формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению

Марданова Гульфия Салимзяновна

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе необходимо осуществлять поэтапно, соответственно уровням познания . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

Автор – Г.С. Марданова

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д. Ушинский

 Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
 
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями, помогающими находить пути решения задач, относящихся к разным отраслям занятости человека, а также социальных вопросов, обычного ежедневного общения.

Перед учителем встают задачи –

 Научить :  

Осознанно правильно выразительно читать

Извлекать из текста полезную информацию

Самостоятельно выбирать книги для чтения

Работать с разными источниками информации 

Высказывать оценочные суждения о прочитанном

Развивать потребность в чтении

Развивать читательскую компетентность

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

 

Для достижения цели целесообразно применять технологии

  1. Проблемно – диалогическая технология освоения новых знаний.
  2. Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
  3. Технология проектной деятельности.
  4. Обучение на основе «учебных ситуаций».
  5. Уровневая дифференциация обучения.
  6. Информационные и коммуникационные технологии.
  7. Технология оценивания учебных достижений учащихся.
  8. Технология критического мышления

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе необходимо осуществлять поэтапно, соответственно уровням познания . 

Примеры заданий (Таксономия Блума –классификация учебных целей в познавательной сфере. Уровни учебных целей – конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня)


1. Уровень – знание   2. Уровень – понимание  3. Уровень – использование  4. Уровень – анализ  5. Уровень – синтез  6. Уровень – оценка    

Уровни мышления

Критерии оценивания

Задания

Знание

Понимает содержание прочитанного

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

Понимание

Отвечает на вопросы по тексту

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

Применение

Пересказывает по плану

Применить, проиллюстрировать, решить

Анализ

Анализирует ситуацию в

рассказе.Определяет главную мысль в рассказе.

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

Синтез

Предлагает свои предположения.

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) 

Оценка

Высказывает свою точку зрения.

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать 

Рассмотрим виды заданий на примере сказки

                              Сказка «Красная шапочка»

Уровни мышления

Критерии оценивания

Задания

Знание

Понимает содержание прочитанного

Назовите героев сказки

Понимание

Отвечает на вопросы по тексту

Почему девочку называют красной шапочкой?

Применение

Пересказывает по плану

Что могло лежать в корзинке у красной шапочки, если бы она шла к бабушке сегодня?

Анализ

Анализирует ситуацию в рассказе.

Определяет главную мысль в рассказе.

Объясните, почему волку удалось обмануть красную шапочку?

Синтез

Предлагает свои предположения.

Нарисуйте главных героев сказки.

Оценка

Высказывает свою точку зрения.

Предположите, что могло бы произойти, если бы красная шапочка пошла по другой дорожке?

Условия для развития функциональной грамотности:
-обучение должно носить деятельностный характер

-учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
-учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
-в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
     Все   методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»?  Каковы критерии функционал...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. На развитие читательской грамотности направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности. Автором...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Некоторые задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...