описание педагогического опыта
статья (4 класс) по теме
Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дня
Донецкой общеобразовательной школы №97
Клименко Марины Михайловны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 101.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дня
Донецкой общеобразовательной школы №97
Клименко Марины Михайловны
Свою педагогическую деятельность в качестве воспитателя группы продлённого дня она начала с ноября 2011 года. Проблема, над которой сегодня работает, – «Социализация личности младшего школьника, накопление опыта личностного отношения к системе ценностей украинского общества» - полностью отвечает современным требованиям к школе и вторит теме воспитательной работы школы – «Социализация ученической молодёжи в условиях реформирования и гуманизации образования».
Своё педагогическое кредо педагог излагает при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опирается в своей повседневной деятельности:
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро), а педагог перестаёт быть педагогом, если не постигает ничего нового.
- «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-цзы) - воспитатель ГПД старается учиться всегда и везде, любит совершенствовать свои знания, и обучая учиться.
- «Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну» (Фр. Бекон) - ценит свое и чужое время; любит, когда заданное сделано своевременно, ибо только тогда оно и имеет смысл.
- «Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» (древневосточная мудрость) - старается оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, не любит «ярлыков» и «штампов».
- «Благородный человек помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного» (Конфуций) - пытается в этом плане быть благородной.
- «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». – (Конфуций) – считает, что так и происходит накопление опыта личностного отношения к системе ценностей украинского общества.
- «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам». (Э. Гиббон) – эта жизненная мудрость донесена и понята каждому воспитаннику группы.
Работа осуществляется по нескольким направлениям:
- Учебная деятельность (развитие компетентности – умение учиться).
- Досуговая деятельность (развитие поликультурной, коммуникативной и др. жизненных компетентностей).
- Коммуникативная деятельность (развитие общекультурной, коммуникативной компетентности).
- Здоровье сберегающая деятельность (развитие здоровье сберегающей компетентности)
- Воспитательная деятельность (развитие жизненных компетентностей)
- Внеклассная работа (развитие жизненных компетентностей)
- Культур образное обучение (развитие общекультурной компетентности)
- Развитие творческих способностей (развитие компетентностей -продуктивной творческой деятельности, социально-трудовой компетентности)
Организация группы продлённого дня в школе актуальна для 33,3 % родителей, дети которых посещают ГПД 4классов в ОШ №97 г. Донецка. То есть родители и дети выбирают ГПД. И это неудивительно, так как ГПД многое даёт детям. Всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровье-сберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банальное общение со сверстниками - это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняет школьная группа продлённого дня. К тому же ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы. Здесь формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.
Для максимально-эффективной работы ГПД Клименко М.М. чётко продуманно планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровья сбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Цели ГПД
Созданы условия для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей ( компетентность -продуктивной творческой деятельности), речевых навыков (коммуникативная компетентность), волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру (поликультурная компетентность), познавательных способностей (компетентность – умение учиться), способностей к самовыражению (социальная компетентность). А также создаётся благоприятная обстановка для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе (группа компетентностей – саморазвития и самообразования – готовность и потребность учиться на протяжении всей жизни).
Задачи ГПД
Воспитателем:
1. Созданы максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе
2. Развиваются навыки самообразование и повышать интерес школьников к обучению
3. Развиваются нравственные качеств личности
3. Созданы условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основные формы воспитания в ГПД, которые использует педагог:
Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии).
Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.).
Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).
Таким образом, воспитатель ГПД формирует жизненные компетентности воспитанников группы, как целостную систему.
Режимные моменты и их значение в работе ГПД.
Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Поэтому воспитатель считает, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе и отдельные режимные элементы формируют у каждого ребёнка необходимые в социуме навыки (жизненные компетентности). По мнению воспитателя, группа продлённого дня - это вполне точная модель социума и ребёнок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы. Поэтому вот какие цели и задачи основных режимных моментов в группе продленного дня ставит педагог перед собой:
Режимные моменты.
Основные воспитательные задачи и направления деятельности.
При приёме в группу существуют определённые ритуалы. Дети должны привести себя в порядок, прийти собранными, и спокойными. Через какое-то время у детей выработался навык и они стали ответственно подходить к своему внешнему виду и поведению, назначаются дежурные по классу и столовой.
Приём детей в группу .
Ежедневно назначают дежурных по классу и по столовой. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки. Дежурных назначают из числа тех, кто лучше всего проявил себя накануне, таким образом, дежурство, а значит и труд в группе не наказание, а поощрение.
Индивидуальная работа с дежурными
В современном мире не многие родители отпускают учеников младших классов одних на улицу, и это правильно. Но при этом родители не часто ходят с детьми гулять. В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость.
Отдых и деятельность на воздухе.
Очень часто в семьях отсутствуют традиции совместных обедов, и вообще обедов, как таковых. Многие хватают на ходу бутерброды или сладости. В ГПД дети получают горячее питание, что полезно для здоровья. К тому же на обеде развиваются навыки культуры принятия пищи. Дети учатся вести себя за столом.
Обед
В ГПД регулярно проходят беседы об интересных событиях, дети учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших и так далее. К тому же в ГПД проводятся беседы с детьми о проблемах, о которых многие взрослые не находят времени говорить с учениками младших классов, например, о политике, об экономических проблемах.
Переключение на умственную деятельность
Самоподготовка
Самоподготовка учит детей самостоятельно планировать занятия, ответственно подходить к работе, помогать друг другу, не подсказывая при этом.
Во время самоподготовки всплывают некоторые проблемные моменты, о которых важно знать учителю.
Занятия по интересам, творческие занятия
Ребята развиваются творчески, при этом учатся делать выбор между тем или иным видом деятельности.
Подведение итогов дня
Ежедневно подводят итоги, анализируют, что было плохо, а что хорошо. Корректируют наши планы.
Прежде всего, дети получают персональное внимание взрослого. Во-вторых, ребёнок может поделиться своей проблемой. При необходимости все вместе разбирают причины и следствия плохих поступков и делают выводы.
Индивидуальные беседы с детьми
Даже такой момент как беседа с родителями многому учит ребёнка. Например, терпению. Ведь не секрет, что детям сложно ждать, они не любят переходные состояния и когда за ними пришли, им хочется поскорее идти домой. Во время беседы с родителями дети учатся проявлять уважение к делам других и ждать окончания беседы.
Совместные с детьми родительские собрания Дети учатся слушать выступающих, анализировать свои поступки и опыт других людей. Овладевают навыками ведения дискуссии.
Индивидуальные беседы с родителями.
Виды деятельности детей и воспитателя в ГПД
В современной школе ГПД – это объединение компетентностного, деятельного и личностно – ориентированного подходов в их неразрывной связи и взаимообусловленности. Поэтому в личности каждого школьника возникают и закрепляются те новообразования, в «моделирование» которых ученик вкладывает свои чувства, собственный труд, энергию, конкретное действие, проявляя целеустремлённую активность.
Так воспитатель ГПД выделяет в работе основные функции:
организационная (планирование), коммуникативная, направляющая и контролирующая функции, но при этом во главу угла педагог ставит не функции воспитателя, а конечную цель ГПД, то есть всестороннее развитие ребёнка, а значит – результативную деятельность. Именно деятельность является определяющей для практикующего педагога Клименко М.М.
Деятельностный подход в воспитании.
Воспитателем используются:
Мозговой штурм. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем (Например, внутренний мир человека – по сказке «О старом мудром зеркале»).
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам (Например, «Я по улице шагаю» - занятие по ПДД, каждый попробовал себя в роли регулировщика ДПИ).
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии (Например, занятие «Я и мои права»).
Анализ конкретных ситуаций. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации
(Например, занятие «Сбережём первоцветы», одна из учащихся стихами озвучила проблему:
Подснежник
Белый подснежник растёт во дворе.
Светиться ночью, блестит он во дне.
Солнце лучами пригревает его,
Бегали дети, затоптали цветок.
Бедный подснежник пригнулся к земле,
Солнышко светит ярче, теплей.
Снег в ручейки превратился
Маленький ручеёк на подснежник полился.
Природа нуждается в нашей защите
Берегите её, берегите!!!)
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
(Например, на занятии-эксперименте «Звук в жизни человека» дети исследовали, отчего и откуда происходит звук и когда он исчезает).
Основные виды деятельности воспитателя ГПД.
Учебная деятельность в ГПД
Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. Одновозрастная группа объединяет учеников из одной параллели 4-ых классов. В группе продлённого дня в самоподготовке участвуют все, но, несмотря на общую программу, уровень подготовки, требования педагога слегка отличаться к разным детям. Более сильные дети помогают слабым, объясняют принцип выполнения того или иного задания – обучая учатся. Но принципы организации самоподготовки остаются едиными.
- Самоподготовка проводится не ранее 14-00, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физкультминутки проводятся каждые 30 минут. На самоподготовку отводится не более 1,5 часа.
- Образовательная деятельность корректируется учителями, которые сообщают воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информацию о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
- Воспитатель видит главной целью самоподготовки в ГПД 4 классов – не только выполнение домашнего задания. Гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.
1. Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
2. Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
3. Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
4. Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
5. Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также обращает внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление когнитивных и поведенческих особенностей детей и тоже обращает на них особое внимание и делится замеченным с коллегами и родителями ребёнка.
Так, в условиях группы продлённого дня, формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Досуговая деятельность в ГПД
Воспитатель ГПД, формирует отношение к любой деятельности, включая образовательную.
Помимо самоподготовки в ГПД проводятся тематические беседы. («Как избегать конфликтов», «Правила поведения за столом» и т.п.) Как правило, такие беседы носят общеобразовательный или воспитательный характер.
Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в себя творческие занятия, коллективные и индивидуальные формы досуга, активную игровую деятельность. Например, при проведении занятия - «Скажем: -«Нет!» вредным привычкам».- дети изготавливают плакат по теме. Дают ему название «Дерево жизни». Кто- то рисует тёмную сторону дерева, кто-то светлую, другие - вырезают подготовленные привычки вредные и полезные, третьи наклеивают, все помогают их правильно распределить на сторонах дерева. Все берут участие. Получается, что дети не просто слушают, но берут активное и осознанное участие, применяют полученные знания и учат других - коллективная работа выставляется на всеобщее обозрение (они объясняют работу тем детям, которые не ходят в ГПД). Клименко М.М. достигает цель досуговой деятельности ГПД – раскрывает потенциал детей, создаёт благоприятная психологическая атмосфера, формирует навык переключаться с одного вида деятельности на другой, а так же максимально эффективно использует мощный педагогический потенциал игры.
Коммуникативная деятельность в ГПД
ГПД это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда.
То есть, дети осваивают общение:
- деловое, светское (Например, на занятиях по теме «Телефонный этикет», дети получают попарно задания: «вы ошиблись номером», «вы позвонили другу, а трубку взяла мама, которая вас ещё не знает», «вы позвонили в школу, чтоб уточнить, когда начнутся занятия после каникул» и т.п. Эти ситуации дети продумывают, инсценируют, а потом все вместе комментируют увиденное);
-игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем (Например, во время игры «Много авторов» все садятся в круг. Воспитатель начинает рассказывать придуманную историю и останавливается на самом интересном месте. Его сосед продолжает рассказ, сочиняя его дальше и тоже прерывается в интересном месте. И так продолжается до последнего участника круга).
Воспитатель ГПД умело общается на разных уровнях. С детьми - в разных ситуациях, с учителями, с родителями.
- Воспитатель ГПД координирует процесс общения между детьми, учит их корректно общаться в любой ситуации, объясняет и рассказывает о том, какие формы общения существуют. Также воспитатель ГПД в какой-то мере реализует потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
- Воспитатель ГПД общается с учителями, которые информируют воспитателя о тех особенностях детей, которые важно учесть при самоподготовке, о поведенческих особенностях детей, а воспитатель ГПД, в свою очередь наблюдает за детьми и может выявить какие-то важные (положительные и отрицательные) особенности детей, так как проводит с детьми гораздо больше времени, чем учителя и наблюдает за детьми в различных жизненных ситуациях.
- Воспитатель ГПД общается с родителями детей, посещающих ГПД и может рассказать им, на что важно обратить внимание при общении с детьми, о том, какие сложности возникают в процессе выполнения домашнего задания.
Здоровье сберегающая деятельность в ГПД
Забота о здоровье детей важнейшая функция ГПД. Работа ГПД построена воспитателем таким образом, чтобы максимально эффективно выстроить режим младших школьников.
Дети, посещающие ГПД, обедают в одно и то же время, причём это не хватание кусков, как часто бывает дома, а полноценное горячее питание.
Помимо режима и сбалансированной физической активности, воспитателем ГПД проводятся беседы с ребятами о правильном питании, о здоровом образе жизни, о том, что вредно, а что полезно, о позитивном влиянии физических нагрузок.
Воспитательная деятельность в ГПД
В конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию - нравственному воспитанию или воспитанию экологической грамотности. Вовремя замечаются признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее и принимаются меры (беседы с ребёнком, вовремя оказывается помощь, организовываются игры с участием отвергаемого ребёнка и т.п.). Учитель наблюдает за ребёнком только на уроках, родители в тот небольшой отрезок времени, когда ребёнок пришёл из школы и не лёг спать и утром перед школой. Воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, дежурства, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель Клименко М.М. сопоставляет, анализирует, опираясь на знания и педагогический опыт. Достигается цель - воспитать достойного человека, сформировать основу характера. И именно поэтому воспитатель считает, что функции в данном случае вторичны, так как влияние человеческого фактора в работе ГПД очень велико (сам соответствует тем требованиям, которые ставит детям).
Таким образом, вся деятельность воспитателя ГПД планомерно достигает поставленные цели и реализовывает задачи.
Культурообразное обучение
На своих занятиях воспитатель широко использует песни и стихи на украинском языке, что дополнительно создает положительный эмоциональный климат, обеспечивает благоприятные для создания положительного мотива на учебную деятельность и культуру, эмоции учеников. Музыка и пение, стихи, сказки, пьесы знакомят ребят со стариной, её историй, обычаями, нравами, литературным и музыкальным творчеством её народа. Ребята младшего школьного возраста буквально впитывают в себя всё интересное и положительное из культуры народа, тут ребята и учатся уважать культуру своей страны. Кроме того, литературный текст песен дает возможность ученикам на любой ступени обучения обогатить свой словарный запас новыми словами, грамматическими формами, развивает умения экспрессивной устной речи, и самое главное, позволяет ребёнку избавиться от страха перед государственным языком и петь, и читать стихи, и, конечно же, говорить. Репертуар песен и стихов достаточно разнообразный: произведения лирические, танцевальные, шуточные. Они доступны в языковом плане, небольшие по объему, содержательны и соответствуют возрастным интересам ребят. Использование песен, стихов, скороговорок позволяет повышать интерес учеников культуре собственной страны, ведь зачастую они не знают ни историю, ни культурные традиции своей страны, мало читают.
Стихи и песни раскрепощают детей, дают возможность почувствовать себя успешными, что очень важно для создания положительного мотива на учение.
Воспитатель группы продлённого дня прививает ученикам осознанное отношение к сведениям об истории, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа Украины (Например, дети побывали в роли Петриковских мастеров, расписывали «тарелки»).
Для развития поликультурной компетентности младших школьников в условиях ГПД, она как бы «переносит» учеников в другую страну, другой образ жизни «оживляет» коммуникативную ситуацию. Использует изучение разных народных игр.
Предлагает на занятиях иллюстративный материал, который раскрывает содержание предложенной актуальной и аутентичной информации. Это и карты стран, изображения флагов, костюмы разных народов, и т.д. Дети сравнивают их.
Занятия страноведения, ролевые игры помогают ребятам понять и свою культуру, и культуру других народов.
Содержание таких занятий выявляет национальные, демографические проблемы и темы для исследовательской деятельности ребят: в 2012году педагог с ребятами планирует организовать и участвовать в исследовании «Наша школа много народная».
Занятия-проекты, проводимые педагогом:
«Моё Дерево рода», занятие на тему «Совсем рядом» - о предприятиях города, «Среда и здоровье» - занятие на тему «В стране Ватных одеял» - о пользе закаливания и т.п., «Мои личные достижения» - занятие на тему «Кто такие Всёмогу и Ничнгонеумею» и т.п.
Такие занятия ценны тем, что вместе с ребятами в этом активно участвуют родители, родственники. Ребячьи дела заставляют взрослых отвлечься от своих суетных дел, осмотреться, задуматься, вспомнить, кто они, откуда родом, что оставят после себя. Может быть, кто-то станет добрее. Воспитателем созданы для ученика условия свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваиваются культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой. Это очень важно для социализации личности младшего школьника, накопление опыта личностного отношения к системе ценностей украинского общества.
Занятия-проекты, другие творческие формы занятий (выпуск стенгазеты «Продлёнка»), проводимые Клименко М.М., позволяют включаться в работу слабоуспевающим ученикам, повышают их самооценку, дают возможность почувствовать себя успешными в учебной деятельности. Воспитатель очень надеется, что этот маленький, но повторяющийся успех, как якорёк, будет держать человека на плаву, не даст пойти ко дну в такой сложной и сумбурной жизни.
Способные дети двигаются по своим образовательным маршрутам, «собирают в портфель» свои достижения. Именно они активно участвуют во всех делах, являются соратниками и помощниками воспитателю ГПД.
Формы работы, способствующие социализации личности младшего школьника, накоплению опыта личностного отношения к системе ценностей украинского общества:
- применение нетрадиционных форм проведения занятий (занятие – соревнование, занятие – экскурсия, и др.);
- использование нетрадиционных форм учебных занятий (проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- использование игровых форм;
- диалогическое взаимодействие;
- проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
- использование различных форм работы (групповые, командные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
- использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
- использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.)
Рефлексия
В профессии педагога нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня безнадежно устаревшим; появляются новые идеи и желание что-то изменить. Поэтому Клименко М.М. находясь в постоянном поиске, задает себе рефлексивные вопросы:
-Что она делает?
-С какой целью?
-Каковы результаты этой деятельности?
-Как она этого достигнет?
-Можно ли сделать лучше?
-Что она будет делать дальше?
Рефлексия является обязательным условием саморазвития Клименко Марины Михайловны.
В этом она солидарна со словами В. Набоков «Мы можем узнавать о предмете все больше и больше, но вы никогда не сможете узнать о нем все; это безнадежное занятие».
Вывод
Пристальное и постоянное внимание к другому человеку, уважение к нему, искренность в выражении чувств определяют способность педагога Клименко М.М. осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с учащимися, и в конечном счёте его эффективность и как учителя, и как воспитателя.
Литература:
1. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Словник педагогічного вжитку / Под ред. Л.М. Лузіної. Львів: ПДПІ, 2001. 88c
3. Міщенко А. І. Педагогічний процес як цілісне явище. - М., 1993.
Зязюн, І.А. Основи педагогічної майстерності / І.А. Зязюн .- М., 1989 .- С. 7-9
4. Хуторской А. Ключевые компетенции, как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003 - № 2 – С. 58-64.
5. Пометун О. Енциклопедія інтерактивного навчання. – Київ.2007.
6. Коменский, Я. А, Избранные педагогические сочинения. Т. 1. / Я. А. Коменский. — М., 1982.
7. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и со сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. — 1982. — № 4.
8. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. Л. Цукерман. — Томск, 1993
9. Регіональна цільова програма «Впровадження компетентнісно- орієнтованого підходу в навчально-виховний процес» - 2004 р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...
Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"
У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...
Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме. Основной цел...
Описание педагогического опыта
Тема "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...
Описание педагогического опыта
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития...
Описание педагогического опыта
Аналитическая справка "Описание педагогического опыта"Тема: «Формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления»....