СХЕМА описания педагогического опыта
статья (4 класс)
Предварительный просмотр:
Задание№5
Анализ опыта учителя - наставника
Оценка_______________
СХЕМА описания педагогического опыта
№ п/п | Раздел | Содержание раздела |
1 | Теоретическая база опыта | Научные идеи, которые легли в основу опыта. В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальна. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И. П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости». Творчество воспитывает и развивает. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…». Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», стало понятно, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л. С. Выготский, М. Р. Львов, Л. В. Занков, Т. В. Зеленкова, З. Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. Все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. В образовательной системе «Школа России» содержание материала, представленного в данном УМК, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. Основу творческой личности можно определить по обобщённой характеристике, предложенной Савенковым и созданной им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это: • Способность удивляться и видеть проблемы. • Любопытство и любознательность. • Способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов). • Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных). • Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи). • Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития. Данные теоретические положения стали основой опыта. |
2 | Актуальность опыта | Отражение противоречий и затруднений (проблем), встречающихся в массовой практике, которые успешно решаются в опыте. Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческихспособностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования. Решить данную проблему можно, давая обучающимся возможность стать с первых дней обучения в школе творцами учебно-воспитательного процесса. |
3 | Ведущая педагогическая идея опыта | Отражение основной идеи, которая послужила решению противоречий (проблем) и привела к позитивному результату. Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Очень важно принимать ребёнка таким, каков он есть, видеть в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика, что безусловно приведёт к позитивному результату. |
4 | Длительность работы над опытом | 2021 – 2022 учебный год. В течение всего учебного года велась данная работа. |
5 | Адресность опыта | Категории педагогов, которым рекомендован данный опыт. Молодой специалист; соответствие занимаемой должности (СЗД); первая квалификационная категория; высшая квалификационная категория. |
6 | Область применения опыта | Возраст школьников, особенности их психо-физического развития и др. Риски и затруднения. Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, учитывать возрастные особенности обучающихся, их уровень психо-физического развития, индивидуальные особенности. Риски и затруднения опыта заключаются в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе. |
7 | Технология опыта | Цель и задачи данной педагогической деятельности; -виды деятельности, технологии, методы, формы, средства, используемые для достижения результата, приемы стимулирования, контроля обучающихся, взаимоконтроля и самоконтроля; - условия, обеспечивающие наибольшую эффективность педагогической деятельности; - необходимые ограничения и запреты. Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели необходимо решить следующие задачи: - формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; - развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; - находить нестандартные решения любых возникающих проблем; - воспитывать интерес к участию в творческой деятельности. С первых дней обучения дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды, выполняют различные творческие задания. Много интересных и творческих заданий для младших школьников предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А. А. Использование проектного метода обучения позволяет развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные на применении полученных знаний и умений, на получении на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. По УМК «Школа России» предлагается множество интересных проектов. По русскому языку: «Скороговорки», «Семья слов», «Зимняя страничка», «Имена прилагательных в загадках». Это и «Родной посёлок», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии» по окружающему миру. Активно включаются в урок сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей, существующих в природе; пишут рефераты на интересующие темы. Необходимо отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке, так и во внеурочное время. В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. В игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение придается здоровье сберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаются вопросы правильного питания, проводятся беседы о вредных привычках, составляется режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Мама, папа, я -спортивная семья». Особое место в учебном процессе отводится детским творческим работам, особенно сочинению, так как это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом. Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка. Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Также используется технология проблемного обучения. Данная технология помогает преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. В педагогической деятельности также активно используются технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями. Поскольку в классе присутствуют учащиеся различные по уровню подготовки, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, была разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. ИКТ дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний. Во внеурочной деятельности проводятся различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки. Если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов. Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних. |
8 | Результативность опыта | Положительная динамика системных изменений. Ученики активно осваивают образовательное пространство школы – кружки, секции. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе; участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения; проводят исследования в таких областях, как окружающий мир, история, технология, литературное чтение и др., что способствует развитию творческих способностей детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...
Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"
У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...
Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме. Основной цел...
Описание педагогического опыта
Тема "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...
описание педагогического опыта
Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дняДонецкой общеобразовательной школы №97Клименко Марины Михайловны...
Описание педагогического опыта
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития...