Экологическое воспитание младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности. Календарно-тематическое планирование на 4 года
календарно-тематическое планирование

Асель Сериковна Пшаева

Календарно-тематическое планирование на 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_tematicheskoe_planirovanie.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.

Календарно-тематический план программы на 4 года.

1 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Введение в экологию.

(2ч)

Моделировать ситуацию общения (кто, кому и что говорит, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Говорить связно и ясно; слушать собеседника.

Вступать в диалог в процессе сотрудничества и работы в паре.

1.1.

Введение в экологию.

Игра «Живое – неживое».

1

1.2.

Введение в экологию.

Экскурсия в Сайлюгемский Парк.  

1

2.

Молчаливые соседи.

(3ч)

Называть предметы ухода за кошкой (собакой) и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей кошке (собаке) и уходе за ней.

Написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.

Проектное задание: составить фоторассказ оформить его .

2.1.

Молчаливые соседи.

Круглый  стол «Кошка и собака – друзья человека».

1

2.2.

Молчаливые соседи.

Просмотр фильма «Забавные истории о домашних животных».

1

2.3.

Молчаливые соседи.

Фотовыставка «Мой любимый питомец».

1

3.

Пернатые друзья.

(2ч)

Узнавать и называть птиц на рисунках, осуществлять самопроверку.  

Приводить примеры птиц разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Рассказывать о птицах по своим наблюдениям

3.1.

Пернатые друзья.

Экскурсия в парк школы им. В.В. Чаптынова «Птицы нашего двора».

1

3.2.

Пернатые друзья.

Игра «Где живет птичка».

1

4.

О чем шепчут деревья.

(2ч)

Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку.

Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение.

4.1.

О чем шепчут деревья.  Конкурс рисунков «Сезонные изменения деревьев в природе».

1

4.2.

О чем шепчут деревья.

Игра «Узнай листок».

1

5.

Загадки животного мира.

(3ч)

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.  

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

5.1.

Загадки животного мира.

 Просмотр фильма «Животный мир родного края».

1

5.2.

Загадки животного мира.

Чтение рассказов о животных.

1

5.3.

Загадки животного мира.

Экскурсия в музей села Жана-Аул.

1

6.

Секреты неживой природы.

(2ч)

Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

6.1.

Секреты неживой природы.

Круглый стол «Интересное в неживой природе».

1

6.2.

Секреты неживой природы.

 Викторина «Путешествие тучки».

1

7.

Оранжерея на окне.

(4ч)

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. 

Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. 

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы)

7.1.

Оранжерея на окне. Круглый стол

«Знакомство с комнатными растениями класса».

1

7.2.

Оранжерея на окне. Уход за оранжереей школы

1

7.3.

Оранжерея на окне. Светолюбивые комнатные растения.

Конкурс рисунков «Мой любимой цветок».

1

7.4.

Оранжерея на окне. Практическая работа

«Уход за комнатными растениями».

1

8.

Человек – часть живой природы.

(4ч)

Объяснять, что такое Красная книга.

Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным.

Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации.

Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия.

Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии

8.1.

Человек – часть живой природы.

Круглый стол «Организм и окружающая среда».

1

8.2.

Человек – часть живой природы. Викторина «Люди разные нужны…».

1

8.3.

Человек – часть живой природы. Фотовыставка.

Знакомство с трудовой деятельностью людей.

1

8.4.

Человек – часть живой природы. Практическая работа

«Выращивание лука в комнатных условиях».

1

9.

Охрана природы.

(3ч)

9.1.

Охрана природы. Знакомство с понятием «Красная книга». Просмотр фильма.

1

9.2.

Охрана природы.

Подготовка проектных работ «Животные Красной книги Республики Алтай».

1

9.3.

Охрана природы. Викторина «Мы знатоки природы»

1

10.

Досуговые мероприятия.

(4ч)

Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения.

Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях.

10.1.

Досуговые мероприятия. Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?».

1

10.2.

Досуговые мероприятия.

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

1

10.3.

Досуговые мероприятия.

Игра «Азбука экологии».

1

10.4.

Досуговые мероприятия.

Игра «Приключения в лесу».

1

Итого:

29


                         

Календарно-тематический план программы

2 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

Общение с природой.

7ч.

Высказывать предположения о том, что такое экология.

Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. 

Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке.

Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года).

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

1.1.

Наблюдение за жизнью природы.

1

1.2.

Календарь природы.

 Практикум.

1

1.3.

Создание книжки-малышки.

Народные приметы.

1

1.4.

Беседа «Прогулки в Природоград».

1

1.5.

Практикум. Правила поведения в природе.

Экскурсия в природу.

1

1.6.

Праздник «Дары осени».

1

1.7.

Экологическая игра «Загадки природы».

1

2.

Солнце, воздух, вода…и растения.

6ч.

Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

2.1.

Установление природных закономерностей , взаимосвязей. Круглый стол.

1

2.2.

Солнце – источник тепла и света. Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

1

2.3.

Воздух и здоровье человека. Подвижные игры на воздухе.

1

2.4.

Вода и здоровье человека. Чтение книги Чуковского «Мойдодыр».

1

2.5.

Личная гигиена. «Как правильно чистить зубы». Кроссворд «Вода».

1

2.6.

Исчезающие растения. Создание буклета. Ролевая игра «Я в гостях у природы».

1

3.

Птицы нашего края.

6ч.

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах.

 Выяснять по рисунку, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим.

 Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам Гперелётные и зимующий 

Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.

Отгадывать народные загадки о птицах.

3.1.

Круглый стол «Птицы нашего края».

1

3.2.

Экскурсия в парк школы им. В.В. Чаптынова.

1

3.3.

Птицы – наши друзья. Игра «Кто я?»

1

3.4.

3.5.

Конструирование кормушки для птиц. Практикум.  Кормим пернатых.

2

3.6.

Тематическая линейка «День птиц».

1

4.

Богатство родной природы

в творчестве народа.

5ч.

Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года).

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

4.1.

Экология и фольклор.

 Загадки, заклички, песни. Составление книжки-малышки.

1

4.2.

Проводы зимы. Масленица.

Масленичные гуляния.

1

4.3.

Ярмарка народного мастерства.

Экскурсия в музей села Кокоря.

1

4.4.

Экскурсия «Встречаем красавицу весну».

1

4.5.

Устный журнал «Здравствуй, весна!».

1

5.

Что мы знаем о своем селе

3ч.

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

5.1.

Мой любимое село.  

Обзорная экскурсия по селу.

1

5.2.

Моя улица и дом. Игра «Чей дом?».

1

5.3.

Круглый стол «Экологическая ситуация в селе».

1

6.

Откуда берется и куда

девается мусор?

3ч.

Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе

6.1.

Круглый стол «Откуда берется и куда девается мусор?»

1

6.2.

Мини-сочинение  «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

1

6.3.

Бытовые отходы. Конкурс поделок.

1

7.

Досуговые мероприятия.

4ч.

Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения.

Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях.

7.1.

Мы – юные экологи.  Экскурсия в парк.

1

7.2.

Диалоги с природой. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

1

7.3.

Обращение юных экологов к ровесникам. Памятки «Береги природу».

1

7.4.

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!».

1

Итого:

34


Календарно-тематический план программы

3 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1.

 Почему мы часто слышим слово «экология».

Круглый стол.

1ч.

Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

2.

Вода – источник жизни.

8ч.

Анализирует последствия деятельности человека в природе с древности

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

2.1.

Вода – источник жизни.

Практикум  «Вода, её признаки и свойства».

1

2.2.

Вода – источник жизни.

Классный час.

1

2.3.

Стихи и  рассказы о воде. Мини-сочинение.

1

2.4

Проект «Сбережем капельку!».  

1

2.5.

Вода – источник жизни.

Викторина  «Путешествие капельки».

1

2.6.

Обитатели водоемов.

Мини-сочинение «Почему рыба не любит сушу?».

1

2.7.

Вода – источник жизни.

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду».

1

2.8.

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».

1

3.

Воздух и его охрана.

5ч.

3.1.

Круглый стол «Воздух – условие жизни».

1

3.2.

Загрязнение атмосферы.

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».

1

3.3.

Проект  «Как сохранить воздух чистым».

1

3.4.

Пыль – враг комнатных растений. Мини-сочинение от имени растения.

1

3.5.

Уход за комнатными растениями.  

Практикум  «Умоем наши растения».

1

4.

Удивительный мир растений.

7ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения

Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ

4.1.

Растение – живой организм.

Игра «Кто внимательный?».

1

4.2.

Растения рядом.

Кроссворд «Растения моего края».

1

4.3.

Растения – лекари природы.

Экологическая игра «Лесная аптека».

1

4.4.

Разнообразие царства растений.

Экологические памятки «Правила поведения на природе».

1

4.5.

Размножение растений. Составление рассказа «Любимое растение в моем доме».

1

4.6.

Просмотр фильма «Такие удивительные растения!».

1

4.7.

Экологический журнал «Жалобная книга природы».

1

5.

Загадочный мир животных.

9ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания

Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе

5.1.

Круглый стол «В мире животных».

1

5.2.

Вымирающие организмы.

Проект «Знакомые незнакомцы».

1

5.3.

Просмотр фильма «Динозавры – вымерший вид животных».

1

5.4.

Экскурсия в музей природы.

1

5.5.

Круглый стол «Что будет, если исчезнут насекомые?»

1

5.6.

Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края».

1

5.7.

Круглый стол «Почему нужно защищать природу?»

1

5.8.

Красная книга – способ защиты редких видов животных. Проект «Я и Красная книга».

1

5.9.

Экологический журнал «Жалобная книга природы»

1

6.

Уголок хорошего настроения.

4ч.

Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения.

Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях.

6.1.

Весенние изменения в природе.

Наблюдение и зарисовка набухающих почек.

1

6.2.

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Озеленение пришкольного участка.

1

6.3.

Праздник «Тайник Вселенной».

1

6.4.

Летнее экологическое задание.

1

Итого:

34ч.


Календарно-тематический план программы

4 класс

№ п/п

Темы

Количество часов

Виды деятельности

1.

Мир  глазами эколога.

3ч.

Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения Запоминает опасные ситуации Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

1.1.

Мы – жители планеты земля.

Экологическая игра  «Не проходите мимо!».

1

1.2.

Правила  экологической этики. Экологические памятки.

1

1.3.

Что такое экологическая катастрофа.

Акция «Мы против мусора».

1

2.

Мы любим свой город.

4ч.

2.1.

Моя малая Родина.

Конкурс рисунков.

1

2.2.

Мы за экологические поступки. Экскурсия в парк школы им. В.В. Чаптынова.

1

2.3.

Экологические памятки для детей и взрослых.

1

2.4.

Проект «Чистый микрорайон».

1

3.

Птицам наша забота.

5ч.

3.1.

Кто улетит, а кто останется.

Природоохранная акция «Пернатые друзья».

1

3.2.

Практикум «Хлебные крошки».

1

3.3.

Экскурсия в Сайлюгемский Парк.

1

3.4.

«Берегите птиц!». Мини-сочинение от имени птицы.

1

3.5.

Экологические связи живой и неживой природы.

Игра «Чей клюв?».

1

3.10.

Викторина «День птиц».

1

4.

Охрана растений Республики Алтай.

4ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ.

4.1.

«Красная книга растений Республики Алтай».

 Написание письма от имени растения.

1

4.2.

«Красная книга растений Республики Алтай».

Экологические памятки и знаки для детей и взрослых.

1

4.3.

Устный журнал «Зеленая книга».

1

4.4

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!».

1

5.

Животные, которым грозит  

исчезновение.

5ч.

Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания

Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных

Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе

5.1.

Разнообразие животных Кош-Агачского района.

Рисунок «Удивительные животные».

1

5.2.

Экскурсия в зоопарк.

1

5.3.

«Красная книга» животных Республики Алтай. Изготовление листовок.

1

5.4.

Проект «Я и Красная книга».

1

5.5.

Брейн – ринг «В мире животных».

1

6.

Заповедники и заказники

родного края.

5ч.

6.1.

 «Заповедные зоны родного края».  Просмотр фильма.

1

6.2.

Экскурсия в «Марс».

1

6.3.

Игра – путешествие «Заповедники Республики Алтай».

1

6.4.

Проект «Жалобная книга природы».

1

6.5.

Круглый стол «Будем понимать и любить природу!».

1

7.

Чем занимаются люди

 Кош-Агачского района.

3ч.

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

7.1.

Коренные жители Кош-Агачского района.

Экскурсия в  музей села Кокоря.

1

7.2.

Рассказы, сказы,  стихи  о селе Кош-Агач.

1

7.3.

Проект «Вклад моей семьи в дела родного села».

1

8.

Передаём свои знания

5ч.

8.1.

КВН «Эта хрупкая планета».

1

8.2.

Практическое занятие. Посев семян в почву.

1

8.3.

Экскурсия  в районную библиотеку.

1

8.4.

Проект «Экологическая лаборатория».

1

8.5.

Круглый стол

«Начни с себя!».

1

Итого:

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....