Экологическое воспитание младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности. Календарно-тематическое планирование на 4 года
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование на 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie.docx | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Календарно-тематический план программы на 4 года.
1 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Введение в экологию. | (2ч) | Моделировать ситуацию общения (кто, кому и что говорит, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Говорить связно и ясно; слушать собеседника. Вступать в диалог в процессе сотрудничества и работы в паре. |
1.1. | Введение в экологию. Игра «Живое – неживое». | 1 | |
1.2. | Введение в экологию. Экскурсия в Сайлюгемский Парк. | 1 | |
2. | Молчаливые соседи. | (3ч) | Называть предметы ухода за кошкой (собакой) и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке (собаке) и уходе за ней. Написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её. Проектное задание: составить фоторассказ оформить его . |
2.1. | Молчаливые соседи. Круглый стол «Кошка и собака – друзья человека». | 1 | |
2.2. | Молчаливые соседи. Просмотр фильма «Забавные истории о домашних животных». | 1 | |
2.3. | Молчаливые соседи. Фотовыставка «Мой любимый питомец». | 1 | |
3. | Пернатые друзья. | (2ч) | Узнавать и называть птиц на рисунках, осуществлять самопроверку. Приводить примеры птиц разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Рассказывать о птицах по своим наблюдениям |
3.1. | Пернатые друзья. Экскурсия в парк школы им. В.В. Чаптынова «Птицы нашего двора». | 1 | |
3.2. | Пернатые друзья. Игра «Где живет птичка». | 1 | |
4. | О чем шепчут деревья. | (2ч) | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. |
4.1. | О чем шепчут деревья. Конкурс рисунков «Сезонные изменения деревьев в природе». | 1 | |
4.2. | О чем шепчут деревья. Игра «Узнай листок». | 1 | |
5. | Загадки животного мира. | (3ч) | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям |
5.1. | Загадки животного мира. Просмотр фильма «Животный мир родного края». | 1 | |
5.2. | Загадки животного мира. Чтение рассказов о животных. | 1 | |
5.3. | Загадки животного мира. Экскурсия в музей села Жана-Аул. | 1 | |
6. | Секреты неживой природы. | (2ч) | Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке |
6.1. | Секреты неживой природы. Круглый стол «Интересное в неживой природе». | 1 | |
6.2. | Секреты неживой природы. Викторина «Путешествие тучки». | 1 | |
7. | Оранжерея на окне. | (4ч) | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы) |
7.1. | Оранжерея на окне. Круглый стол «Знакомство с комнатными растениями класса». | 1 | |
7.2. | Оранжерея на окне. Уход за оранжереей школы | 1 | |
7.3. | Оранжерея на окне. Светолюбивые комнатные растения. Конкурс рисунков «Мой любимой цветок». | 1 | |
7.4. | Оранжерея на окне. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». | 1 | |
8. | Человек – часть живой природы. | (4ч) | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии |
8.1. | Человек – часть живой природы. Круглый стол «Организм и окружающая среда». | 1 | |
8.2. | Человек – часть живой природы. Викторина «Люди разные нужны…». | 1 | |
8.3. | Человек – часть живой природы. Фотовыставка. Знакомство с трудовой деятельностью людей. | 1 | |
8.4. | Человек – часть живой природы. Практическая работа «Выращивание лука в комнатных условиях». | 1 | |
9. | Охрана природы. | (3ч) | |
9.1. | Охрана природы. Знакомство с понятием «Красная книга». Просмотр фильма. | 1 | |
9.2. | Охрана природы. Подготовка проектных работ «Животные Красной книги Республики Алтай». | 1 | |
9.3. | Охрана природы. Викторина «Мы знатоки природы» | 1 | |
10. | Досуговые мероприятия. | (4ч) | Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. |
10.1. | Досуговые мероприятия. Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?». | 1 | |
10.2. | Досуговые мероприятия. Устный журнал «Наш дом – планета Земля». | 1 | |
10.3. | Досуговые мероприятия. Игра «Азбука экологии». | 1 | |
10.4. | Досуговые мероприятия. Игра «Приключения в лесу». | 1 | |
Итого: | 29 |
Календарно-тематический план программы
2 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Общение с природой. | 7ч. | Высказывать предположения о том, что такое экология. Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
1.1. | Наблюдение за жизнью природы. | 1 | |
1.2. | Календарь природы. Практикум. | 1 | |
1.3. | Создание книжки-малышки. Народные приметы. | 1 | |
1.4. | Беседа «Прогулки в Природоград». | 1 | |
1.5. | Практикум. Правила поведения в природе. Экскурсия в природу. | 1 | |
1.6. | Праздник «Дары осени». | 1 | |
1.7. | Экологическая игра «Загадки природы». | 1 | |
2. | Солнце, воздух, вода…и растения. | 6ч. | Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
2.1. | Установление природных закономерностей , взаимосвязей. Круглый стол. | 1 | |
2.2. | Солнце – источник тепла и света. Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». | 1 | |
2.3. | Воздух и здоровье человека. Подвижные игры на воздухе. | 1 | |
2.4. | Вода и здоровье человека. Чтение книги Чуковского «Мойдодыр». | 1 | |
2.5. | Личная гигиена. «Как правильно чистить зубы». Кроссворд «Вода». | 1 | |
2.6. | Исчезающие растения. Создание буклета. Ролевая игра «Я в гостях у природы». | 1 | |
3. | Птицы нашего края. | 6ч. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам Гперелётные и зимующий Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Отгадывать народные загадки о птицах. |
3.1. | Круглый стол «Птицы нашего края». | 1 | |
3.2. | Экскурсия в парк школы им. В.В. Чаптынова. | 1 | |
3.3. | Птицы – наши друзья. Игра «Кто я?» | 1 | |
3.4. 3.5. | Конструирование кормушки для птиц. Практикум. Кормим пернатых. | 2 | |
3.6. | Тематическая линейка «День птиц». | 1 | |
4. | Богатство родной природы в творчестве народа. | 5ч. | Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
4.1. | Экология и фольклор. Загадки, заклички, песни. Составление книжки-малышки. | 1 | |
4.2. | Проводы зимы. Масленица. Масленичные гуляния. | 1 | |
4.3. | Ярмарка народного мастерства. Экскурсия в музей села Кокоря. | 1 | |
4.4. | Экскурсия «Встречаем красавицу весну». | 1 | |
4.5. | Устный журнал «Здравствуй, весна!». | 1 | |
5. | Что мы знаем о своем селе | 3ч. | Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
5.1. | Мой любимое село. Обзорная экскурсия по селу. | 1 | |
5.2. | Моя улица и дом. Игра «Чей дом?». | 1 | |
5.3. | Круглый стол «Экологическая ситуация в селе». | 1 | |
6. | Откуда берется и куда девается мусор? | 3ч. | Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе |
6.1. | Круглый стол «Откуда берется и куда девается мусор?» | 1 | |
6.2. | Мини-сочинение «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» | 1 | |
6.3. | Бытовые отходы. Конкурс поделок. | 1 | |
7. | Досуговые мероприятия. | 4ч. | Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. |
7.1. | Мы – юные экологи. Экскурсия в парк. | 1 | |
7.2. | Диалоги с природой. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы». | 1 | |
7.3. | Обращение юных экологов к ровесникам. Памятки «Береги природу». | 1 | |
7.4. | Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!». | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план программы
3 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Почему мы часто слышим слово «экология». Круглый стол. | 1ч. | Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
2. | Вода – источник жизни. | 8ч. | Анализирует последствия деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
2.1. | Вода – источник жизни. Практикум «Вода, её признаки и свойства». | 1 | |
2.2. | Вода – источник жизни. Классный час. | 1 | |
2.3. | Стихи и рассказы о воде. Мини-сочинение. | 1 | |
2.4 | Проект «Сбережем капельку!». | 1 | |
2.5. | Вода – источник жизни. Викторина «Путешествие капельки». | 1 | |
2.6. | Обитатели водоемов. Мини-сочинение «Почему рыба не любит сушу?». | 1 | |
2.7. | Вода – источник жизни. Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду». | 1 | |
2.8. | Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». | 1 | |
3. | Воздух и его охрана. | 5ч. | |
3.1. | Круглый стол «Воздух – условие жизни». | 1 | |
3.2. | Загрязнение атмосферы. Фотовыставка «Чистые уголки нашего края». | 1 | |
3.3. | Проект «Как сохранить воздух чистым». | 1 | |
3.4. | Пыль – враг комнатных растений. Мини-сочинение от имени растения. | 1 | |
3.5. | Уход за комнатными растениями. Практикум «Умоем наши растения». | 1 | |
4. | Удивительный мир растений. | 7ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ |
4.1. | Растение – живой организм. Игра «Кто внимательный?». | 1 | |
4.2. | Растения рядом. Кроссворд «Растения моего края». | 1 | |
4.3. | Растения – лекари природы. Экологическая игра «Лесная аптека». | 1 | |
4.4. | Разнообразие царства растений. Экологические памятки «Правила поведения на природе». | 1 | |
4.5. | Размножение растений. Составление рассказа «Любимое растение в моем доме». | 1 | |
4.6. | Просмотр фильма «Такие удивительные растения!». | 1 | |
4.7. | Экологический журнал «Жалобная книга природы». | 1 | |
5. | Загадочный мир животных. | 9ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе |
5.1. | Круглый стол «В мире животных». | 1 | |
5.2. | Вымирающие организмы. Проект «Знакомые незнакомцы». | 1 | |
5.3. | Просмотр фильма «Динозавры – вымерший вид животных». | 1 | |
5.4. | Экскурсия в музей природы. | 1 | |
5.5. | Круглый стол «Что будет, если исчезнут насекомые?» | 1 | |
5.6. | Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». | 1 | |
5.7. | Круглый стол «Почему нужно защищать природу?» | 1 | |
5.8. | Красная книга – способ защиты редких видов животных. Проект «Я и Красная книга». | 1 | |
5.9. | Экологический журнал «Жалобная книга природы» | 1 | |
6. | Уголок хорошего настроения. | 4ч. | Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. |
6.1. | Весенние изменения в природе. Наблюдение и зарисовка набухающих почек. | 1 | |
6.2. | Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Озеленение пришкольного участка. | 1 | |
6.3. | Праздник «Тайник Вселенной». | 1 | |
6.4. | Летнее экологическое задание. | 1 | |
Итого: | 34ч. |
Календарно-тематический план программы
4 класс
№ п/п | Темы | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Мир глазами эколога. | 3ч. | Формулирует понятие здорового образа жизни, правил поведения Запоминает опасные ситуации Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
1.1. | Мы – жители планеты земля. Экологическая игра «Не проходите мимо!». | 1 | |
1.2. | Правила экологической этики. Экологические памятки. | 1 | |
1.3. | Что такое экологическая катастрофа. Акция «Мы против мусора». | 1 | |
2. | Мы любим свой город. | 4ч. | |
2.1. | Моя малая Родина. Конкурс рисунков. | 1 | |
2.2. | Мы за экологические поступки. Экскурсия в парк школы им. В.В. Чаптынова. | 1 | |
2.3. | Экологические памятки для детей и взрослых. | 1 | |
2.4. | Проект «Чистый микрорайон». | 1 | |
3. | Птицам наша забота. | 5ч. | |
3.1. | Кто улетит, а кто останется. Природоохранная акция «Пернатые друзья». | 1 | |
3.2. | Практикум «Хлебные крошки». | 1 | |
3.3. | Экскурсия в Сайлюгемский Парк. | 1 | |
3.4. | «Берегите птиц!». Мини-сочинение от имени птицы. | 1 | |
3.5. | Экологические связи живой и неживой природы. Игра «Чей клюв?». | 1 | |
3.10. | Викторина «День птиц». | 1 | |
4. | Охрана растений Республики Алтай. | 4ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности растений Запоминает ядовитые растения Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природ. |
4.1. | «Красная книга растений Республики Алтай». Написание письма от имени растения. | 1 | |
4.2. | «Красная книга растений Республики Алтай». Экологические памятки и знаки для детей и взрослых. | 1 | |
4.3. | Устный журнал «Зеленая книга». | 1 | |
4.4 | Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». | 1 | |
5. | Животные, которым грозит исчезновение. | 5ч. | Формулирует понятие о жизнедеятельности животных Запоминает цепи питания Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных Обосновывает необходимо сть соблюдения правил поведения в природе |
5.1. | Разнообразие животных Кош-Агачского района. Рисунок «Удивительные животные». | 1 | |
5.2. | Экскурсия в зоопарк. | 1 | |
5.3. | «Красная книга» животных Республики Алтай. Изготовление листовок. | 1 | |
5.4. | Проект «Я и Красная книга». | 1 | |
5.5. | Брейн – ринг «В мире животных». | 1 | |
6. | Заповедники и заказники родного края. | 5ч. | |
6.1. | «Заповедные зоны родного края». Просмотр фильма. | 1 | |
6.2. | Экскурсия в «Марс». | 1 | |
6.3. | Игра – путешествие «Заповедники Республики Алтай». | 1 | |
6.4. | Проект «Жалобная книга природы». | 1 | |
6.5. | Круглый стол «Будем понимать и любить природу!». | 1 | |
7. | Чем занимаются люди Кош-Агачского района. | 3ч. | Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации |
7.1. | Коренные жители Кош-Агачского района. Экскурсия в музей села Кокоря. | 1 | |
7.2. | Рассказы, сказы, стихи о селе Кош-Агач. | 1 | |
7.3. | Проект «Вклад моей семьи в дела родного села». | 1 | |
8. | Передаём свои знания | 5ч. | |
8.1. | КВН «Эта хрупкая планета». | 1 | |
8.2. | Практическое занятие. Посев семян в почву. | 1 | |
8.3. | Экскурсия в районную библиотеку. | 1 | |
8.4. | Проект «Экологическая лаборатория». | 1 | |
8.5. | Круглый стол «Начни с себя!». | 1 | |
Итого: | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н. Образовательные стандарты втор...
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н. Образовательные стандарты втор...
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю. Образовательные стандарты втор...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Доклад на педсовете...