Приемы по формированию смыслового чтения
статья
Приемы по формированию смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_po_formirovaniyu_smyslovogo_chteniya.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы по формированию смыслового чтения
Приём «толстых» и «тонких» вопросов
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы | «Толстые»вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Что? Кто? Когда? Как звать ...? Было ли ...? | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Предположите, что будет, если ...? |
Приём «Восстанови текст»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Приём «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
Приём «Составь задание»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:
Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Приём «Сопоставление / нахождение сходств и различий»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Значит, при работе с текстом, преподавателю необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:
-целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
- составлять план к прочитанному тексту;
-умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
- отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
-извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
- обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
-находить в тексте описание к иллюстрациям;
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;
- соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
- самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
-готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).
Приём «Мудрые совы»
позволяет эффективно организовать работу с текстом и обработку содержащейся в ней информации, т.е. решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся, обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся. В ходе работы с текстом учащимся предлагается вычленить различные подходы к его содержанию и обсудить результаты работы.
«Азы работы над текстом»: найдите в тексте основные (новые понятия) и запишите их в алфавитном порядке.
«Что, не ждали?»: выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
«Ты уже знаешь последние новости?»: выберите и запишите ту информацию, которая для вас является новой.
«Главная жизненная мудрость»: вариант 1: постарайтесь выразить основную мысль текста (разделов текста); вариант 2: какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
«Известное и неизвестное»: найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной.
«Иллюстративное изображение»: постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка или схемы.
«Поучительный вывод»: можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
«Важные темы для обсуждения»: найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и обсуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
В статье даётся определение понятию "смысловое чтение", раскрываются срособы смыслового чтения, виды чтения. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов ...
Статья "Формирование смыслового чтения средствами УМК «Перспективная начальная школа»"
Статья содержит определение понятия "смысловое чтение". Раскрывает способысмыслового чтения, типы чтения. Определяет проблемы, с которыми сталкивается учитель начальных классов при обучении смысловому...
Формирование смыслового чтения как общего учебного действия на уроках литературного чтения
Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из нег...
Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте.
Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте....
Использование приемов формирования смыслового чтения "Шкатулка идей"
Использование приемов формирования смыслового чтения "Шкатулка идей" подобран для обучающихся начальной школы...
Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.
Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы. Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...
Приемы работы над смысловым чтением
Большое внимание уделяется читательской грамоте. В данном материале представлены некоторые приемы работы над формирующего оценивания на уроках литературного чтения....