Сценарий занятия по ВД "Занимательная математика" по теме "Считай, решай, отгадывай"
план-конспект занятия (2 класс)

Материал способствует развитию математических способностей и вовлечёт детей к изучению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smekay_reshay_otgadyvay.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

занятия  по внеурочной деятельности

 «Занимательная математика»

Тема: «Считай, решай, отгадывай»
Цель: Привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.
Задачи: 
- способствовать формированию интереса к урокам математики;
- закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения.;
- способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания. 
- воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, прививать интерес к математике.

УУД
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Регулятивные: осуществлять поиск средств для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: принимать участие в обсуждении математических фактов, высказывать свою позицию; понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация.
                                                   Ход занятия
I Орг.момент

Организация рабочего места. Проверка наличия необходимых принадлежностей

II Введение в тему занятия

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать:
Надо много уметь! Надо многое знать,!
И при этом, при всем, вы заметьте-ка
Нам нужна очень важная    наука – арифметика!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка
Капитанам помогает  – арифметика!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать
Надо, прежде всего, арифметику знать!
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка
Где бы нам не пригодилась – арифметика!

III Работа по теме занятия

Класс делится на 3 команда. Выбирается капитан.

Участвуют три команды. В каждой команде 2 человека. У каждой команды – название, девиз, приветствие, капитан. За каждый правильный ответ команда получает баллы.
Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
 

Вступительное слово. Слайд 1.

Учитель. Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важнейших разделов математики – арифметика. 
Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиями над ними.

Слайд 2 

Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый 
праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку.

Представление команд: Слайд 3.
Учитель. Сегодня в нашем КВН участвуют три команды. 
Команды поприветствуйте пожалуйста друг-друга. 
Поприветствуйте пожалуйста, уважаемое жюри.
Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз

1 Капитан:
Наша команда — «Дважды два».
Девиз:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо твердо на «5» математику знать! 
Приветствие:
Наше пожелание всем:
Победившим не хвалиться,
Проигравшим не реветь. 

2 Капитан:
Наша команда – «ПУПС»
Девиз: Пусть ум победит силу!
Приветствие:
Желаем нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

3 Капитан:
Наша команда – «Квадрат»
Девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Приветствие:
Наша команда «Квадрат»
Приветствует собравшихся ребят.
Желаем всем победить,
А себе — не проиграть. 

Конкурс «Разминка». 


На лесенке- стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк – пять да пять – 
Так мы учимся считать.
(Счеты.)

Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс
Не пускает.
(Двойка.)

Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы.)


Учитель. Я задаю командам по одной задаче. Если команда не решит свою задачу, за неё эту задачу решает другая команда-та, в которой раньше поднимут руку.

1.     Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек?
Ответ: 6 минут.

2.Шла девочка в Москву и повстречала трех мальчиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
Ответ: 1 девочка.
3.     Пять лампочек тускло горели в люстре. 
Хлопнули двери, и две перегорели. 
Сделать нужно вам малость – 
Сказать, сколько ламп осталось?
Ответ: 5 лампочек.
2. Конкурс: «Ребусы». 
Учитель. Расшифруйте спрятанные слова. А сможете это сделать только если разгадаете ребусы. Команды отгадывают ребусы. За каждый ребус команда получает балл.

1 команда 
АК 3 СА
ПРЕ 100 Л

2 команда 

ПА 3 ОТ
100 ЛИЦА

3 команда
100 ЛБ
КИС

3. Конкурс: «Реши задачку». 
1) 10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
9/10 было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (Один)


2) 10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
8/10 было носатых.
Сколько там было курносых солдат? (Два)


3) Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша.
Если дать по паре груш, 
То не хватит пары груш.
Сколько Груш? И сколько груш? (3 Груши, 4 груши)

4. Конкурс: «Отгадай слово». 
1) Первое — предлог, второе — летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача)
2) Запись числа 100 состоит из трех букв и трех цифр. Найдите еще число, в записи которого количество букв равно количеству цифр. (1 000 000 - миллион)
3) Возьми число из первого десятка,
Местоимение к нему добавь. 
Получишь слово, вот и вам отгадка – 
И сможешь маму, папу и себя назвать. ( Семья).

5. Конкурс: «Угадай знак».
- Вставьте пропущенные знаки действий «+» или «-».
1. 5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 3 (5 + 4 - 3 - 2 - 1 = 3) 
(5 - 4 + 3 - 2 + 1 = 3)
2. 5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 5 (5 + 4 - 3 - 2 +1 = 5) 
(5 - 4 + 3 + 2 - 1 = 5)
3. 5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 7

 (5 + 4 - 3 + 2 - 1 = 7) 

6. Конкурс: «Конкурс капитанов».  
Начерти по разному прямоугольники площадью 4 см.
Ответ: прямоугольники со сторонами 4см и 1см; квадрат тоже прямоугольник 2 см и 2 см.

7. Конкурс: «Геометрический».  Слайд 4
Учитель. Мячи сложили пирамидой. Сколько здесь мячей?
Учитель. Команды назовите свои ответы.

8. Конкурс: «Логогрифы». 
 Чтоб поддерживать скворечню иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно, сразу цифрой окажусь.
(шест – шесть) 
 Меня под рельсы и под гусеницы клали,
Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.
Две буквы лишь в меня подставит ученик любого класса,
И мерой времени я стану – долей часа.
(мина – минута) 
 Я важная деталь судна, и без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква «Б» одна меняет слова смысл – 
Я денежная единица.
(руль – рубль)


9. Конкурс: «Числа в пословицах и поговорках».  
1 команда: ... в поле не воин. 
Один в поле не воин.
2 команда: … одного не ждут.
Семеро одного не ждут. 
3 команда: У … нянек дитя без глазу.
У семи нянек дитя без глазу.
10. Конкурс. «Математические загадки».  
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы.)

11. Конкурс «Шуточный»
- Это шуточный конкурс, который не оценивается жюри.
Пока идёт подсчёт голосов, вы будете отвечать на мои вопросы.
- Назовите единственную геометрическую фигуру, которую можно нарисовать на воде. (Круг.)
- Первое и единственное, что изобразил Буратино в тетради.
(Клякса.)
- Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим -10? (Когда смотрим на часы, говорим: «10 минут».)
- Сколько горошин входит в стакан? (Горошины не ходят.)
- Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? 
- Если петух стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1 ноге? 

IV Подведение итогов

Награждение победителей. Слайд 5
Учитель. Подсчитаем, сколько баллов получила каждая команда. 
Поздравление всех участников и награждение победителей.
Заканчивается КВН песней «Ничего на свете лучше… нету!»

V Тема для размышления

2Не переставляя числа 1, 2,3, 4,5 соединить их знаками  действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20,30,40, 50, 60, 70, 80, 100.  Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо можно использовать скобки.»


Литература: 

Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина «Олимпиадные задания по математике», 2-4 класс, 2007, И.В. Аверьянова, Н.Н. Лапшина «Предметные недели и праздники», 2008

1 Капитан:
Наша команда — «Дважды два».
Девиз:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо твердо на «5» математику знать! 
Приветствие:
Наше пожелание всем:
Победившим не хвалиться,
Проигравшим не реветь. 

2 Капитан:
Наша команда – «ПУПС»
Девиз: Пусть ум победит силу!
Приветствие:
Желаем нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

3 Капитан:
Наша команда – «Квадрат»
Девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Приветствие:
Наша команда «Квадрат»
Приветствует собравшихся ребят.
Желаем всем победить,
А себе — не проиграть. 


1 команда 
АК 3 СА
ПРЕ 100 Л


2 команда

ПА 3 ОТ
100 ЛИЦА


3 команда
100 ЛБ
КИС

3. Конкурс: «Реши задачку». 


1) 10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
9/10 было усатых.
Сколько там было безусых солдат?


2) 10 солдат строились в ряд,
10 солдат шли на парад.
8/10 было носатых.
Сколько там было курносых солдат?


3) Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша.
Если дать по паре груш, 
То не хватит пары груш.
Сколько Груш? И сколько груш?

4. Конкурс: «Отгадай слово».


1) Первое — предлог, второе — летний дом, а целое порой решается с трудом.


2) Запись числа 100 состоит из трех букв и трех цифр. Найдите еще число, в записи которого количество букв равно количеству цифр.


3) Возьми число из первого десятка,
Местоимение к нему добавь. 
Получишь слово, вот и вам отгадка – 
И сможешь маму, папу и себя назвать.

5. Конкурс: «Угадай знак».
- Вставьте пропущенные знаки действий «+» или «-».

1. 5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 3

5. Конкурс: «Угадай знак».
- Вставьте пропущенные знаки действий «+» или «-».
2. 5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 5

5. Конкурс: «Угадай знак».
- Вставьте пропущенные знаки действий «+» или «-».
3. 5 ? 4 ? 3 ? 2? 1= 7

8. Конкурс: «Логогрифы». 
 Чтоб поддерживать скворечню иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно, сразу цифрой окажусь.

 Меня под рельсы и под гусеницы клали,
Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.
Две буквы лишь в меня подставит ученик любого класса,
И мерой времени я стану – долей часа.

 Я важная деталь судна, и без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква «Б» одна меняет слова смысл – 
Я денежная единица.

9. Конкурс: «Числа в пословицах и поговорках».  


1 команда:

 ...      в поле не воин. 



2 команда: 

…      одного не ждут.



3 команда: 

У …    нянек дитя без глазу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-соревнование по математике "Считай, смекай, решай, отгадывай" (2 класс).

Во время проведения мероприятия ребята решали нестандартные и логические задания, что способствовало развитию математических и творческих способностей. У учащихся вырабатывалось умение решать нестанда...

программа факультативного курса смекай, решай, отгадывай

программа факультативного курса смекай, решай, отгадывай...

"Смекай, решай, отгадывай" 4 класс

Конкурс по математике для учащихся 4 классов. Состоит из 11 заданий. Ответы прилагаются....

Решай, отгадывай.

Материал для развития логического мышления....

Игра-соревнование по математике "Считай, смекай, решай, отгадывай"

Активизировать творческие способности обучающихся, развивать логическое мышление, воображение, смекалку и внимательность....

Занятие в ГПД 1 класса по математике «Думай, решай, отгадывай»

Цель: сформировать навыки смыслового чтения у учащихся в рамках темы «Сложение и вычитание в пределах 10»....

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай "

Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай"...