Роль «Российского движения школьников» в создании благоприятных условий для развития личности школьника.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. В моей работе классного руководителя мне всегда приходит на помощь Российское движение школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль «Российского движения школьников» в
создании благоприятных условий для развития личности школьника.
Терех Марина Александровна
МБОУ «СОШ №6»
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
классный руководитель 4Б класса
2022 г.
Содержание
1. Описание педагогической проблемы, обоснование ее актуальности…………………………………………………………………3 -5
2. Цели и задачи по разрешению педагогической проблемы……………6
3. Теоретическая база ………………………………………………….7-13
4. Реализация направлений деятельности
«Российского движения школьников» в деятельности классного
руководителя ( из опыта работы)……………………………………14-18
5 Заключение…………………………………………………………19-20
6 Список литературы…………………………………………………....20
7 Приложения………………………………………………………..21-25
1.Описание педагогической проблемы, обоснование ее актуальности
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Ещё со времён Российской Империи воспитанию будущих граждан уделялось большое внимание. Одним из ведущих механизмов воспитания детей стало скаутское движение. После Октябрьской революции была создана Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Роль пионерии в воспитательном процессе молодежи была просто колоссальная. Пионерская организация воспитывала сознательное и ответственное отношение к учебе, интерес к науке, технике, культуре, искусству. Способствовала формированию всесторонне развитой личности, а также активно приобщала к посильному участию в труде. Формировала общественную активность, социально ценные качества личности, воспитывала к защите своей Родины.
После развала СССР единый вектор воспитания молодежи был утерян. В 1990-2015 годы состоялся переход от единой государственной детской организации к множеству разноплановых общественных.
До 2015 года воспитание детей было нацелено на создание национального воспитательного идеала, представленного в Концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. За это время появились единые целевые установки, были определены единые задачи духовно-нравственного воспитания.
На сегодняшний день воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации определяет приоритетной задачей в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Решению этой важной задачи способствует Российское движение школьников. Является ли «Российское движение школьников» возрожденной пионерией? Нет. РДШ – новая модель детской организации.
- РДШ работает на основе самоуправления, равноправия, добровольного участия, гласности и законности. Это значит, что членство в РДШ является результатом выбора школьника и не является обязательным. Деятельность организации открыта и освещается на всех информационных ресурсах.
- Главная цель российского движения школьников – это содействие совершенствованию политики в вопросах воспитания школьников и формирование личности учащихся в соответствии с системой ценностей российского общества. Эти цели решаются в рамках четырех направлений: личностное развитие; гражданская активность; военно-патриотическое направление; информационно-медийное направление.
- РДШ стремится воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» идеей тех, кто рядом.
- РДШ добавляет детям и подросткам чувство уверенности в себе, новые возможности, помогает раскрыть их таланты и способности, открывает перед ними целый мир, помимо их учебной деятельности.
- Среди задач РДШ - задача развить личность школьника: так, чтобы по выходу из школы он умел жить работать в коллективе, гармонично сочетать свои собственные, групповые и коллективные интересы, имел опыт самоуправления и демократических форм поведения, опыт милосердия и гуманизма, имел потребность в апробации различных социальных ролей и позиций. Главные роли - созидателя, творца, грамотного лидера, руководителя, цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и реализации своих интересов. Сегодня РДШ – ведущая детская общественная организация в стране, с которой подписали договор о сотрудничестве многие ранее созданные организации.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. В моей работе классного руководителя мне всегда приходит на помощь Российское движение школьников.
2 Цели и задачи по разрешению педагогической проблемы.
Цель: развитие творческого потенциала личности, создание благоприятных условий для развития личности школьника, через сотрудничество с организацией
« Российское движение школьников».
Задачи деятельности:
Стимулирование творческой активности школьников.
Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание.
Координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса. Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.
Формирование основы коммуникативной культуры обучающихся.
Реализация творческого потенциала через раскрытие творческих способностей.
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Ожидаемые результаты:
Воспитание:
- гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности;
- творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
3.Теоретическая база опыта
Направления деятельности РДШ:
I. Военно-патриотическое направление.
• Работа военно-патриотических кружков и вовлечение в неё детей;
• Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
• Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.
II. Гражданская активность.
Направление «Гражданская активность» включает в себя четыре поднаправления: волонтерство и добровольчество, музеи и краеведение, поисковая деятельность, экология.
Цель - формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей средствами включения в реализацию проектов по направлению «Гражданская активность» Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков.
Включаясь в увлекательную добровольческую деятельность, обучающиеся могут:
• Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия.
• Участвовать в организации культурно-просветительских мероприятий в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д.
• Стать волонтёром спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней.
• Стать организатором Всероссийских профилактических акций, участвовать в работе школьных отрядов ЗОЖ, стать частью Всероссийского общественного движения "Волонтёры медики".
• Присоединиться к движению "Волонтёры Победы" и вместе с ними помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтёром мероприятий, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Поисковая деятельность - это возможность отправиться в поисковую экспедицию, поучаствовать в раскопках в местах боевых действий, увековечить память об исторических событиях и судьбах Героев Отечества, присоединиться к одному из отрядов Поискового движения России.
Краеведение, школьные музеи - это проекты развития школьного музея, историко-краеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны.
Увлекаясь этой работой, обучающиеся могут:
• Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты.
• Присоединиться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции "Я познаю Россию", предложить свой маршрут и пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины.
Экология — это участие в природоохранной деятельности, организация экологических мероприятий, акций и конкурсов, проведение научных исследований и реализация социальных проектов.
Включение в деятельность позволяет
-создать свой экологический отряд и стать участником масштабного проекта «На старт, эко-отряд!»;
-приобрести опыт и знания в эколого-просветительской, природоохранной и естественно-научной сферах;
-стать участником настоящей экспедиции;
-получить поддержку Всероссийских экологических организаций в реализации своего социального проекта, расширить масштаб деятельности и повысить эффективность реализуемых мероприятий;
-внести вклад в улучшение экологии родного края и сохранение природных ресурсов.
III. Информационно- медийное направление.
Информационно-медийное направление Российского движения школьников реализуется через работу школьных печатных СМИ, школьного радио, групп и аккаунтов в социальных сетях.
Цель - формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей средствами включения в реализацию проектов по информационно-медийному направлению Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
• Поддержка талантливых юных журналистов;
• Создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях;
• Повышение уровня школьных СМИ и пресс-центров;
• Большая детская редакция;
• Создание единого медиапространства для школьников;
• Проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников;
• Проведение образовательных программ по повышению квалификации педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
Юные журналисты, телеведущие и корреспонденты могут попробовать себя в деле работы со СМИ разного уровня — от государственных газет и телеканалов до школьных стенгазет и журналов. Будущие представители сферы интернет-технологий могут проявить себя в деле продвижения молодёжного контента в социальных сетях, создания видеороликов и мультимедиа.
IV. Личностное развитие.
Творческое развитие:
• Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов;
• Поддержка детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;
• Реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация киноклубов;
• Проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий;
• Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
Популяризация ЗОЖ среди школьников:
• Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и флешмобов;
• Организация туристических походов и слетов;
• Организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;
• Поддержка работы школьных спортивных секций;
• Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
• Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
Популяризация профессий:
• Проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
• Популяризация научно-изобретательской деятельности;
• Поддержка и развитие детских проектов;
• Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов. Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций.
• Проекты поднаправления «Творчество»: «Творческая мастерская РДШ»; «Творческая лаборатория РДШ»; онлайн-квизы и акции, приуроченные к значимым датам в сфере культуры; фестиваль театрализованных постановок для начальных классов.
• Проекты поднаправления «Наука»: «Гражданская наука»; «Всероссийский турнир трех ученых»; «РДШ — Наука»; «Объясните нормально»; «Научное ориентирование».
• Проекты поднаправления «Спорт»: «Спорт рдш.рф» (проект продолжается в формате онлайн-платформы); «Веселые старты»*; «Сила РДШ»*; «Игры отважных»*; «На спорте»*.
* проекты переходят из 2019/2020 учебного года в новый и продолжают реализацию.
Четыре направления деятельности РДШ согласуются с направлениями
программы воспитания и социализации школы, а, следовательно, и с программой воспитательной работы класса. Мероприятия РДШ позволяют формировать личностные результаты образования школьников, в т.ч. базовые национальные ценности, на формирование и развитие которых направлены программы воспитательной работы с обучающимися.
Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения
школьников способствует решению задач дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. (Приложение №1)
4. Реализация направлений деятельности «Российского движения школьников» в деятельности классного руководителя ( из опыта работы)
Свою работу классного руководителя стараюсь проводить по всем направлениям РДШ.
- Военно-патриотическое направление.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школ, ведь детство и юность – самое благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. Для школьников быть патриотом – это значит, прежде всего быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учится, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и своих обязанностей.
В свою работу по патриотическому воспитанию я включила:
- Пропаганда и привитие любви и уважения к Государственным символам России. В классе был оформлен уголок Воинской Славы, государственных символов, наград, стендов по Дням воинской славы России;
- Подготовка и проведение циклов мероприятий по изучению истории Отечества, региона, Дней воинской славы России, мероприятий, посвященных великим полководцам России, в том числе силами самих школьников и проведение на их основе различных встреч, бесед, оформление выставок. (Классный час посвящённый Суворову, маршалу Жукову, были проведены мероприятия посвящённые ВОВ: блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Дневник Тани Савичевой, Учителя Челябинской области времён ВОВ. Мероприятие посвящённое герою Чеченской войны нашему земляку Максиму Кропотову.
Ребята приняли участие в акциях РДШ «Дети войны», «Окна Победы», «Свеча памяти», «Наследники победы». Во флешмобе «Сад Памяти дома». (Приложение №2) Также в мае 2021 года класс принял участие в Онлайн-квесте военно-патриотического направления Российского движения школьников.
Из школьных мероприятий ребята активно принимают участие в ежегодной акции « Гвоздика ветерану», «В смотре песни и строя», военно- спортивной игре «Вперед мальчишки».(Приложение №3)
Большую помощь в проведении мероприятий всех направлений оказывают учреждения дополнительного образования школьников, городской краеведческий музей и центральная библиотека. Большую роль в патриотическом воспитании играет краеведческая направленность.
Совместно с педагогами дополнительного образования были проведены квесты, эстафеты, игры, классные часы, беседы, экскурсии способствующие развитию патриотических чувств обучающихся.( Приложение №4)
Большую роль в данном направлении я уделяю встрече с интересными людьми, участниками военных действий, ветеранами тыла.
Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности.
На настоящий момент у обучающихся наблюдается:
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве школы, города, формирование активной жизненной позиции;
- сложившиеся познания в области культуры, истории своей страны, малой Родины.
- Гражданская активность.
Одно из моих любимых направлений в работе с классным коллективом является гражданская активность. Порою за большими достижениями в истории стоят простые добрые дела, за которыми стоят скромность и желание помочь людям и своей земле, своим соседям по дому, старикам и больным, ветеранам войны.
Ребята своими делами показали и доказали, что иметь гражданскую позицию – круто, проявлять социальную активность – здорово!
Уже с первого класса ребята узнали кто такие волонтёры, в чём заключается их помощь, чем важна их работа для многих. Рядом с каждым из нас есть люди, которые нуждаются в нашей помощи. Ребята приняли участие в школьной акции РДШ «Я волонтёр» (Приложение №5) В этом году мы участвуем в программе развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». В данной программе представлены направления :
Орлёнок – Эрудит;
Орлёнок – Хранитель;
Орлёнок – Мастер;
Орлёнок – Лидер;
Орлёнок – Спортсмен;
Орлёнок – Доброволец;
Орлёнок – Эколог.
Школьники 4Б класса приняли участия в акции РДШ «Экодежурный по стране», В настоящее время мы участвуем в проектах «Покормите птиц зимой» и «На старт, экоотряд». (Приложение №6)
Занятие волонтерской деятельностью позволило приобрести полезные навыки важные для жизни.
- развитие коммуникативных способностей;
- опыт ответственного взаимодействия;
- лидерские навыки;
- исполнительская дисциплина;
- защита и отстаивание прав и интересов;
- инициативность;
- возможность общения, начало дружеского взаимодействия с единомышленниками, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения;
- организация свободного времени.
Немаловажным мотивом участия в волонтерской деятельности является возможность организации собственного свободного времени.
III. Информационно- медийное направление.
У нашего класса есть своя страничка «Вконтакте», где освещаются все моменты деятельности РДШ. Оформлялся стенд школьной газеты «Орлята России».
( Приложение №7) Ведётся видеозапись мероприятий. Каждую неделю на классном часе один из учеников класса, освещает какую либо проблему или проводит мастер класс. (Приложение №8)
В настоящее время наш класс участвует в проекте РДШ «Большая прогулка». Результатом проектной работы является создание видео экскурсии по достопримечательностям родного края. Ребята с родителями активно путешествуют, посещают интересные места нашего края. Им дано задание снять небольшой ролик об их путешествии, который потом станет участником нашего проекта.
Недавно мы приняли участие в акции видеороликов «Измерь свои объятия»
IV. Личностное развитие
Последним, но очень важным из направлений деятельности РДШ является личностное развитие. Для себя я поставила следующие задачи при работе с данным направлением:
Стимулирование творческой активности школьников.
Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание.
В этом году «Личностное развитие» представлено под направлениями «Творчество», «Наука» и «Спорт».
В этом направлении деятельности РДШ особое место занимает работа с одаренными детьми, в таком случае нужен индивидуальный подход и именно в рамках РДШ он возможен в полной мере. Наши дети нуждаются в поддержке и внимательному к себе отношению. Не оставлены без внимания и более слабые ребята которые тоже имеют возможность проявить себя. 60% ребят нашего класса посещают спортивные секции и занимаются в спортивной школе.
Ребята принимают участие в научно- практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях. Приятно, что это участие приносит нам призовые места. В научно-практической конференции в городе Снежинске, обучающийся нашего класса Яковлев Захар занял почётное 3 место и получил приз личных симпатий жюри, став самым юным исследователем конференции. Коврова Бадьяна и Яковлев Захар стали победителями 3 степени в международном конкурсе исследовательских работ «Старт в науке". Ребята нашего класса проявили себя в следующих мероприятиях «Эковзгляд», «Дети за мир без войны», « Наше спортивное лето», «Герои отечества наши земляки», «Через книгу к добру и свету», всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», всероссийском конкурсе творческих работ учащихся «Я и Россия: мечты о будущем» и другие. ( Приложение №10)
В настоящее время ребята задействованы во всероссийском проекте «Творческая мастерская РДШ», где каждый ребёнок может попробовать себя в роле мастера-учителя. Каждую неделю один из учеников нашего класса проводит мастер-класс по изготовлению поделки.
5 Заключение
Участие ребят в различных мероприятиях было добровольным, основанном на личном желании детей. Формы и методы работы, подобранные мной, способствовали наибольшему привлечению к участию в любом мероприятии. К концу 4 класса у детей наблюдаются позитивные изменения: устойчивый мотив к воспитательному процессу, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и применять всё на практике (конкурсы, флэш-мобы, игровые программы, кругосветки); - проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность в проведении практических занятий. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности.
Благодаря проделанной работе, дети стали получать эмоциональный подъём, проявлять позитивные качества характера: находчивость, взаимопомощь, умение сопереживать, умение работать в коллективе.
Подводя итог, можно сказать, что реализация основных направлений РДШ позволяет использовать все многообразие методов воспитания. Опираясь на интересы, способности и возможности ребенка, вовлекая в проектную деятельность, организуя групповую и коллективную деятельность участников педагогического процесса, используя каналы продвижения, доступные и интересные современным подросткам, РДШ способствует формироваю у ребенка основных ценностных установок и ориентиров, стремления соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Участие в мероприятиях Российского движения школьников предоставляет каждому ребёнку условия для творческой самореализации, личностного самоопределения, развития индивидуальности, а также развития навыков работы в команде, формирования гражданина обновлённого социума.6 Кроме высокого воспитательного эффекта, данное молодежное движение дает ребятам возможность жить интересной жизнью, возможность проявить себя, показать свои способности и таланты не только на уровне школы и города, но и на уровне региона или РФ.
6 Список литературы
1. Методическое пособие «РДШ в школе» - М, 2018 г.
2. Алексеев А.Ю. Методические рекомендации по военно-патриотическому
направлению деятельности Российского движения школьников. – М, 2016 г.
3. Арсеньева Т.Н. Методические рекомендации по направлению деятельности
«Гражданская активность» – М, 2016.
4. Лопатина И.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г. Методические рекомендации по направлению «Личностное развитие. Творческое развитие». – М, 2016 г.
7 Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение 4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятных условий для развития способностей личности ребёнка
данный материал может быть использован для подготовки выступления по данной теме...
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....
Воспитательная система класса – создание благоприятных условий для развития нравственной культуры личности ребенка.
Создание воспитательной системы класса, способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлено на воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотруд...
Статья "Обеспечение психологического комфорта и создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников на уроке"
Обобщение опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий...
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей младших школьников
Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, т...
Создание благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. Рекомендации родителям по выполнению заданий с детьми
Доклад на общешкольное родительское собрание....