Формирование смыслового чтения как общего учебного действия на уроках литературного чтения
учебно-методический материал (1 класс)
Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться — способам действия с учебным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_orlovoy_m.v.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование смыслового чтения как общего учебного действия на уроках литературного чтения».
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на этом методическом объединении и хочу поделиться с вами своим педагогическим опытом.
Тема моего методического выступления «Формирование смыслового чтения как общего учебного действия на уроках литературного чтения».
Начать своё выступление хочу словами К.Д. Ушинского:
«Уметь читать в широком смысле этого слова –
значит, извлечь из мёртвой буквы живой смысл».
Актуальность:
Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться — способам действия с учебным материалом.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Такое большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определило перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании основной школы. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное обучение.
Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
В 1 классе я провожу диагностику учеников, для определения уровня развития внимания, памяти, мышления, восприятия, которые имеют большое значение и в обучении детей чтению. Данная информация помогает мне лучше понять детей, опираясь на его природные задатки и способности, предупредить возможные трудности при адаптации ребенка к школьному обучению, в т.ч. в формировании навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения. Уровень развития детей определяю с помощью диагностических методик, делаю выводы, результаты которых довожу до родителей, даю определенные рекомендации для развития психических процессов детей.
Также провожу диагностику уровня владения навыками чтения. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки к школе.
По результатам диагностики учеников 1 класса в 2014-2015 учебном году:
- 5 человек из 26 не знали буквы;
- 10 человек из 26 не умели читать;
- 4 человека из 11 читающих ребят понимали прочитанное.
Работа предстояла большая.
В течение педагогической деятельности мною были изучены и найдены практические пути в решении данной проблемы.
Первый шаг – изучение трудов основоположников педагогики и психологии: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Ф. Одегова, В.Н. Зайцев, С.И. Матвеева, А.Г. Асмолов.
Второй шаг - изучение технологии формирования смыслового чтения как общего учебного действия;
выявление наиболее эффективной методической системы работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель опыта: познакомить с эффективными упражнениями по формированию смыслового чтения у младших школьников.
Задачи опыта:
1. познакомить с видами упражнений по формированию смыслового чтения;
2. познакомить с результатами своей работы по литературному чтению.
Гипотеза: Регулярное применение упражнений по формированию смыслового чтения на уроках, способствует максимально точному и полному пониманию содержания текста, способствует практическому осмыслению и применению извлечённой информации.
Длительность работы
На данный момент мною представлен опыт работы по теме «Формирование смыслового чтения как общего учебного действия на уроках литературного чтения» за период работы 2014 – 2018 г.
Описание опыта
Для достижения поставленных задач я в своей работе использую упражнения, которые направлены на:
• развитие речевого аппарата и дикции;
• расширение оперативного поля чтения;
• развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
• развитие смысловой догадки;
• развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
• развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
• преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Применяю в своей работе такие упражнения:
жужжащее чтение;
ежеурочные пятиминутки чтения;
режим щадящего чтения;
зрительные диктанты И.Т. Федоренко;
многократное чтение;
чтение в темпе скороговорки;
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
чтение перед сном.
При этом учитываю главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забываю, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.
В период обучения грамоте на уроках литературного чтения использую игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов:
-для развития внимания:
«Найди отличия», «Запрещенные движения», «Поиск предметов» и т.д.
-для развития восприятия:
«Точки», «Что в свертке», «Самые наблюдательные» и т.д.
-для развития памяти:
«Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и т.д.
-для развития мышления:
«Говори – наоборот», «Бывает – не бывает», «Угадай», «Доскажи словечко» и т.д.
Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия) по методике И.Т. Федоренко:
1. Сколько спряталось слов в этом ряду букв?
Волчишкоткрытоященокночь
2. Поставь слоги на место, так чтобы получились слова.
РАБ КО ЛИК
РЕ МО
РО МАТ СЫ
3. Игра «Расшифруй слова». Надо поставить буквы на место так, чтобы получились правильные слова:
МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор
4. Прочитай слова или предложения справа налево.
ьдевдем цяаз клов асил комерет
! ьтатич ьтему ошорох каК
В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает.
В своей педагогической деятельности применяю специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературного чтения.
На этапе «речевая разминка» принимают активное участие все учащиеся, читающие и не читающие (в период обучения грамоте), каким бы способом чтения они не владели. Это упражнения по развитию речевого дыхания, они важны для правильной постановки дыхания при чтении. Их может проводить не только учитель, но и любой учащийся – ведущий.
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Дыхание «под счет»: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох – ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется 3-4 раза.
Игра «Произнеси и покажи».
Самолеты взлетают: у – у - у.
Машины едут: ж – ж - ж.
Лошадки поскакали: цок – цок - цок.
Рядом ползет змея: ш – ш - ш.
Муха бьется в стекло: з – з – з.
Долговорки.
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек, из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок.
С целью совершенствования четкости произношения при любом темпе речи провожу работу над дикцией. Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, совершенствующие дикцию. Для решения этой задачи применяю определенную систему упражнений, работая над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
1) Упражнения на отработку дикции.
а) Чтение гласных с ярко выраженной артикуляцией каждого звука:
по ленте букв;
парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е;
строчками: а-о-у-ы-э (вперед и обратно), а о у и э, а и у о э;
вразбивку по нескольку гласных: а о е, и е я, у э ю.
Упражнения на развитие речевого аппарата.
Чистоговорки. Чтение шепотом и медленно:
ра – ра – ра - начинается игра
ры – ры – ры – у нас в руках шары
ру – ру – ру – бью рукою по шару.
На уроках активно использую упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению:
1) Чтение слов в предложении начиная с конца.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н.Толстой)
2) Чтение каждого слова в предложении справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ёще ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и агудар алапорп. (К.Д.Ушинский)
Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения:
1) Чтение текста с добавлением недостающего окончания, слога.
На рек__ в завод__ раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка. Дик__ ут__ вывела из осоки своих ут__, учит их пла___ и ловить мо___. Летят над вод__ бел__ и син__ стре___, и гудит над цветущей кашк__ деловит__ пче__. (И. Соколов-Микитов)
Упражнения, совершенствующие навык по скорочтению (из опыта работы И.Т.Федоренко):
- Чтение «Буксир»
- «Чтение-спринт»
- Чтение «Кенгуру»
- Чтение «Разведка»
- Чтение «Молния»
- Чтение за диктором
- Чтение со счётом слов
- Жужжащее чтение
- Чтение «Бинарное».
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку вычленять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Заключение
Результат моей работы не заставил долго ждать. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Учащиеся принимают участие в олимпиадах по литературному чтению, конкурсах чтецов, сами сочиняют стихи, пишут сочинения.
Результаты:
1. 3 ученика заняли 3 место в Муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературному чтению;
2. 3 место в городском Фестивале художественного чтения «Классика: нужная, добрая, вечная»;
3. 1 место в школьной олимпиаде по литературному чтению;
4. 3 место в школьном этапе «Магия слова»;
5. Победители в конкурсе «Самый читающий класс школы»;
6. 3 место в школьном конкурсе «Лучший читатель»;
7. Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений;
8. 1 место во Всероссийском конкурсе «Древо талантов», номинация «Литературное творчество»;
9. Победители в конкурсе «Лучший читающий класс на параллели»;
10. Диплом детской городской библиотеки за победу в номинации «Самый активный читающий класс» в рамках «Недели детской и юношеской книги. «Весенний праздник книги».
Используя разнообразные упражнения в работе по совершенствованию качества чтения у учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я добилась положительных результатов. Прежде всего, у детей появился интерес к учёбе, чтению. Сильный ученик старается читать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит слабого. Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, самостоятельная работа с текстами, подготовка сообщений, докладов к урокам, выполнение творческих заданий, подготовка проектов. Эти изменения отразились на успеваемости школьников.
Значит, цель уроков литературного чтения достигнута, привита любовь к книгам, что поможет моим ученикам успешно продолжить обучение.
В заключении подтверждаю свою гипотезу и с уверенностью могу сказать, что если целенаправленно применять на уроках литературного чтения упражнения по формированию смыслового чтения у младших школьников, то ученики научатся извлекать необходимую информацию из текста, значит, научатся учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению учеников в образовательный процесс, развитию их самоопределения, а так ж...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....
Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...
«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....
Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...