Рабочая программа для учеников 1-4 классов "Шахматы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Ушакова Елена Ивановна

Программа составлена с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-4_klass_shahmaty.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Шахматы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), учебного плана, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования примерной программы начального общего образования,  с учетом авторской  программы «Шахматы в школе», автор Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. («Шахматы в школе»/. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017) 

«Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

Программа рассчитана на 135ч. из расчета 1 учебный час в неделю.

В ходе реализации данной рабочей программы предусмотрено:

- проектных работ  - 7;

- практических работ – 36.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на: 

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Образовательные задачи способствуют: 

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;  

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;  

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

–  представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют: 

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.   

       

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №3.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования. «Шахматы» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.  В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии. Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части, основной части и заключительной части.

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании;

– возможность участия в игре обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;

– высокая степень травмобезопасности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа разработана для реализации занятий общеинтеллектуального направления по внеурочной деятельности  для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов.  Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.  

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

В этой связи содержание программы «Шахматы» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры:  

– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;

– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий;

– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;

– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – воспитание уважения к окружающим и их труду;  

– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;  

– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;  

– информирование о необходимости заботиться, о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.  

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.

К личностным результатам относят:

– формирование основ российской, гражданской идентичности;

– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

– наличие чувства прекрасного;

– формирование основ шахматной культуры;

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

– уважительное отношение к иному мнению;  

–  приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

– умение управлять своими эмоциями;

– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

– оказание бескорыстной помощи окружающим.  

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1.Познавательные УУД:  

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; – умение находить необходимую информацию;

– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2.Коммуникативные УУД:

– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;  

– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3.Регулятивные УУД:

– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.  

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

2. Планируемые результаты

В результате освоения программы «Шахматы» учащиеся должны знать:

– правила техники безопасности во время занятий;  

– историю возникновения и развития шахматной игры;

– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; – приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.  

К концу первого учебного года (1класса) учащиеся должны:

– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

– ориентироваться на шахматной доске;  

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;  

– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;  

– правильно расставлять фигуры перед игрой;  

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;  

– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

– знать «цену» каждой шахматной фигуры;

– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

– владеть способом взятия на проходе;

– записывать шахматную партию;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.  

К концу второго учебного года (2 класса) учащиеся должны:

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

– защищать свои фигуры от нападения и угроз;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.  

К концу третьего учебного года (3 класса) учащиеся должны:

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.  

К концу четвёртого учебного года (4 класса) учащиеся должны:

– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; – находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода;

– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

– уметь реализовывать материальное преимущество; – принимать участие в шахматных соревнованиях.  

 

3. Содержание программы

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат 

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.  Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам.

Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.  

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.  

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности включает в себя:

- печатные пособия (тетради);

- технические компьютерные и других информационные средства обучения;

- доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах (1шт.);

- комплекты шахматных фигур с доской (10шт.);

-  раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

Список литературы:

1.Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.  

2.Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.  

3.Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

4.Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.

5.Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.  

6.Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.

7.Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

8.Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.  

9.Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994.

10.Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И.Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.

11.Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И.Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.

12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000. 13.Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

14.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

15.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

16.Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

4.Тематическое планирование «Шахматы» 1-4 класс, с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Элемент содержания

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные/ практические работы

Проектные работы

1 класс

Шахматы – мои друзья.  История возникновения  шахмат.

Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом.

1

Шахматная доска.

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии.

1

Горизонталь.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь».

1

Вертикаль.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль».

1

Диагональ.

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ».

1

Шахматная нотация.

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур.

1

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции.

1

Ладья.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход».

1

Слон.

Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон.

1

Ферзь.

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие.

1

Конь.

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие.

1

Пешка.

Правила хода и взятия пешкой.

1

Превращение пешки.

Правила превращение пешки.

1

Король.

Правила хода и взятия королём.

1

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

1

Нападение.

Атакующие возможности фигур.

1

Взятие. Взятие на проходе.

Особое взятие пешкой: взятие на проходе.

1

Шах и защита от шаха.

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха.

1

Мат.

Постановка мата всеми фигурами.

1

Пат – ничья.

Варианты ничьей.

1

Рокировка.

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки.

1

Основные принципы игры в начале партии.

Общие принципы игры в начале шахматной партии.  

1

Мат двумя ладьями одинокому королю.

Техника матования одинокого короля двумя ладьями.

1

1

Мат ферзем и ладьёй одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй.

1

1

Мат ферзём и королем одинокому королю.

Техника матования одинокого короля ферзём и королём.

1

1

Материальное преимущество.

Определение материального преимущества, реализация материального преимущества.

1

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия.

1

Партии – миниатюры.

Анализ коротких партий.

1

Запись шахматной партии.

Способ ведения записи партии во время соревнований.

1

Шахматный этикет.

Правила поведения шахматиста во время партии.

1

1

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире.

1

1

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире.

1

1

Шахматный турнир.

Участие в шахматном турнире.

1

1

Итого:

33

6

1

2 класс

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов.

1

1

Шахматные фигуры (повторение).  

Повторение материала первого года обучения.

1

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка.

Повторение материала первого года обучения.

1

Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королём и ладьёй.

Повторение материала первого года обучения.

1

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение  атакующей фигуры, защита фигуры.

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

1

Защита в шахматной партии: перекрытие,  контрнападение.

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением.

1

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6.

1

Тактический приём «двойной удар».

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами.

1

Тактический приём «связка».

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку.

1

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9.

1

Тактический приём «ловля фигуры».

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения.

1

Тактический приём «сквозной удар».

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения.

1

Мат на последней горизонтали.

Слабость последней горизонтали, «форточка».

1

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13.

1

Тактический приём «открытый шах».

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения.

1

Тактический приём «двойной шах».

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения.

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля».

1

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра.

1

Основы игры в дебюте: атака на короля.

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра .

1

Основы эндшиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса.

1

Основы эндшиля: реализация большого материального преимущества.

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса.

1

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких  шахматных партий.

1

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких  шахматных партий.

1

Основы анализа шахматной партии.

Просмотр и анализ коротких  шахматных партий .

1

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 21–25.

1

Шахматный турнир.

Отработка на практике материала уроков 21–25.

1

1

Шахматный турнир.

Отработка на практике материала уроков 21–25.

1

1

Шахматный турнир.

Отработка на практике материала уроков 21–25.

1

1

Шахматный турнир.

Отработка на практике материала уроков 21–25.

1

1

Шахматный праздник.

Решение заданий, игровая практика

1

1

Итого:

34

8

2

3 класс

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований.

1

1

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение).

Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода.

1

Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение).

Повторение материала второго года обучения.

1

Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение).

Повторение материала второго года обучения.

1

Конкурс решения позиций:  как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 2–4.

1

Тактический приём «завлечение».

Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар».

1

Тактический приём «отвлечение».

Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты».

1

Тактический приём «уничтожение защиты».

Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему.

1

Тактический приём «спёртый мат».

Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат».

1

Сочетание тактических приёмов.

Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов».

1

Конкурс решения позиций:  как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 6–9.

1

Борьба за инициативу.

Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии.

1

Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля.

Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур.

1

Атака на рокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты.

1

Конкурс решения позиций:  как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 12–14.

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.

Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира.

1

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата.

1

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом».

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом.

1

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля.

Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля».

1

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой.

Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля».

1

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата.

Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон.

1

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки.

Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g.

1

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 20–26.

1

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов.

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов.

1

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен.

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов.

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный праздник.

Решение заданий, игровая практика.

1

1

Итого:

34

8

2

4 класс

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура.

1

1

Основные принципы игры в дебюте.

Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства.

1

Перевес в развитии фигур.

Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства».

1

Атака на короля.

Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре.

1

Перевес в пространстве.

Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса.

1

Оценка позиции.

Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии.

1

План игры.

Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования.

1

Выбор хода.

Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра.

1

Открытые дебюты.

Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней.

1

Полуоткрытые дебюты.

Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита.

1

Закрытые дебюты.

Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита.

1

Гамбиты.

Королевский гамбит.

1

Тактический приём «мельница».

Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий.

1

Тактический приём «перекрытие».

Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий.

1

Тактический приём «рентген».

Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий.

1

Конкурс решения позиций:  как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 13–16.

1

Анализ шахматной партии:  выбери ход.

Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира.

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи  и короля.

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены.

1

1

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи  и короля.

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены.

1

1

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи  и короля.

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены.

1

1

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи  и короля.

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены.

1

1

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами.

1

1

Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю.

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём.

1

1

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 22–27

1

Роль шахмат в жизни человека.

Как стать сильным шахматистом.

Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре

1

Шахматный турнир

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Шахматный турнир.

Игровая практика.

1

1

Как стать сильным шахматистом.

Решение заданий, игровая практика.

1

1

Итого:

34

14

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуадьная рабочая программа на ученика 2 класса с умеренной умственной отсталостью (8 вид).

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитан...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочие программы для ученика 2 класса, обучающегося на дому с диагнозом ДЦП

Рабочие программы для ученика 2 класса, обучающегося на дому с диагнозом ДЦП...

рабочая программа для ученика с ОВЗ по рисованию

Рабочая программа по рисованию предназначена для учеников  с ОВЗ для 1 класса...

Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочие программы для ученика 1 класса ОВЗ VIII вида (надомное обучение)

Программы составлены из расчета: по 1 уроку в неделю чтения, письма, математики, ритмики, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки ,физической культуры  и 2 урока в нед...

Рабочая программа для ученика с задержкой психического развития по обучению грамоте.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной адаптированной основной  образовательной программы образования дет...