«Создание условий для развития потенциальной одаренности учащихся как основы становления и развития конкурентоспособной личности»
статья на тему
Тезисы к выступлению на августовской конференции учителей с презентацией
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.М. Полковниченко,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 23 г. Таганрога
«Создание условий для развития потенциальной одаренности учащихся как основы становления и развития конкурентоспособной личности»
Тезисы к выступлению
Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, проблема развития творческой одаренности, способности к творчеству и поддержание творческой активности становится актуальной.
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В связи с этим возникла необходимость искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Начальное обучение – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, ибо в этом возрасте формируются базовые основания личности. Этот возраст наиболее сензитивен (чувство, ощущение) для целенаправленного формирования личности, полученных знаний, умений и навыков. Поэтому знания детей рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению высокого уровня знаний.
Для успешной реализации задачи развития потенциальной одаренности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагается внесение следующих изменений в учебный процесс:
-вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно- деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
-системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
-промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.
Задачи современного учителя: обеспечение компетентностного подхода в организации образовательного процесса, интеллектуальное развитие, формирование умений самостоятельно приобретать знания, развитие учебно-исследовательских умений и навыков. Выполнение творческой исследовательской работы формирует у исследователя умение самостоятельно думать, мыслить неформально, развивает творческий интерес. Педагог в роли научного руководителя - это и путь его профессионального самосовершенствования. Учащийся, включающийся в исследовательскую деятельность, работает в сфере единомышленников, следовательно, получает образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения. Самым важным педагогическим результатом является формирование личностных качеств юного исследователя, мотивации, рефлексии и самооценки. Новообразование в личности ученика и его мышлении характеризуют рефлексивно-созидательный уровень его развития.
Определены следующие формы организации учебных исследований во внеурочной деятельности: научное общество, олимпиады, проектная деятельность, творческие конкурсы, научно-практические конференции, кружковая работа. Формы исследований в учебной деятельности: учебные конференции, рефераты, доклады, практикумы, разработка и защита проектов, изготовление и изобретение самодельных приборов.
Разрабатывая основные направления деятельности, исходим из тех потребностей, которые предъявляются сегодня как социальный заказ. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
Содержание деятельности по направлениям:
1. Развитие ресурсного обеспечения;
2. Организация работы в образовательном процессе:
- развитие научно - исследовательских навыков в учебной и внеучебной деятельности;
- участие в конкурсных мероприятиях;
3. Использование педагогических технологий, способствующих развитию творческих способностей:
- продуктивного чтения;
- проблемного диалога;
- учебного сотрудничества;
- метод проектов;
- информационные технологии;
4. Психолого-педагогическая поддержка способных учащихся:
- психодиагностика,
- психологическое консультирование,
- психологическое развитие.
Условия успешного развития творческих способностей:
• раннее начало;
• создание обстановки, опережающей развитие детей;
• максимальное напряжение сил;
• предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;
• помощь со стороны взрослых.
• комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
Основные принципы творческого воспитания:
-индивидуальный подход;
-личный пример («делай, как я!»);
-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям);
-не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
• Научности
• Систематичности
• Последовательности
• Доступности
• Наглядности
• Активности
• Прочности
• Индивидуального подхода
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
• ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
• реализация кружковых занятий по специально разработанной программе,
• вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;
• дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;
• экскурсии, наблюдения;
• творческие мастерские.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная задача образования – воспитание творчески мыслящего школьника
Направления национальной образовательной инициативы Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Система поддержки талантливых детей
Методы выявления талантливых детей н аблюдение; и зучение психологических особенностей речи, памяти, логического мышления; а нкетирование; т естирование; р азноуровневые задания.
Критерии творческой активности учащихся Психологические задатки. Способность к концентрации внимания. Интеллект. Память, воображение. Личностный статус. Мотивация достижений. Привычки. Притязания. Талант. Устремлённость. Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).
Н ачальное обучение - фундамент дальнейшего образования
Секреты успеха в овлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность; с истемное использование методов творчества; п ромежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей.
Современный учитель, каков он? 1 . Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Формы организации научных исследований во внеурочной деятельности
Формы организации научных исследований в учебной деятельности
Условия успешного развития творческих способностей раннее начало; создание обстановки, опережающей развитие детей; максимальное напряжение сил; предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы; помощь со стороны взрослых; комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
Возможность для развития познавательных потребностей ребёнка возможно осуществлять в рамках индивидуальной работы и дополнительного образования , которое строится на основе таких принципов : создание условий для духовного и личностного роста учащихся; всемерное поощрение всех форм исследовательской активности учащихся; применение междисциплинарного подхода к изучению содержания; интеграция тем и проблем при изучении содержания; высокий уровень насыщенности содержания обучения; открытый характер проблем и вопросов для изучения; активные, проблемно-диалогические методы обучения; направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка; совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися; высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.
оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...
Воспитание – это создание условий для развития личности.
Образование – это то, что остается после того, как забывается всё выученное в школе....
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....
Создание условий для развития личности ребёнка в образовательном учреждении.
Создание условий для развития личности ребёнка в образовательном учреждении.Выступление на форуме. ...
Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся. Система поощрений.
Одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи ...
Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования
Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограни...