Российское движение школьников как инструмент совершенствования воспитательной работы в школе/
статья (3 класс)

Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

Президент РФ Владимир Путин 29 октября 2015 года создал новую общенациональную детско-юношескую организацию РДШ ("Российское движение школьников"). Мы убеждены, сказал он, что эта дата станет началом новой эпохи развития наших детей.

 

      Вступить в "Российское движение школьников" можно будет на добровольной основе детям достигшим 8 лет. В основе движения лежит принцип соревновательности и добровольности. Это возможность для каждого участника проявить себя в любом из направлений деятельности организации, развить свои способности, а также обменяться опытом и поделиться новыми знаниями со школьниками из любого уголка страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Российское движение школьников как инструмент совершенствования воспитательной работы в школе»

Ответы на многие вопросы, которые задают в основном родители, можно найти в группе VK «Родительский комитет РДШ \ СПб». Добавлю, РДШ на сегодня востребовано детьми и подростками. За время существования РДШ произошли глобальные перемены в системе отношений.

Дети РДШ выходят за замкнутые закрытые границы своей школы, а также района. Они объединяются в сообщества по интересам (медийщики, добровольцы, экологи и т.д), общаются не только со сверстниками в рамках нашего региона, но и находят друзей по всей стране. Такие общности и расширение рамок дают ребенку\подростку хорошую практику вступления во взрослую жизнь и уверенность для родителей, что он идет правильным путем и уже, например, не примкнет к неформальным группам.

Говорят, что РДШ – инвестиции в будущее. И это правильно. Помимо выше сказанного, надо отметить, что благодаря образовательным контентам, которые предлагаются большим спектром, подросток имеет возможность выбрать то, чем он будет заниматься в жизни: в выборе профессии или же хобби. Спектр предлагаемых проектов и конкурсов поможет подростку выбрать свой индивидуальный путь развития и роста.

На сайте РДШ.РФ у каждый ребенок может создать свой личный кабинет. Через него можно подавать персональные заявки на проекты и конкурсы, заявлять себя в качестве организатора для проведения какого-либо события в своей школе. Например, проведение классных часов, различных событий в классе и школе (Проекты «Классный час», «Пререзагрузка», «Игротека»). Таким образом, выйти на уровень района и города. Чаще всего к предлагаемым событиям прикреплены подробные Концепции, которые доступны для понимания и составлены так, чтобы ребенок смог самостоятельно, без помощи взрослых провести или принять участие в событиях разного уровня. На сайте уже работает система личностного роста каждого участника РДШ. Учитывается его активность. На выходе из школы, любой школьник может иметь высокий статус активиста: организатора или инструктора.

В личный же кабинет ему приходят именные сертификаты, грамоты и дипломы, т.е. автоматически создается портфолио. Это уверенный задел и бонусы для поступления в высшие учебные заведения. Индивидуальная или командная активность позволяет подросткам с большей вероятностью стать участниками Всероссийских форумов и смен в ВДЦ «Океан», «Смена», «Орленок», которые также «работают» на личностный рост и приобретение впоследствии нужных знаний, умений и навыков.

Педагогу важна системность и четкое понимание того, какой результат он хочет получить в конце учебного года от своего детского объединения (его рост и развитие, личностное развитие каждого, развитие направлений и т.п.).

Системность начинается с анализа деятельности и обозначения вектора движения для дальнейшего развития детского объединения или актива. Только глубокое понимание того, что получилось и что не получилось, даст возможность движения вперед. Для этого важен такой документ, как «Программа развития». Причем, надо помнить, что вы его создаете не для отчетности или отписки, а, в первую очередь для себя. Это ваша основа и гарантия не заблудиться в текучке дней. Далее важно максимально четко составить планы (я сразу предпочитаю календарный, т.к. это дает возможность упорядочить свою работу и предотвратить ее хаотичность).

План массовых мероприятий составляется с учетом запроса актива\объединения (коллективное планирование при подведении итогов года), с учетом плана запланированных мероприятий воспитательной работы ОУ (в т.ч. с мероприятиями годичного цикла) , с учетом плана воспитательной работы района (для нашего направления приоритет – план мероприятий районного центра ДСИ, «КС ДМОО Центрального района») и города (для нашего направления приоритет план РДШ). В работе по составлению плана предпочитаю использование плана - сетки по месяцам. Он позволяет увидеть распределение сил и возможностей, а также предотвратить накладки.

Сначала необходимо внимательно ознакомиться с планом массовых мероприятий воспитательной работы ОУ на новый учебный год. Из него вы для себя выбираете и вставляете в свой план-сетку то, что касается вашей непосредственной деятельности и деятельности вашего актива\объединения. Точно также вы выбираете мероприятия из районного и городского плана. Сначала то, что обязательно надо, далее то, что выбрали дети, далее то, где участие желательно и возможно. Учитывайте, что большое массовое мероприятие требует доскональной подготовки и, в идеале, подготовка к нему занимает 3 недели. Поэтому, старайтесь это учитывать в плане - сетке, смотрите, чтобы такие события у вас встречались не чаще чем с разрывом в 2-3 недели.

Из планов районных и городских мероприятий вы выбираете события с учетом приоритетных направлений, выбранных вашей школой, с тем, что вам необходимо включить для участия актива или школьников, чтобы они помогали в решении задач, обозначенных в «Программе развития» на новый учебный год. В течение года постарайтесь придерживаться того плана, который вы для себя составили. Отдельно хочется сказать о проектах и конкурсах РДШ. Их много и они разнообразны. Выберете и включите в план только те, которые интересны вам и детям. Их должно быть немного. Надо помнить, что каждый выбранный вами или детьми проект или конкурс должен быть доведен до конца.

При планировании продумайте также, что из запланированного вы организуете и предложите масштабно классам или параллелям, что будет только для актива\объединения, а что будет предложено точечно, индивидуально. План – это не догма. Но, эта та важная опора, которая поможет вам уверенно двигаться вперед, распределить свои силы и силы детей, не потеряться в многообразии.

Самообразование – первооснова, плюс постоянная практика и выстроенная система работы в данном направлении,

По данному направлению деятельности мало источников. Тем они более ценны. Для того, чтобы работать с детским активом или объединением (в идеале сформировать коллектив\команду), необходимо понимание самой темы и тех процессов, которые существуют в данного типа коллективах.

Для понимания процессов и законов развития: Г.Белых, Л, Пателеев «Республика ШКИД» (основы и принципы самоуправления), В.П.Крапивин «Тень каравеллы» - в жизни после было создано ДОО «Каравелла» (традиции, ритуалы, образ жизнедеятельности), а сегодня существует ДОО «Форпост Культуры» в Приморском районе, живущее по принципам «Каравеллы». А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» (принципы возможного самоуправления в ДО), «Фрунзенская коммуна» где представлено описание детской организации с уникальным воспитательным эффектом (жизнеуклад, традиции, дела, самоуправление в ДО).

Для пополнения технологий, методов и форм: И.П. Иванов «Педагогика общей заботы» (актуальна сегодня, хорошо ложится на современное время). Также А.Н.Лутошкин «Как вести за собой» (актуальна сегодня, хорошо ложится на современное время, все методики и технологии работают по сей день. Можно использовать как уже готовый материал для обучения актива).

Тенденции и процессы современного времени в ДО: Труды И.И. Фришман, И.В.Титовой. Тесты, игры, профориентация, психология, семья – труды С.В.Тетерского

Методические разработки, личностный рост, интересные формы и технологии работы с детским объединением\активом\коллективом: официальный сайт ВДЦ «Орленок» методический раздел. Также методические сборники по п.о. РДШ, функционалу куратора п.о. РДШ на сайте РДШ.РФ. В структуре и этапах развития ДО, технологии коллективного планирования, развития самоуправления в ДО помогут материалы, созданные по лекциям Л.С.Нагавкиной. Они адаптированы и опубликованы в теме «Методическая копилка куратора п.о. РДШ \руководителя ДОО» в группе «В ритме Центра», а также в сборниках «Круглого Стола» № 10,11,12.

Тенденции развития детских объединений разных типов (ДОО, п.о.РДШ, ОУСУ) в современных условиях, поиски путей решения дальнейшего развития ДО вы найдете в рабочих материалах (слайдах, анкетах, в материалах лекций, анализов опыта работы) открытой группы VK «Вожаки», созданной Л.С.Нагавкиной для слушателей курсов. При работе с любым объединением особую роль и место занимает социометрия, помогающая увидеть промежуточные результаты по достижению цели и помогающий вовремя скорректировать деятельность. Все диагностики А.Н. Лутошкина, например, опубликованы в сборнике «Круглого Стола» № 11.

Как выстроить чёткую структуру ДО. Делегирование полномочий.

Чтобы выстроить четкую структуру ДО надо начать с создания модели. Модель – это наглядное представление системы, которая может видоизменяться на разных этапах роста и развития, но она остается важной составляющей для любых «Программ развития» и является опорой для системной работы педагога.

Модель помогает организовать и выстроить весь процесс жизнедеятельности объединения. Модель должна быть четко структурирована и в ней должны четко читаться (просматриваться) взаимосвязи. Помогает связать все элементы системы между собой. Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Модели могут быть двух вариантов. Первый: система взаимоотношений и взаимодействия внутри объединения. Второй: жизнедеятельность объединения в системе взаимодействия со всем воспитательным пространством ОУ. В идеале, лучше иметь обе модели. Обращаем ваше внимание на то, что модель, как и «Программа развития», в первую очередь делается педагогом, отвечающим за данное направление деятельности, для себя и являются для него наглядными ориентирами и вектором развития и движения детского актива\объединения.

Образцы и варианты моделей были опубликованы ранее в сборниках «Круглого Стола», выпуски 10-12. Также варианты моделей для выстраивания четкой структуры ДО, опубликованы в обсуждениях группы «В ритме Центра» в теме «Методическая копилка куратора\ руководителя». Прежде, чем приступить к созданию модели объединения, изучите и определите для себя уровень развития вашего объединения (См. Сборники КС № 10 стр. 26 и № 11 стр. 15 или «Методическую копилку» в группе «В ритме Центра»). Исходя из этого, выстраиваются отношения, которые схематически можно увидеть в модели.

Уровень развития объединения влияет на степень делегирования педагогом полномочий, а также на виды и распределение поручений. Все это в одной системе и связке с применением технологий коллективной организаторской деятельности будет способствовать развитию самоуправления в ДО и к развитию и росту, соответственно, ДО или актива. О методе поручений и их видах можно прочитать также в сборнике № 12 «Ориентиры деятельности ДО» и «Ориентиры деятельности куратора\руководителя ДО». Также читайте «Метод поручений» и «Формы коллективной организаторской деятельности как средства развития самоуправления в ДО» в «Методической копилке» группы «В ритме Центра».

Отличие младшего подросткового возраста в том, что они хорошие исполнители (пока еще не организаторы), склонны делать многое по образцу. В тоже время, еще сохраняется интерес к созданию чего-то своими руками (поделки, рисунки). 5-6 класс – благодатная почва для задела вырастить хороших организаторов и дать инструмент навыков организации и проведения какого-либо дела. Поэтому, можно смело вводить все простые элементы, присущие для развития самоуправления в объединении: ЧТП, локальные творческие группы (или группы дела). Также придумать маленькие традиции (встречи, прощания, чаепития, сюрпризики).

В тоже время, они еще сильно привязаны к привычным и комфортным для них людям и коллективам (классный руководитель-мама, класс – мир со своими отношениями, где уже как-то привычно и комфортно), еще не выработаны такие навыки коммуникативности, которые позволяют свободно выходить за пределы сложившихся рамок отношений.

Педагогу важно сначала создать условия комфорта, атмосферности, чтобы дети всегда имели желание прийти снова и снова. В первую очередь – это игры. 2-3 разноплановых социально-педагогических игры за встречу с последующей рефлексией. Это поможет детям раскрыться и приобрести чувство защищенности. В последствии надо  давать им право выбора проведения своих игр или предложенных вами. Вы всегда рядом и корректно поможете или подскажете, если что-то не получается.

Для атмосферности можно взять традицией «по секрету» готовить «сюрпризики». Тогда, у каждой встречи будет своя «тайна», свое «удивление». Поделки: каждый из ребят что-то умеет. Возьмите за правило, что каждый будет учить всех, что у него хорошо получается. Оригами, фенечки, закладки, картины из пластилина, мозаика, рамочки из старых картонных коробок…. Это все – уже задел на умение проводить мастер-классы. Сделали вместе со всеми- ура! Научились? Понравилось? А проводить понравилось? А как бы нам научить этому других или где бы нам это применить?    А у нас впереди такой-то день в школе? Как мы это сможем использовать в этот день?.. Вот так могут появиться новые интересные идеи и формы проведения акций и событий. Надо помнить, что все, что организует и проводит 5-6 класс должно быть кратковременным и иметь моментальный конечный результат или эффект. Ребятам этого возраста желательна и зрительная наглядность: что было до и что стало после. Можно и нужно проводить встречи только для живого общения: чаепитие, какой-то свой внутренний праздник, просто день настольных игр…

Самое главное, что педагогу необходимо видеть перспективу развития и всегда отмечать себе те достижения, те маленькие шаги, которые уже были сделаны. Вопрос «смены поколений» один из острых вопросов в работе с любым типом детского объединения. Рассмотрим два варианта.

Первый – когда состав меняется на 100%. Нет ни одного представителя «старого» состава. Это вынуждает педагога начинать все заново, с нуля. К этому мы должны быть внутренне готовы. Здесь нам придет на помощь наш собственный накопленный опыт и наработанная практика. Во многом, мы уже знаем, какой дорогой идти, чтобы «вырастить» объединение. Есть уже тот ориентир, понимание, каким мы хотим видеть объединение нового состава. Кроме нашего опыта важно новых ребят посвящать в Историю объединения.

А историю вы знаете лучше всех. На первых сборах можно и нужно выделять время для знакомства с историей объединения. Какие придумывались и проводились дела, какие были традиции и ритуалы, как распределялись поручения, какие были трудности, радости и победы. Чем особенно гордились ребята или что не принимали. У вас также уже есть накопленный архивный арсенал: видео, презентации, фотоальбомы, летописи ДО (!).

В районном, например, объединении традиционным является встреча с темой «Что такое «Круглый Стол» - структура, история, традиции». Еще ребята когда-то придумали по этой теме игру по принципу игры «Верите ли вы, что…», совсем недавно еще появилась на эту же тему игра в лото. Не ограничивайте время только одной выделенной встречей. Знакомство с историей или интересными фактами из жизни ДО в прошлом можно расширять каждый раз, при любом удобном случае.

Как показывает практика, у ребят всегда есть потребность и всегда существует интерес узнать, как это было раньше. Это позволяет поддерживать в них желание и интерес развиваться и расти в своем объединении, испытывать чувство сопричастности и чувство прочности.

Второй вариант – когда еще есть несколько ребят из состава прошлых лет. Здесь, по сути, все то же самое, что и в первом случае, но страницы истории или какие были или есть традиции, какие действовали правила. Все это можно озвучить устами «старичков». В районном объединении несколько лет работает система, которую ребята назвали как «наставники-неразлучники». Смысл в том, что к каждому участнику объединения «прикрепляется» вновь вступивший. Эта пара первые месяцы (обычно с сентября по декабрь) делает все вместе.

Выбор своей роли, участия или неучастия в организации и проведении районного события – добровольное право каждого участника объединения. Но, по сложившимся у нас правилам, если «наставник» или «неразлучник» желают участия, то неразрывно пара работает вместе.

Например, «наставник» выразил желание быть ведущим, соответственно, готовит сценарий. Значит, «неразлучник» всегда с ним: участвует, помогает в подготовке сценария. Если «неразлучник» высказал желание участия в орг.группе дела, «наставник» автоматически входит в состав группы дела. Если «наставник» принимает участие в воскресной прогулке по городу или является ее организатором, то участие «неразлучника» в этой прогулке и в неформальном общении приветствуются всеми.

Плюсы таких «пар» в том, что новенькие очень быстро адаптируются и включаются в деятельность, избегая длительного подготовительного периода включения и обретения необходимых навыков, усвоения правил и традиций. Объединение может и способно продуктивно работать в том же заданном и привычном темпе. Но, есть и свои минусы. Если даже ребята «наставники» уже владеют многими универсальными организаторскими навыками, обладают нужными знаниями и умениями организаторского мастерства и работы в команде, то здесь они сталкиваются с определенной трудностью.

Это не работа в команде, это взаимодействие и общение напрямую с индивидуальным одним или двумя людьми. Не всегда ребята «наставники» могут преодолеть свой внутренний барьер личного внутреннего непринятия, например, «неразлучника», прикрепленного к нему или же не хватает важных навыков для того, чтобы найти нужные подходы к «неразлучнику». Порой, «наставник», увлекаясь процессом, просто забывает о своих обязанностях по отношению к «неразлучнику». Для ребят даже старших классов это очень тяжелая и не всегда успешная обязанность. Но, тем не менее, все в объединении отмечают, что польза от этих создаваемых пар большая и от этой традиции не отказываются.

В практике и в литературе еще не нашла того универсального средства, чтобы шефство по формуле «наставник-неразлучник», придуманной ребятами, привело к тому идеальному результату который виден в перспективе. Тема наставничества есть в книге «Фрунзенская коммуна» и также рассматривается в работах И.П.Иванова. Но, к сожалению, описанные идеи не получили в полной мере своего развития. Вопрос остается открытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Совершенствование воспитательной работы в рамках реализации ФГОС"

Цель становящейся личности – утвердить своё уникальное «я», выявить своё неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. При обновлении содержания и организации педагогического процесс...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как ключевая задача воспитательной работы учителя посредством КТД и внеурочной деятельности.

Духовность и нравственость - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. С введением ФГОС одним из разделов образовательной программы начальн...

Статья "Интегрирование программ внеурочной деятельности в мероприятия, проводимые Российским Движением Школьников"

Статья о том, что в современное образование необходимо включать внеурочную работу  и как совмещать эту деятельность с разными движениями существующими в РФ, на примере РДШ....

Российское Движение Школьников в нашей школе.

Учащиеся начальных классов отделения п. Садовый МОУ Кременкльская СОШ стали полноправными участниками Российского движения школьников. На общешкольном классном часе дети познакомились с основными напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ВУД «Российское движение школьников» 3-4 (класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  ВУД  «Российское движение школьников»   3-4 (класс)...

Роль «Российского движения школьников» в создании благоприятных условий для развития личности школьника.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельно...