Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования
рабочая программа (1, 2 класс)
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми -инвалидами и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts.programma_1-4kl.docx | 59.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кильмезская средняя общеобразовательная школа
Утверждена директором школы «___»августа 2021 года Директор школы _________О.Н.Берестова |
|
|
Коррекционно-развивающая программа
для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами
на ступени начального общего образования
«Знайка»
для 1-4 классов
на 2021 - 2022 учебный год
Количество часов: 33-34
Педагог-психолог: Борисова Ольга Афанасьевна
2021 г.
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа «Знайка» для обучающихся с ОВЗ и детьми -инвалидами 1- 4 классов является составной частью основной образовательной программы начального общего образования школы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и детьми инвалидами.
В школе имеются дети группы риска, это обучающееся ОВЗ и детьми-инвалидами. Психологические особенности детей с ОВЗ и детьми –инвалидами приводят к их неуспеваемости в школе.
К обучающимся с ОВЗ относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми –инвалидами и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.
В системе психологической помощи детям с отклонениями в развитии в первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду.
Занятия, специально направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этом возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной степени компенсировать задержку, имеющую неорганическую природу, которая зачастую бывает вызвана недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей, а также их низким общим психическим тонусом.
Только в условиях оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи данной категории обучающихся возможна эффективная и достаточно успешная коррекция развития организма и личности ребенка.
Данная программа для обучающихся ОВЗ и детьми –инвалидами на ступени начального общего образования сроком на 4 года, разработана на основе документов регламентирующих работу с детьми ОВЗ и детьми -инвалидами:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа «Знайка» рассчитана на 4 учебных года 135 учебных часов.
Режим занятий:
1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю.)
2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)
3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)
4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю)
Длительность занятий: 30 минут в 1 классе, во 2-4 классах 40 минут.
Структура программы
Программа состоит из трех основных блоков:
«Личность» - направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе;
«Деятельность» - Осознание себя в системе учебной деятельности;
«Общение» - Осознание себя в системе отношений с другими людьми.
Цель: Развитие общеинтеллектуальных способностей (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) младших школьников с ОВЗ и детьми –инвалидами.
Задачи
1.Обеспечение оптимальных условий для развития сознания и личности ребенка путем создания психологического комфорта и эмоционального благополучия.
2. Использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка для стимуляции его познавательной активности и мотивации.
3. Создание ситуации достижения успеха младших школьников во внеучебной и учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ и детьми -инвалидами
адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования
Обучающийся получит возможность научиться
В результате освоения программы выпускник 1 –го класса должен:
- Идентифицировать себя как школьника;
- Развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;
- Понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;
- Распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;
- Уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;
- Уметь объяснить свои шаги при принятии какого – либо решения;
- Уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;
- Осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит.
В результате освоения программы выпускник 2 –го класса должен:
- Уметь наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;
- Осознавать способы выполнения учебных действий;
- Развить навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии;
- Развить познавательные УУД (произвольное внимание, мышление, память);
- Регулировать свое поведение на высоком уровне;
- Развить творческое воображение;
- Научиться общаться в группах, развить навыки вербального и невербального общения.
В результате освоения программы выпускник 3 –го класса должен:
- Владеть навыками рефлексии, способности к самоанализу;
- Уметь отвечать за свои поступки;
- Владеть элементарными понятиями психологии общения;
- Уметь осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;
- Уметь понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
- Овладеть правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
- Развить навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;
- Уметь добиваться успеха без соперничества;
- Развить навыки самоуважения и уважения других людей;
- Владеть навыками эмпатии и сопереживания к другим людям;
- Обучиться элементарным умениям эмоциональнойсаморегуляции в общении.
В результате освоения программы выпускник 4 –го класса должен:
- Сформировать адекватную самооценку и сформированную положительную Я-концепцию;
- Иметь позитивное отношение к себе и своей личности;
- Демонстрировать хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами;
- Сформировать положительную мотивацию к обучению;
- Уметь осознавать требования учителя и соответствовать им;
- Уметь устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- Уметь принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- Уметь общения и достойного поведения с одноклассниками;
- Уметь работать в коллективной деятельности
Развить уверенность в себе и своих учебных возможностях
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.
Ценностно-смысловые компетенции:
- развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать ее достижение;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
- решать учебно-познавательные проблемы;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи.
Коммуникативные компетенции:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию.
Оценка эффективности реализации программы:
№ п\п | Критерии эффективности реализации программы | Методы и методики оценки эффективности | Показатели развития |
1 | Познавательный компонент | -тест «Сравни картинки. Найди различия» . -Методика выделения существенных признаков. | логические учебные действия |
2 | Личностный компонент | Проективные методики: Кактус» (авт. Панфилова М.А.) «Что мне нравится в школе?» «Лесенка» (авт. Щур В.Г.) Анкетирование «Что такое хорошо и что такое плохо» | -Понимание детьми своего эмоционального состояния. - Позиция школьника - Самооценка. - Нравственная этическая ориентация |
3 | Коммуникативный компонент | «Учитель и я» «Левая и правая сторона» (авт. Ж.Пиаже) «Рукавички» (авт. Цукерман ГА.) | Комфортность в аспекте «Учитель-ученик» и «ученик-ученик» Социально-коммуникативный статус ребёнка в коллективе Учёт позиции собеседника Согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
4 | Регулятивный компонент | Методика «Рисование по точкам» Методика «Да – нет» | Контроль Степень развития произвольного внимания |
Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды:
- Методы объяснительно-иллюстративного обучения: чтение, рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа над учебным материалом.
- Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум.
- Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций.
- Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог.
- Имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе.
- Традиционные обучающие приемы;
- Ритуалы знакомства, представления, прощания;
- Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- Техники релаксации;
- Психотехники самооценки и взаимооценки;
- Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
- Экспрессивные техники (приемы самовыражения);
- Развивающие — тренировочные упражнения
- Путешествие
- Игра
Основные формы занятий и особенность их проведения:
Групповые занятия, работа в парах, индивидуальная работа
Индивидуальные консультации
Формы контроля.
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
Текущий:
- прогностический, т.е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, т.е. контроль, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящий в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом.
Итоговый
- Тестирование
- Практические задания
- Творческие работы учащихся
- Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей.
Учебно - тематический план
Коррекционно-развивающей программы «Знайка»
1 класс
№ п/п | Наименование тем (разделов, модулей) | Всего часов | в том числе | Форма контроля | |
теория | практические занятия | ||||
1 | Познаем себя | 1 | 0,5 | 0,5 | Развивающие игры Проверочные упражнения |
2 | Как быть внимательным | ||||
2.1 | Что такое внимание? | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры |
2.2 | Развитие внимания | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры, упражнения |
2.3 | Развитие умения переключать, распределять внимания | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры, упражнения |
3 | Тайны мышления. | ||||
3.1 | Для чего нужно мышление? | 2 | 1 | 1 | Развивающие упражнения |
3.2 | Развитие наглядно – образного мышления | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры |
3.3 | Развитие операций обобщения и сравнения | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры, упражнения |
4 | Кладовая памяти. | ||||
4.1 | Какая она наша память? | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры |
4.2 | Развитие зрительной и слуховой памяти. | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры, упражнения |
4.3 | Развитие объема устойчивости памяти. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Страна воображения. | ||||
5.1 | Для чего нужно воображение? | 5 | 1 | 4 | |
6 | Мои чувства. | ||||
6.1 | Что такое психология? Психология изучает чувства и мысли людей | 4 | 1 | 3 | Развивающие игры, упражнения |
6.2 | Радость. Радость можно выразить мимикой | 1 | 0.5 | 0.5 | Развивающие игры, упражнения |
6.3 | Откуда берется гнев? Гнев как выражение чувств. Как справится с гневом | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры, упражнения |
7 | Мои достижения. | 1 | 0.5 | 0.5 | Развивающие игры Проверочные упражнения |
итого | 33 | 13.5 | 19,5 |
Содержание
Тема 1. Познаем себя! (1ч. 0,5/0,5)
Практическая работа. Разминка. «Полощем руки». «Обтирание».
Психогимнастика - «Брыкалочка» Составление предметов и образов из различных геометрических фигур по линейке с экранами (домик, грибок, парусник, машина). Работа по образцу и самостоятельная работа детей. Цветопись настроения.
Тема 2. Как быть внимательным? (7 ч, 3/4)
Что такое внимание? Рассказать что такое внимание, зачем оно нужно людям. Развитие внимания. Развитие умения переключать внимания.
Практическая работа: упражнение «Самый внимательный; «Зачеркни лишний предмет»; «Найди неподходящий предмет»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»; «Опиши предмет», «Дорисуй».
Тема 3. Тайны мышления! (6 ч, 3/3)
Для чего нужно мышление? Развитие наглядно – образного мышления. Развитие операций обобщений.
Практическая работа: упражнения: «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Тема.4 Кладовая памяти (6 ч, 3/3)
Какая она наша память? Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.
Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;
Тема 5 Страна воображения (5 ч. 1/4)
Для чего нужно воображение? Какие бывают образы воображения?
Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы», «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок»,
Тема 6 Мои эмоции (7ч, 2/4.5)
Что такое психология? Психология изучает чувства и мысли людей. Что такое радость? Откуда берется гнев?
Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»; «Обменяемся впечатлениями»; «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица».
Тема 7 Мои достижения! (1 ч 0.5/0.5)
Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось».
Учебно - тематический план
Коррекционно-развивающей программы «Знайка»
2 класс
№ п/п | Наименование тем (разделов, модулей) | Всего часов | в том числе | Форма контроля | |
теория | практические занятия | ||||
1 | Познаем себя | 1 | 0,5 | 0.5 | Развивающие игры, проверочные упражнения |
2 | Как быть внимательным? | ||||
2.1 | Развитие устойчивости и переключения внимания | 6 | 1 | 5 | Развивающие игры, упражнения |
3 | Тайны мышления. | ||||
3.1 | Развитие мышления. | 6 | 1 | 5 | Развивающие игры, упражнения |
3.2 | Развитие операций обобщений | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры, упражнения |
4 | Кладовая памяти. | ||||
4.1 | Развитие зрительной и слуховой памяти. | 4 | 1 | 3 | Развивающие игры, упражнения |
4.2 | Развитие объема устойчивости памяти. | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры, упражнения |
5 | Страна воображения. | ||||
5.1 | Развитие воображение. Для чего нужно воображение? | 5 | 1 | 4 | Развивающие игры, упражнения |
6 | Мои эмоции. | ||||
6.1 | Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства. | 4 | 1 | 3 | Развивающие игры, упражнения |
7 | Мои достижения. | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры Проверочные упражнения |
итого | 34 | 8,5 | 25,5 |
Содержание
Тема 1. Познаем себя! (1ч. 0,5/0,5)
Практическая работа: «Найди одинаковые»; «Отгадай слово»; Зашифруй цифру»; «Запомни точно».
Тема 2. Как быть внимательным? (6 ч, 1/5)
Развитие устойчивости, переключения внимания
Практическая работа: упражнения: «Выполни команду»; «Зачеркни лишний предмет»; «Зашифруй цифру»; «Определи игрушку»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»; «Опиши предмет»; «Дорисуй»; «Что изменилось?»; «Учись слушать выполнять команду»; «Зашифруй слова»; «Перепутанные линии».
Тема 3. Тайны мышления! (9 ч, 2/7)
Развитие мышления. Развитие операций обобщений.
Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Тема.4 Кладовая памяти (7 ч, 2/5)
Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.
Практическая работа: упражнения: «Послушай тишину»; «Запомни точно»; «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»,
Тема 5 Страна воображения (5 ч. 1/4)
Развитие воображения. Для чего нужно воображение?
Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы», «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок», «Удивительный квадрат»; «Хохотальная путаница»; «Проигрываем ситуации».
Тема 6 Мои эмоции (4ч, 1/3)
Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.
Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»; «Обменяемся впечатлениями»; «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица».
Тема 7 Мои достижения! (2 ч 1/1)
Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось».
Учебно - тематический план
Коррекционно-развивающей программы «Знайка»
3 класс
№ п/п | Наименование тем (разделов, модулей) | Всего часов | в том числе | Форма контроля | |
теория | практические занятия | ||||
1 | Познаем себя | 1 | 0,5 | 0,5 | Развивающие игры Проверочные упражнения |
2 | Как быть внимательным? | ||||
2.1 | Развитие внимания | 3 | 1 | 2 | Проверочное упражнение |
2.2 | Развитие умения переключать, распределять, переключать внимания | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры, упражнения |
3 | Тайны мышления. | ||||
3.1 | Развитие мышления. | 5 | 1 | 4 | Развивающие игры |
3.2 | Развитие операций обобщения и сравнения | 4 | 1 | 3 | Развивающие игры, упражнения |
4 | Кладовая памяти. | ||||
4.1 | Развитие зрительной и слуховой памяти. | 4 | 1 | 3 | Развивающие игры, упражнения |
4.2 | Развитие объема устойчивости памяти. | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры, упражнения |
5 | Страна воображения. | ||||
5.1 | Для чего нужно воображение? | 5 | 1 | 4 | Развивающие игры, упражнения |
6 | Мои эмоции. | ||||
6.1 | Развитие умения правильно выражать свои эмоции. | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры, упражнения |
6.2 | Формировать умения различать и принимать эмоции других людей. | 1 | 0.5 | 0.5 | Развивающие игры, упражнения |
7 | Мои достижения. | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры Проверочные упражнения |
итого | 34 | 10 | 24 |
Содержание
Тема 1. Познаем себя! (1ч. 0,5/0,5)
Практическая работа: «Найди одинаковые»; «Отгадай слово»; Зашифруй цифру»; «Запомни точно».
Тема 2. Как быть внимательным? (6 ч. 2/4)
Развитие устойчивости, переключения внимания
Практическая работа: упражнение «Выполни команду»; «Зачеркни лишний предмет»; «Зашифруй цифру»; «Определи игрушку»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»; «Опиши предмет», «Дорисуй».
Тема 3. Тайны мышления! (9 ч. 2/7)
Развитие мышления. Развитие операций обобщений.
Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Тема.4 Кладовая памяти (7 ч. 2/5)
Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.
Практическая работа: упражнения: «Послушай тишину»; «Запомни точно»; «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй»; «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка».
Тема 5 Страна воображения (5 ч. 1/4)
Развитие воображения. Для чего нужно воображение?
Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы», «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок», «Проигрываем ситуации»; «Если бы да кабы»; «Страшилки»; «Придумываем окончание сказки».
Тема 6 Мои эмоции (4ч, 1.5/2.5)
Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.
Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»; «Обменяемся впечатлениями»; «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица».
Тема 7 Мои достижения! (2 ч 1/1)
Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось».
Учебно - тематический план
Коррекционно-развивающей программы «Знайка»
4 класс
№ п/п | Наименование тем (разделов, модулей) | Всего часов | в том числе | Форма контроля | |
теория | практические занятия | ||||
1 | Познаем себя | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры Проверочные упражнения |
2 | Как быть внимательным? | ||||
2.1 | Развитие внимания | 4 | 1 | 3 | Проверочное упражнение |
2.2 | Развитие умения переключать, распределять внимания | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры, упражнения |
3 | Тайны мышления. | ||||
3.1 | Развитие мышления. | 4 | 1 | 3 | Развивающие игры |
3.2 | Развитие операций обобщения и сравнения | 4 | 1 | 3 | Развивающие упражнения |
4 | Кладовая памяти. | ||||
4.1 | Развитие зрительной и слуховой памяти. | 4 | 1 | 3 | Развивающие игры, упражнения |
4.2 | Развитие объема устойчивости памяти. | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры, упражнения |
5 | Страна воображения. | ||||
5.1 | Для чего нужно воображение? | 5 | 1 | 4 | Развивающие игры, упражнения |
6 | Мои эмоции. | ||||
6.1 | Развитие умения правильно выражать свои эмоции. | 3 | 1 | 2 | Развивающие игры, упражнения |
6.2 | Формировать умения различать и принимать эмоции других людей. | 1 | 0.5 | 0.5 | Развивающие игры, упражнения |
7 | Мои достижения. | 2 | 1 | 1 | Развивающие игры Проверочные упражнения |
итого | 34 | 7 | 27 |
Содержание
Тема 1. Познаем себя! (2ч. 1/1)
Практическая работа: «Найди одинаковые»; «Отгадай слово»; Зашифруй цифру»; «Запомни точно».
Тема 2. Как быть внимательным? (6 ч. 2/4)
Развитие устойчивости, переключения внимания
Практическая работа: упражнение «Выполни команду»; «Зачеркни лишний предмет»; «Зашифруй цифру»; «Определи игрушку»; «Дорисуй и раскрась предметы»; «Графический диктант»; «Опиши предмет», «Дорисуй».
Тема 3. Тайны мышления! (8 ч. 2/6)
Развитие мышления. Развитие операций обобщения.
Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».
Тема.4 Кладовая памяти (7 ч. 2/5)
Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие объема и устойчивости памяти.
Практическая работа: упражнения: «Послушай тишину»; «Запомни точно»; «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»,
Тема 5 Страна воображения (5 ч. 1/4)
Развитие воображения. Для чего нужно воображение?
Практическая работа: упражнения: «Придумайте предмет»; «Фотографы», «Закончи и рисунок»; «План выставки»; «Или – или»; «Составление загадок», «Линейка – чудодейка»; « Куда лето прячется»; «Проиграем ситуацию»;
Тема 6 Мои эмоции (4ч, 1,5/2,5)
Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.
Практическая работа: упражнения: «Здравствуй, я рад тебя видеть!»; «Обменяемся впечатлениями»; «Кто есть кто»; «Радостные воспоминания»; «Корзина чувств»; «Отгадайте чувство»; «Я ромашка»; «Что я чувствую?»; «Угадай выражение лица»; «Маленький гном»
Тема 7 Мои достижения! (2 ч 1/1)
Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару».
Список литературы
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
- Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003.
- Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.
- Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.
- Левченко, И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
- Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина [и др.]; М. : Просвещение, 1991. – 303 с.
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В.Самоукина. – М.:Новая школа, 1995. – 144 с.
- Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007
- Ульенкова, У.В.Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
- Шевченко, С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .- Смоленск, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.Практическая статья о УУД в начальной школе....
Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования
Формирование УУД при обучении грамоте и письму в первом классе.Презентация....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования
Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...