Урок русского языка МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
план-конспект урока (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Тема «Многозначные слова»
Цель урока: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление многозначных слов..
Задачи урока:
- Уметь находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова.
- Развивать навыки познавательной деятельности:
работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
- Учить усваивать знания с помощью практической, аналитической деятельности.
- Прививать навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение),
умение детей представлять результаты своей работы.
- Воспитывают активность, любознательность и аккуратность у учащихся.
Планируемый педагогический результат
- Освоение понятия о многозначности на основе самостоятельных выводов;
- умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — странички толкового словаря.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы урок!
- А начать его мне хочется с высказывания К. Паустовского
«С русским языком можно творить чудеса».
Учитель: Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.
2.Актуализация знаний.
1). Каллиграфическая минутка (слайд 2,3)
Сс село сельский Сампур Сатинка
Сельские жители составляют основное население Сампурского района.
- Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы?
2). Словарная работа
Слова словарные мы учим,
Чтоб грамотно всегда писать.
Запомните друзья, навеки,
Что память надо развивать!
- Перед вами 6 пар словарных слов. Прочитайте их, постарайтесь выстроить какие-либо ассоциации и таким образом запомнить пары слов. Поработаете в течение 20 секунд. После этого я закрываю все слова и называю вам только первое слово каждой пары. Вам необходимо написать второе слово (слайд 4)
Аллея – арбуз, заяц – капуста, магазин – машина, овощи – огород, однажды – одежда, Сампур – Цна,
3). Взаимопроверка по образцу
3. Самоопределение к деятельности (слайд 5)
- Рассудите спор Ани с Ваней. Ваня недавно был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» (слайд 6)
Что бы могла ответить Аня Ване?
- А вы слышали выражение «у него золотые руки»? О ком так говорят»
- Почему?
- Сколько же значений мы нашли у слова золотой?
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель поставим перед собой? (Научиться распознавать многозначные слова, определять сколько значений имеет каждое слово, правильно составлять предложения с ними)(слайд 7)
4. Работа по теме урока (Работа по учебнику)
Упр. 22 (стр. 21)
- Внимательно прочитайте задание к упражнению
- На какой вопрос надо дать ответ? (Почему разные предметы названы одним словом?)
- Кто сможет предположить – почему?
- Прочитаем первую пару предложений. Что имеют в виду, когда говорят хвост самолета(заднюю часть самолета)(слайд 8)
- Ребята, если вы хотите рассмотреть хвост у настоящего самолета, то сможете увидеть в г. Тамбове (парк Победы, бывшее летное училище) (слайд 9)
- Объясните, почему и у Барсика хвост, и у самолета хвост. Что общего? (У Барсика это придаток задней части туловища, у самолета – задняя часть)
- Запишите предложение, в котором есть имя собственное.
- Прочитаем вторую пару. На каком принципе основана многозначность слова нос? (На сходстве формы той части предмета,о котором идет речь)(слайд 10)
- Спишите предложение , в котором нет имени собственного.
- Назовите многозначные слова в третьей паре предложений.(слайд 11)
- Почему замок на одежде называю молнией? (Быстро застегивается, как молния)
- Запишите предложение, в котором слово молния использовано в переносном значении.
- Как вы меня поняли, когда я сказала «переносное значение» ?(Молния – это природное явление, поэтому в словосочетании «молния на куртке» слово использовано в переносном значении)
5. Физкультминутка.
6.Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, как можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно?
По Толковому словарю. Они разные: есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова (слайд 12)
- Есть словарь Владимира Ивановича Даля (слайд 13)(Выставка словарей С. Ожегова и В. Даля) и многие другие.
В нашей речи мы употребляем как однозначные слова, так и многозначные.
7.Проектная деятельность.
Сейчас я вам предлагаю принять участие в проекте.( слайд 14)
В ходе работы вы закрепите умения отличать однозначные и многозначные слова, правильно использовать многозначные слова в речи.
Оценивание будет проходить по следующим критериям:(слайд 15)
- Умение работать в группе.
- Полное раскрытие темы.
- Представление работы.
План работы Работа в группе (слайд 16)
Прочитать задание.
Выполнить задание.
Подготовить отчёт по плану.
Сделать отчёт.
Задание (на парте у ребят) (слайд 17)
- Определить сколько значений имеет слово.(1,2,3,4)
- Все значение слов наклеить на альбомный лист и оформить.
- Составить и записать предложения, употребив различные значения слова
- Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
- Какие слова называются многозначными?
- Докажите правильность своего ответа.
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
Слова для групп(слайд 18)
Группа № 1 «КОРЗИНА»
Группа №2 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Группа № 3 «КОРЕНЬ»
Группа № 4 «КОСА»
Группа № 5 «РУЧКА»
(Слайды 19 – 23)
План отчёта группы (слайд 24)
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
- Это слово многозначное (однозначное), потому что_____________________.
- Мы составили следующие предложения_______________________________.
Вывод: Многозначными называются слова ________________.
1.Отчёт групп - проверка выполнения задания. Оценивание групп. Каждая страничка вывешивается на доску.
2 .Общий вывод по проекту.(слайд 25)
Сегодня вы создали первые странички нашего толкового словаря.(Вывешивается титульный лист)
8. Итог урока.
Обобщение:
- Давайте проверим, достигли ли мы поставленнойцели в начале урока.
- Какие слова называются многозначными?
9. Рефлексия
- Давайте поблагодарим друг друга за работу на уроке. (Аплодисменты)
- Оцените свою работу – покажите мне и друг другу смайлики.
10. Домашнее задание: Найти в толковом словаре многозначное слово.
Составить предложения, употребив многозначное слово в разных значениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...
Урок по русскому языку«Многозначные слова» 4 класс
Урок открытия новых знаний по русскому языку предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Перспектива" в 4 классе...
Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс
Лексическое значение слов. Многозначность слова.Дать понятие об однозначных и многозначных словах....
Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»
Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»...
Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...