Тема: «Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях»
учебно-методический материал
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
В.П. Кащенко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях» | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на МО классных руководителей
Тема: «Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях».
Измайлова М.Н., учитель начальных классов
ГБОУ школа - интернат с. Малый Толкай
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
В.П. Кащенко
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Выделим два важных момента в этом определении:
1. создание условий для развития обучающихся;
2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.
Эти два момента особенно актуальны при воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно построить воспитательный процесс школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:
1. разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;
2. коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда же речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:
· Мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы.
· Учитывать особенности характера и недостатки ребенка.
· Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности.
· Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Целью воспитательной системы в нашем учреждении является: «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся через личностно-ориентированную, здоровье сберегающую и практическую направленность учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и совершенствование многопрофильной трудовой подготовки»
Задачи:
· Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии;
· Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду;
· Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;
· Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной;
· Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.
Особенности воспитательного процесса.
· Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие учителей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу;
· Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость;
· Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие учителей и воспитанников;
· Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности;
· Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью учителей;
· Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от учителя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к учителю) связей.
Воспитатель, классный руководитель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников. Воспитательный процесс в СКО школе – интернате организуется так, что в ходе него исправляются, нейтрализуются, устраняются негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.
Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания. Это: обучающиеся воспитанники, воспитатели, классные руководители, учителя - предметники, учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор.
Ребенок будет развиваться эффективно, как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и ведущие виды деятельности.
Начальные классы
основные мотивы:
· потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
· настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания;
· потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
ведущие виды деятельности:
· игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;
· учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Ожидаемые результаты развития воспитательной системы школы:
Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы.
Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым
Познавательный потенциал: сформированость мотивации на продолжение образования
Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат
Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения
Особенности содержания и направления организации воспитательной работы в урочное и внеурочное время
Концептуальная модель воспитательной системы включает в себя такие разделы как:
1. Учебно-методическая работа
2. Коррекционная работа, психологическая служба
3. Воспитательная работа
4. Работа с родителями
Учебно-методическая работа
Учебно-методическая работа включает в себя:
· Педагогические советы
· Школьные методические объединения
· Специальные семинары
· Заседания методических объединений
Воспитание в процессе обучения
Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи
1. дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду,
2. воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду,
3. скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе.
Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
В нашу школу поступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся воспитанники неоднородны по своей клинической характеристике, по причинам, которые нарушили их нормальное развитие и сделали невозможным обучение их в массовой школе, а также по времени, когда их развитие было нарушено. Интеллектуальное нарушение– диагноз, с которым дети попадают , но не смотря на это этим детям необходимо дать образование, надо научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нём своё место после окончания школы - интерната.
Направления воспитательной работы
- Дополнительное образование.
В нашей школе – интернате осуществляется дополнительное образование: функционируют кружки и секции.
- Самоуправление в СКО школе - интернате
В СКО школе – интернате созданы органы самоуправления: штабы, активы классов.
Классными руководителями и воспитателями написаны программы воспитательной деятельности по различным направлениям (трудовому, духовно-нравственному, эстетическому, санитарно-гигиеническому, гражданско-правовому и т.д.).
- Важная часть воспитательной системы школы – интерната: формирование и укрепление школьных традиций.
Традиционными воспитательными мероприятиями в нашем учебном заведении являются:- День Знаний, - День учителя, - День матери, - Новый год, - День защитников Отечества, 8 марта, - День Победы, - Последний звонок, - Выпускной вечер, - Праздник урожая.
- Дни здоровья - Предметные недели:
Модель выпускника ГБОУ школы – интерната VIII вида.
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени основного общего образования должны:
· Освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть обще учебными умениями и навыками);
· Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи;
· Иметь психологические качества:- эмоциональность;- усидчивость;- внимательность;- умение чувствовать окружающий мир;- умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки;- обладать чувством самоконтроля.
· Иметь личностные качества:- учебно-познавательные интересы;- мотивацию достижения успеха;- уверенность в себе;- доброжелательность;- коммуникативность;- самостоятельность;- дисциплинированность;- адаптивность;- трудолюбие;- соблюдать здоровый образ жизни;- уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре;- иметь навыки самообслуживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "...
Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...
Сертификат, удостоверяющий авторскую публикацию на тему "Интеграция образования в учебно - воспитательном процессе - одно из ведущих направлений ФГОС НОО.
Сертификат получен за публикацию в сетевом издании "Образование: эффективность, качество, инновации"...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Теоретические подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...
Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"
Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"...
Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения
Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию образования, можно отметить, что в станда...
Доклад на педагогическом совете на тему «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...