"Добрым молодцам урок" (А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
ФИО (полностью) | Николаева Надежда Васильевна | |
Место работы | МОУ «СОШ №40» | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Литературное чтение | |
Класс | 2 | |
Тема и номер урока в теме | Урок 10 | |
Базовый учебник | Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. – "Маленькая дверь в большой мир" – литературное чтение. Издательство: Баласс, 2012 г. |
- Цель урока: обеспечить освоение учащимися новой учебной информации.
9. Задачи:
- обучающие: уметь самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью приёмов и схем, применяемых в стратегиях по продвижению чтения.
-развивающие: развивать монологическую, диалогическую и письменную речь; развивать произвольное и непроизвольное внимание в групповой, фронтальной и индивидуальной работе при анализе текста; развивать зрительную память в умении ориентироваться в тексте, развивать мыслительные операции (анализ и синтез) в работе с текстом; развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста, развивать воссоздающее воображение на примере домашнего задания нарисовать образ одного из главных героев, каким он тебе представляется.
-воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки в групповой работе; самостоятельность в групповой и индивидуальной работе; к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Тип урока: урок комплексного применения знаний.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, АРМ учителя. АРМ ученика.
13. Структура и ход урока:
-оргмомент (2 мин )
-проверка домашнего задания (6мин),
- актуализация знаний и сообщение темы урока(3 мин)
-изучение нового материала(10мин)
-физкультминутка (3мин)
-продолжение работы над новой темой (10мин)
-закрепление изученного материала (7 мин)
-итог урока (2мин)
-домашнее задание (2мин)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Название используемых ЭОР (указание порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный этап | Прежде чем мы начнём серьёзную работу, выполняем упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | Ученики выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | 2 мин | |
2 | Проверка домашнего задания | Оформление выставки рисунков, поделок, выполненных ребятами. Обсуждение работ. Обращение к конкретным строкам сказки Ершова, иллюстрирующим работу. | Обсуждение учащимися выполненных работ | 6 мин | |
3 | Актуализация знаний | Чтение авторского текста (с. 31 от слов: «Наступило…») – Чему радостно улыбнулся Саша? – Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборнике сказок? – Вы готовы к чтению новых сказок? Чего вы ждёте от встреч с этими сказками? | Высказывание учениками своего мнения | 3 мин | |
4 | Изучение нового материала | 1.Портрет А.С.Пушкина (N109670) 2.Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина (N137051) 3. Чтение отрывка из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин (N 168023) | Чтение сказки А.С. Пушкина. 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали? – Читали ли вы сказки Пушкина? Какие именно? Какое впечатление от этих сказок у вас осталось? – Прочитайте название сказки. – Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.) – О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.) – Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события? – Что ещё можно предположить до чтения? – Кто уже знаком с содержанием сказки? – Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка. – Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку? Тогда начнём читать. 2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики. По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения: Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый. Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради, с. 4). Откуп – плата. Простофиля – глупый, несообразительный человек. По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр. Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором: | Ответы учеников из своего жизненного опыта. Ученики говорят, что видели мультфильм, что сказку им читали в семье, они её читали сами. Учащиеся читают отрывки из сказки и смотрят видеофрагмент. Групповая работаю со словарем Ожегова | 10 мин |
5 | Физкультминутка | Рыбка плавает в водице, | 3мин | ||
6 | Продолжение работы над темой | Вопросы после чтения 1-й части: – Как жили старик со старухой? – Какое чудо произошло? – Каким мы видим старика в начале сказки? – Как отнеслась старуха к рассказу старика? – Каким вам представляется старик? А старуха? – Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе? 2-я часть (3–4-я строфы). Читают ученики. Попутно ведётся объяснение слов. Корысть – выгода, польза; кликать – звать; пуще – больше и т.д. Вопросы после чтения 2-й части: – Как старик объясняет рыбке своё возвращение? – Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит? – Как отнеслась рыбка к просьбе старика? – Чего теперь захотелось старухе? 3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках. – Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено? – Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется? 4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море. Вопросы после чтения: – Какой вы себе представляете старуху в этой сцене? – Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки? 5-я часть (9–10-я строфы до слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».) Читают ученики – про себя, затем вслух. Вопросы после чтения: – Как изменилось поведение старухи? – Что меняется на море? – Кем захотела теперь быть старуха? – Почему это желание старухи испугало старика? 6-я часть (11–12-я строфы со слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».). – Как изменилась старуха? – А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.) 7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски... Вопросы после чтения: – Чем теперь недовольна старуха? – А что же старик, попытался он остановить старуху? – Чем закончилась сказка? 3. Выявление первичного восприятия: – Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь? 4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту. – Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим? – Ответ на первый вопрос учебника (с. 40). – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы. Групповая работа со словарем Ожегова. Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы. Учащиеся читают отрывки из сказки и смотрят видеофрагмент. Ученики читают про себя. Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы. Высказывание учениками своего мнения Ученики выказывают своё отношение к героям. | 10мин | |
7 | Закрепление пройденного материала | 1.Расставь кадры в верном порядке (N 190885) 2.Подбери цитату (N190931) | 1. Расположите картинки в верной последовательности. 2. Подберите к каждому рисунку цитату из сказки А.С.Пушкина: - почернело синее море - помутилось синее море - слегка разыгралось - неспокойно синее море - на море черная буря | Располагаю картинки в нужной последовательности. Выбирают правильный ответ. | 7 мин |
8 | Итог | – Какой же урок извлекли вы из сказки? – Выполнение задания 5 на с. 5 тетради – выбор наиболее точной формулировки. | Выставление оценок. | 2мин | |
9 | Домашнее задание | 1. Перечитать сказку. 2. Выполнить задание 6 в тетради (с. 5). | Учащиеся слушаю и записывают в дневники домашнее задание. | 2мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурсов | Форма предъявления информации (иллюстрации, презентации, видео фрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Портрет А.С.Пушкина (N109670) | Информационно модульный | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg |
2 | Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина (N 137051) | Мультимедиа | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000129-1000-4ddd-708e-1900469b3da0/i04_s1.swf |
3 | Чтение отрывка из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин (N 168023) | Видеофрагмент | Демонстрация видеофрагмента | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000000a7-1000-4ddd-3ddb-330046973289/? |
4 | Расставь кадры в верном порядке (N 190885) | Мультимедиа | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ebdf4e5-75bf-425c-811e-a94e91d18d2b/%5BNS-LIT_2-02%5D_%5BID_023-1%5D.html |
5 | Подбери цитату (N 190931) | Мультимедиа | Интерактивное задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/454a7e66-31cd-4d73-a813-5fb309b9ce07/? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по чтению "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке."
конспект урока+ презентация, повторение ранее изученного материала, знакомство с новым,подведение итогов -кроссворд....
Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....
А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
Презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова по теме "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке". В презентации представлены 2 этапа работы над пр...
А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Урок по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказека о рыбаке и рыбке"...
А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
: Победа добра над злом А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗОЖ».Тема занятия: Победа добра над злом А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Класс: 3 «А»Дата проведения...