика, 2009. – 186 с.
  5. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. кандидата пед. наук: 13.00.03 [Текст] / И. А. Емельянова; - Екатеринбург, 2009. – 274 с.
  6. Киреева, М. Е. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью. [Текст] / М. Е. Киреева // Из опыта работы специальных психологов и педагогов. Выпуск III: Сборник статей. / Под ред. С. М. Валявко, О. Б. Дудко /ГБОУ ВПО «МГПУ». Москва, 2013. – С.40-43
  7. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза   общения.   [Текст]   / М. И. Лисина. – М. :– 2013. – 144 с.
  8. Панферов, В. Н. Психология общения. [Текст] / В. Н. Панферов // Вопросы Философии. - 1971.- № 7- с. 2-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план реализации мини – музея «Реликвии семьи» по формированию элементарных представлений о родословной для детей дошкольного возраста

Основными формами ознакомления детей дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия....

Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе

Статья "Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе"...

Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе

Статья "Применение рифмованных текстов и песен в формировании коммуникативных навыков и умений на уроках английского языка в начальной школе"...

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

Воспитание положительных личностных качеств у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через трудовую деятельность

Важную роль в формировании личности ребенка с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе тру...

Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...