«Формирования функциональной грамотности в начальной школе"
статья (4 класс)
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирования функциональной грамотности
в начальной школе"
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.
-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
-Пространственное восприятие
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-технология проектной деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Одним из эффективных подходов к составлению заданий на развитие функциональной грамотности является использование теоретической модели таксономии Блума – американского учёного.( Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности Лоуренцом (1999), предложена новая концепция Р. Марцано и др. )
В своей книге «Таксономия образовательных целей» Блум выделил шесть уровней познавательной деятельности, а так же классифицировал их в порядке возрастания сложности:
знание (механическое запоминание информации - фактов, терминов, процессов и т.п.);
понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал);
применение (умение использовать знания в новых ситуациях);
анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания);
синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого);
оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов)
Здесь можно выделить следующие задания, соответствующие логическим приёмам:
Логические приемы Примеры заданий
1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить
4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа)
6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Одним из инновационных методов в формировании функциональной грамотности по чтению является критическое мышление. Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-хступеней развития мышления: «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме; «Осмысление» - ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?), и «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной теме.
В ходе различных тестирований оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности . Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.
1«Чтение с остановками».
2. «Синквейн».
3. «Работа с вопросником»
4. «Знаю, узнал, хочу узнать».
5. «Мозговой штурм» .
6. Приём «Написание творческих работ»
8. «Создание викторины».
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника –
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; практическое умение ориентироваться во времени, и, конечно же, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
1.Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися.
6. Решение задач с недостающими данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Естественнонаучная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей
естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть
возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний на практике.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
И в заключение, хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...
формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс...
Буклет "Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"
Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...
"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"
Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Формирование функциональной грамотности. Начальная школа XXI века. Урок математики. 4 класс
Данный урок является уроком изучения нового материала и применения полученных знаний на практике, создает условия для формирования математической функциональной грамотности....