: Победа добра над злом А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
материал (3 класс)
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗОЖ».
Тема занятия: Победа добра над злом А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Класс: 3 «А»
Дата проведения: 27.04.2022
Форма проведения: тематическое занятие.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Место проведения:
Время проведения: 14:20-15:00.
Цель внеурочного занятия: создание условий для обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи:
Образовательная:
-прививать любовь к чтению; развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;
Развивающая:
- способствовать развитию творческого мышления; развитие внимания, памяти, мышления;
Воспитательная:
- способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между учащимися; учить на примере сказки Пушкина правильно оценивать поступки героев
Оборудование и наглядные материалы: ПК, мультимедийная презентация, конспект занятия, раздаточный материал.
Ход занятия:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. Скажите имя какого поэта, писателя известно вам с самого детства? (А.С.Пушкина). А какое произведение великого поэта читали вам мамы, папы, бабушки, когда вы еще не умели читать? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Сообщение темы и цели занятия
Учитель рассказывает притчу.
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о старухе, старике, золотой рыбке, будем сравнивать их.
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
- Как вы думаете, так ли это?
- Отвечают.
- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
III. Основное содержание внеурочного занятия
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в группе. Посоветуйтесь и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
- Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
Добро- это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой – беды, страдания, горе, несчастье (Школьный философский словарь)
Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека
Зло- худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный (Словарь живого русского языка Владимира Даля)
- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
-Да, добро и зло – противоположные понятия. Это слова антонимы.
IV. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
А сколько всего действующих лиц в нашей сказке? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд, разгадав который мы назовём всех действующих лиц.
- Кто самый добрый, внимательный, отзывчивый?
- Кто хотел поменять старое корыто на новое, избу на новый дом?
- Кто выполнял все желания старика?
- Кто верой и правдой служил старухе, кроме старика?
- Человек, который рассказывает нам сказку?
- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
- Старухи и старика, рыбки.
- Вспомним кто в сказке совершает добрые дела (старик, рыбка) Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
Составление словесного портрета литературных героев.
(На доске пишем слово «старик» и с помощью детей дописываем его характеристики).
Старик какой? Добрый (отпустил рыбку), трудолюбивый, любит свою работу, романтик, философ (много времени проводит один в море), здоровый (может заниматься таким трудным ремеслом как рыбалка, трижды забрасывает сеть в море), мужественный, честный, смиренный, благодарный, счастливый (ничего не попросил у рыбки, ему ничего не надо, он доволен тем, что у него есть)
При встрече с чудом он удивился и испугался. Почему? (Ответы детей) Старик осторожно относится к сверхъестественному. Он смиренный, понимает своё не достоинство для того, чтобы увидеть чудо, испытывает простую детскую радость, ничего не просит. Он всем доволен. Он счастлив. Ему больше в жизни ничего не надо. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает.
То, что он поймал такую рыбку, говорит о его высоких профессиональных качествах, это своеобразный триумф его карьеры рыбака, его минута славы. Переполненный счастьем от встречи с чудом, возвращается он домой. Как же ему не поделиться радостью с самым близким дорогим человеком?
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? (Старуха).
Настал черед познакомиться поближе со старухой. Какими словами она встречает старика? («Дурачина ты, простофиля!»). Чистое вдохновенное чудо старика старухе не понятно, ведь его нельзя положить в карман. Мы видим, что в их отношениях старика и старухи нет понимания, они очень разные. Старик возвышенный, а старуха приземлённая, она оскорбляет старика, бранится, не уважает мужа. Рыбка поневоле разбудила спящие в ней страсти, т.е. дурные качества.
После грубых слов жены старик идёт просить рыбку исполнить желание старухи. Почему? (Ответы детей) Он ее любит, хочет, чтобы ее желание исполнилось.
Вспомните, как возрастали аппетиты старухи: корыто, изба, дворянство с имением, царица, владычица морская. О чём это говорит? (Ответы детей) Старуха жадная и ненасытная.
На доске пишем слово старуха и добавляем с помощью детей ее характеристики (сварливая, злая, жадная, жестокая, властолюбивая, ненасытная).
Как в душе старухи развивалось зло? Каковы были движущие силы старухиного падения? Давайте посмотрим.
Просмотр фрагмента мультфильма с последующим обсуждением
Чем больше получала старуха, тем больше становилось в ней злости, ненависти, жестокости, зависти к власти, молодости, богатству. Почему? (Ответы детей) Душа человека ничем материальным насытиться не может. Став богатой и знатной, старуха испытывает удовольствие от того, что слуг за «чупрун таскала», прогнала старика на конюшню, «по щеке ударила мужа».
В конце сказки старуха совсем обезумила, а ведь в начале сказки она еще не отделяла себя от мужа: «хоть бы, взял ты с неё корыто, наше то совсем раскололось».
Можно сделать вывод: пороки, страсти ненасытны. Если с ними не бороться, они уничтожают своего хозяина. Старуха мучается от своей гордыни, злобы и жадности. Она больна душой, какая уж тут радость. Её жалко.
Чем врачуется грех старухи? (Ответы детей) Любовью старика и рыбки. Как рыбка себя ведёт, какая она?
На доске пишем слово «рыбка» и с помощью детей дописываем ее характеристики (добрая, щедрая, великодушная, не мстит, зло обращает в добро).
Скажите, завравшуюся старуху рыбка наказывает? (Ответы детей) Нет, она ее спасает.
Есть в этой сказке ещё один основной герой. А.С. Пушкин как великий художник показывает нам тему человеческой души через стихию природы. О каком герое идёт речь? (Ответы детей) Конечно, море.
Физкультминутка (зарядка для глаз)
Нарисуем глазами меняющееся море. (В это время звучит аудиозапись «Звуки моря»)
VII.Практическая работа.
Ребята, на доске мы с вами написали характеристики героев сказки. Давайте попробуем слово выразить цветом. Как вы думаете, какого цвета добро, терпение, прощение, счастье, труд, жадность, злоба, зависть?
Давайте попробуем выразить цветом характеристики героев. Берём лист, выкладываем два-три цвета, отпечатываем, разворачиваем. Эмоции каких героев вам удалось передать? Может вы увидели образ старика, старухи, рыбки или моря. При помощи графических линий помогите и нам увидеть их.
На выполнение работы две-три минуты. Удачные варианты вывешиваем на доске.
V. Рефлексия
Важны ли для нас уроки этой сказки А.С. Пушкина? Как вы думаете, могла ли такая история произойти в наше время? Все ли в наше время счастливы и довольны тем, что у них есть? Никто ли не завидует тем, у кого больше богатства? Давайте сядем вместе со старухой у разбитого корыта и подумаем об этих уроках.
Урок старухи: будьте осторожны со своими желаниями, берегите близких.
Урок старика: правильно относитесь к чудесам, умейте быть благодарными, воспитывайте в себе мужество и ответственность, умейте рассуждать, будьте бдительны.
Урок рыбки: любовь, доброта, милосердие, терпение, труд и прощение.
VI. Поведение итогов:
Сегодня на уроке мы с вами по-новому посмотрели на известную сказку. Надеюсь, что теперь старые добрые сказки будете перечитывать с интересом и обязательно воспользуетесь их мудростью.
Две способности дал нам Господь: помнить и забывать.
Забывать зло. Помнить добро.
Сюрприз.
- В благодарность за хорошую работу золотая рыбка даёт вам возможность загадать своё самое заветное желание. Запишите его на оборотной стороне рыбки, и оно обязательно исполнится. Главное, чтобы желание было искренним и добрым. Всех рыбок я сложу в этот красивый конверт, на котором написано: “Вскрыть в 2030 году” – это год окончания вами школы. И через восемь лет мы его откроем и проверим, сбылись ли ваши желания. Вы, главное, верьте, и они сбудутся!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_27.04.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗОЖ».
Тема занятия: Победа добра над злом А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Класс: 3 «А»
Дата проведения: 27.04.2022
Форма проведения: тематическое занятие.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Место проведения:
Время проведения: 14:20-15:00.
Цель внеурочного занятия: создание условий для обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи:
Образовательная:
-прививать любовь к чтению; развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;
Развивающая:
- способствовать развитию творческого мышления; развитие внимания, памяти, мышления;
Воспитательная:
- способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между учащимися; учить на примере сказки Пушкина правильно оценивать поступки героев
Оборудование и наглядные материалы: ПК, мультимедийная презентация, конспект занятия, раздаточный материал.
Ход занятия:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. Скажите имя какого поэта, писателя известно вам с самого детства? (А.С.Пушкина). А какое произведение великого поэта читали вам мамы, папы, бабушки, когда вы еще не умели читать? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Сообщение темы и цели занятия
Учитель рассказывает притчу.
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о старухе, старике, золотой рыбке, будем сравнивать их.
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
- Как вы думаете, так ли это?
- Отвечают.
- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
III. Основное содержание внеурочного занятия
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в группе. Посоветуйтесь и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
- Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
Добро- это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой – беды, страдания, горе, несчастье (Школьный философский словарь)
Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека
Зло- худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный (Словарь живого русского языка Владимира Даля)
- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
-Да, добро и зло – противоположные понятия. Это слова антонимы.
IV. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
А сколько всего действующих лиц в нашей сказке? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд, разгадав который мы назовём всех действующих лиц.
- Кто самый добрый, внимательный, отзывчивый?
- Кто хотел поменять старое корыто на новое, избу на новый дом?
- Кто выполнял все желания старика?
- Кто верой и правдой служил старухе, кроме старика?
- Человек, который рассказывает нам сказку?
- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
- Старухи и старика, рыбки.
- Вспомним кто в сказке совершает добрые дела (старик, рыбка) Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
Составление словесного портрета литературных героев.
(На доске пишем слово «старик» и с помощью детей дописываем его характеристики).
Старик какой? Добрый (отпустил рыбку), трудолюбивый, любит свою работу, романтик, философ (много времени проводит один в море), здоровый (может заниматься таким трудным ремеслом как рыбалка, трижды забрасывает сеть в море), мужественный, честный, смиренный, благодарный, счастливый (ничего не попросил у рыбки, ему ничего не надо, он доволен тем, что у него есть)
При встрече с чудом он удивился и испугался. Почему? (Ответы детей) Старик осторожно относится к сверхъестественному. Он смиренный, понимает своё не достоинство для того, чтобы увидеть чудо, испытывает простую детскую радость, ничего не просит. Он всем доволен. Он счастлив. Ему больше в жизни ничего не надо. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает.
То, что он поймал такую рыбку, говорит о его высоких профессиональных качествах, это своеобразный триумф его карьеры рыбака, его минута славы. Переполненный счастьем от встречи с чудом, возвращается он домой. Как же ему не поделиться радостью с самым близким дорогим человеком?
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? (Старуха).
Настал черед познакомиться поближе со старухой. Какими словами она встречает старика? («Дурачина ты, простофиля!»). Чистое вдохновенное чудо старика старухе не понятно, ведь его нельзя положить в карман. Мы видим, что в их отношениях старика и старухи нет понимания, они очень разные. Старик возвышенный, а старуха приземлённая, она оскорбляет старика, бранится, не уважает мужа. Рыбка поневоле разбудила спящие в ней страсти, т.е. дурные качества.
После грубых слов жены старик идёт просить рыбку исполнить желание старухи. Почему? (Ответы детей) Он ее любит, хочет, чтобы ее желание исполнилось.
Вспомните, как возрастали аппетиты старухи: корыто, изба, дворянство с имением, царица, владычица морская. О чём это говорит? (Ответы детей) Старуха жадная и ненасытная.
На доске пишем слово старуха и добавляем с помощью детей ее характеристики (сварливая, злая, жадная, жестокая, властолюбивая, ненасытная).
Как в душе старухи развивалось зло? Каковы были движущие силы старухиного падения? Давайте посмотрим.
Просмотр фрагмента мультфильма с последующим обсуждением
Чем больше получала старуха, тем больше становилось в ней злости, ненависти, жестокости, зависти к власти, молодости, богатству. Почему? (Ответы детей) Душа человека ничем материальным насытиться не может. Став богатой и знатной, старуха испытывает удовольствие от того, что слуг за «чупрун таскала», прогнала старика на конюшню, «по щеке ударила мужа».
В конце сказки старуха совсем обезумила, а ведь в начале сказки она еще не отделяла себя от мужа: «хоть бы, взял ты с неё корыто, наше то совсем раскололось».
Можно сделать вывод: пороки, страсти ненасытны. Если с ними не бороться, они уничтожают своего хозяина. Старуха мучается от своей гордыни, злобы и жадности. Она больна душой, какая уж тут радость. Её жалко.
Чем врачуется грех старухи? (Ответы детей) Любовью старика и рыбки. Как рыбка себя ведёт, какая она?
На доске пишем слово «рыбка» и с помощью детей дописываем ее характеристики (добрая, щедрая, великодушная, не мстит, зло обращает в добро).
Скажите, завравшуюся старуху рыбка наказывает? (Ответы детей) Нет, она ее спасает.
Есть в этой сказке ещё один основной герой. А.С. Пушкин как великий художник показывает нам тему человеческой души через стихию природы. О каком герое идёт речь? (Ответы детей) Конечно, море.
Физкультминутка (зарядка для глаз)
Нарисуем глазами меняющееся море. (В это время звучит аудиозапись «Звуки моря»)
VII.Практическая работа.
Ребята, на доске мы с вами написали характеристики героев сказки. Давайте попробуем слово выразить цветом. Как вы думаете, какого цвета добро, терпение, прощение, счастье, труд, жадность, злоба, зависть?
Давайте попробуем выразить цветом характеристики героев. Берём лист, выкладываем два-три цвета, отпечатываем, разворачиваем. Эмоции каких героев вам удалось передать? Может вы увидели образ старика, старухи, рыбки или моря. При помощи графических линий помогите и нам увидеть их.
На выполнение работы две-три минуты. Удачные варианты вывешиваем на доске.
V. Рефлексия
Важны ли для нас уроки этой сказки А.С. Пушкина? Как вы думаете, могла ли такая история произойти в наше время? Все ли в наше время счастливы и довольны тем, что у них есть? Никто ли не завидует тем, у кого больше богатства? Давайте сядем вместе со старухой у разбитого корыта и подумаем об этих уроках.
Урок старухи: будьте осторожны со своими желаниями, берегите близких.
Урок старика: правильно относитесь к чудесам, умейте быть благодарными, воспитывайте в себе мужество и ответственность, умейте рассуждать, будьте бдительны.
Урок рыбки: любовь, доброта, милосердие, терпение, труд и прощение.
VI. Поведение итогов:
Сегодня на уроке мы с вами по-новому посмотрели на известную сказку. Надеюсь, что теперь старые добрые сказки будете перечитывать с интересом и обязательно воспользуетесь их мудростью.
Две способности дал нам Господь: помнить и забывать.
Забывать зло. Помнить добро.
Сюрприз.
- В благодарность за хорошую работу золотая рыбка даёт вам возможность загадать своё самое заветное желание. Запишите его на оборотной стороне рыбки, и оно обязательно исполнится. Главное, чтобы желание было искренним и добрым. Всех рыбок я сложу в этот красивый конверт, на котором написано: “Вскрыть в 2030 году” – это год окончания вами школы. И через восемь лет мы его откроем и проверим, сбылись ли ваши желания. Вы, главное, верьте, и они сбудутся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Содержит вопросы по содержанию сказки...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
"Добрым молодцам урок" (А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
Разработка урока с использованием ЭОР....
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....