Урок русского языка МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
план-конспект урока (1 класс)

Урок русского языка

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Тема «Многозначные слова»
Цель урока:   создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление многозначных слов..

Задачи урока:

- Уметь находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова.
- Развивать навыки познавательной деятельности:

работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

- Учить усваивать  знания с помощью практической, аналитической деятельности.
- Прививать навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

 - Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение),

умение детей представлять результаты своей работы.

- Воспитывают активность, любознательность и аккуратность у учащихся.
Планируемый педагогический результат

  • Освоение понятия о многозначности на основе самостоятельных выводов;
  • умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — странички толкового словаря.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель:

 Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем мы урок!

-  А начать его мне хочется  с высказывания  К. Паустовского

«С русским языком можно творить чудеса».

Учитель: Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.

2.Актуализация знаний.
1). Каллиграфическая минутка  (слайд 2,3)
Сс  село сельский Сампур Сатинка
Сельские жители составляют основное население Сампурского района.

- Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы?
2). Словарная работа
Слова словарные мы учим,
Чтоб грамотно всегда писать.
Запомните друзья, навеки,
Что память надо развивать!
- Перед вами 6 пар словарных слов. Прочитайте их, постарайтесь выстроить какие-либо ассоциации и таким образом запомнить пары слов. Поработаете в течение 20 секунд. После этого я закрываю все слова и называю вам только первое слово каждой пары. Вам необходимо написать второе слово
(слайд 4)
Аллея – арбуз, заяц – капуста, магазин – машина, овощи – огород, однажды – одежда, Сампур – Цна,
3). Взаимопроверка по образцу
3. Самоопределение к деятельности (слайд 5)
-
Рассудите спор Ани с Ваней. Ваня недавно был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» (слайд 6)
Что бы могла ответить Аня Ване?
- А вы слышали выражение «у него золотые руки»? О ком так говорят»
- Почему?
- Сколько же значений мы нашли у слова
золотой?
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель поставим перед собой
? (Научиться распознавать многозначные слова, определять сколько значений имеет каждое слово, правильно составлять предложения с ними)(слайд 7)
4. Работа по теме урока (Работа по учебнику)
Упр. 22 (стр. 21)
- Внимательно прочитайте задание к упражнению
- На какой вопрос надо дать ответ? (Почему разные предметы названы одним словом?)
- Кто сможет предположить – почему?
- Прочитаем первую пару предложений. Что имеют в виду, когда говорят
хвост самолета(заднюю часть самолета)(слайд 8)
- Ребята, если вы хотите рассмотреть хвост у настоящего самолета, то сможете увидеть в г. Тамбове (парк Победы, бывшее летное училище) (слайд 9)
- Объясните, почему и у Барсика хвост, и у самолета хвост. Что общего?
(У Барсика это придаток задней части туловища, у самолета – задняя часть)
- Запишите предложение, в котором есть имя собственное.
- Прочитаем вторую пару. На каком принципе основана многозначность слова
 нос? (На сходстве формы той части предмета,о котором идет речь)(слайд 10)
- Спишите предложение , в котором нет имени собственного.
- Назовите многозначные слова в третьей паре предложений.
(слайд 11)
- Почему замок на одежде называю молнией?
(Быстро застегивается, как молния)
- Запишите предложение, в котором слово
молния использовано в переносном значении.
- Как вы меня поняли, когда я сказала «переносное значение» ?
(Молния – это природное явление, поэтому в словосочетании «молния на куртке» слово использовано в переносном значении)
5. Физкультминутка.
6.Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, как  можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно?

По Толковому словарю. Они разные: есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова (слайд 12)
- Есть словарь Владимира Ивановича Даля
(слайд 13)(Выставка словарей С. Ожегова и В. Даля) и многие другие.

В нашей речи мы употребляем как однозначные слова, так и многозначные.

7.Проектная деятельность.

Сейчас я вам предлагаю принять участие в проекте.( слайд 14)

В ходе работы вы закрепите умения отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные  слова в речи.

Оценивание будет проходить по следующим критериям:(слайд 15)

- Умение работать в группе.

- Полное раскрытие темы.

- Представление работы.

План работы Работа в группе (слайд 16)

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчёт по плану.

Сделать отчёт.

Задание (на парте у ребят) (слайд 17)

  1. Определить сколько значений имеет слово.(1,2,3,4)
  2. Все значение слов наклеить на альбомный лист и оформить.
  3. Составить и записать предложения, употребив различные значения слова
  4. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
  5. Какие слова называются многозначными?
  6. Докажите правильность своего ответа.
  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп(слайд 18)

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 3 «КОРЕНЬ»

Группа № 4 «КОСА»
Группа № 5 «РУЧКА»
(Слайды 19 – 23)

План отчёта группы (слайд 24)

  1. Мы работали со  словом (назвать слово).
  2. Это слово имеет____значений. Перечислить.
  3. Это слово многозначное (однозначное), потому что_____________________.
  4. Мы составили следующие предложения_______________________________.

Вывод: Многозначными называются слова   ________________.

1.Отчёт групп - проверка выполнения задания. Оценивание групп. Каждая страничка вывешивается на доску.

2 .Общий вывод по проекту.(слайд 25)

Сегодня вы создали первые странички нашего толкового словаря.(Вывешивается титульный лист)

8. Итог урока.
Обобщение:

- Давайте проверим, достигли ли мы поставленнойцели в начале урока.

- Какие слова называются многозначными?
9. Рефлексия

- Давайте поблагодарим друг друга за работу на уроке. (Аплодисменты)
- Оцените свою работу – покажите мне и друг другу смайлики.

10. Домашнее задание: Найти в толковом словаре многозначное слово.

Составить предложения, употребив многозначное слово в разных значениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...

Урок по русскому языку«Многозначные слова» 4 класс

Урок открытия новых знаний по русскому языку предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Перспектива" в 4 классе...

Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс

Лексическое значение слов. Многозначность слова.Дать понятие об однозначных и многозначных словах....

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...