Технология тьюторства в современной школе
методическая разработка
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. Популярности и востребованности данной профессии способствуют четыре фактора: заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства, заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества, заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося, заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. Каждый из перечисленных факторов имеет важное значение, но особое внимание хотелось бы уделить четвертому фактору, т.к. именно он позволит нам раскрыть принципиальные отличая профессиональной тьюторской деятельности от других социально-педагогических профессий. А так же понять, в чем состоит ее сущность. Профессия «тьютор», принципиально отличается от профессии учителя, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения мы взяли именно эти четыре профессии и их профессиональные позиции как наиболее распространенные и чаще всего сравниваемые с профессией «тьютор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология тьюторства в современной школе
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. Популярности и востребованности данной профессии способствуют четыре фактора: заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства, заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества, заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося, заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. Каждый из перечисленных факторов имеет важное значение, но особое внимание хотелось бы уделить четвертому фактору, т.к. именно он позволит нам раскрыть принципиальные отличая профессиональной тьюторской деятельности от других социально-педагогических профессий. А так же понять, в чем состоит ее сущность. Профессия «тьютор», принципиально отличается от профессии учителя, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения мы взяли именно эти четыре профессии и их профессиональные позиции как наиболее распространенные и чаще всего сравниваемые с профессией «тьютор».
Учитель отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения, освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки предмето-центрированной педагогики.
Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятельности. Психолог, прежде всего, отвечает за процесс развития личности, формирования общественно и лично ценных психических свойств и качеств, и за преодоление последствий, за коррекцию негативных психологических девиаций.
Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм, на формирование и развитие общественно одобряемых черт характера и на нивелирование по возможности общественно неодобряемых черт характера. Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного руководителя – классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение им установленных в коллективе норм.
Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе. Освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российском образовании, как правило, прежде всего, работает с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей.
В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы. Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.
Я буду рассматривать деятельность тьютора именно в условиях коррекционной школы, где тьюторское сопровождение приобретает своеобразный оттенок.
Обращаясь к определению тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. Наблюдая за ребёнком, его реакцией на предложенные задания учителя, тьютор должен подсказать оптимальный способ выполнения задания с учётом его особенностей, помочь ученику собрать все свои ресурсы и направить на усвоение материала.
Рассмотрим цели и задачи тьютора при работе с "особыми детьми".
Цель тьютора — успешно включить ребенка в пространство школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора:
1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий. Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами и пр. Обеспечить ребенку особый школьный режим. Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
2. Обеспечить социализацию ребенка. Помочь ребенку войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками. Помочь детям принять одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
3. Обеспечить усвоение ребенком программы. Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.
Особое внимание хочу уделить вопросу о взаимодействии учителя и тьютора, которое осуществляется как минимум в трех основных направлениях: 1) в процессе обучения детей; 2) в процессе социализации ребенка; 3) в процессе работы с родителями особого ребенка.
Одна из основных форм сотрудничества учителя и тьютора в процессе обучения – индивидуальная помощь ребенку. Основная задача учителя и тьютора – помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ учебной деятельности. На организационном этапе в зависимости от задачи, которую ставит учитель перед всем классом, тьютор помогает ребенку освоить понятия «урок», «перемена», поясняет, что нужно делать, когда звенит звонок, обращая внимание ребенка на требования учителя и действия других детей. Следующий этап взаимодействия – организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т.д. На этом этапе важно, что педагог сопровождения не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.
Еще один важный момент, требующий взаимодействия учителя и тьютора, – формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Создание ситуации успеха для «особого ребенка», возможность гордиться своими достижениями – результат взаимодействия двух педагогов на уроке. Следует сказать и о стратегии помощи ребенку со стороны тьютора – от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной самостоятельности. Кроме индивидуальной помощи подопечному ребенку, на уроке существуют и другие формы взаимодействия учителя и тьютора: а) индивидуальная помощь тьютора другим обучающимся класса; б) проведение части урока; в) при организации работы на уроке по подгруппам работа с одной из подгрупп; г) помощь всем детям при реализации какого-либо проекта на уроке. Взаимодействие учителя и тьютора в процессе обучения осуществляется и в методическом плане.
Тьюторские функции
Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс. Сопровождение ученика на уроке предполагает:
1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых
будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;
2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий. За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом.
Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:
1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента
«жизненной компетенции»;
2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный
процесс, помогающие преодолеть раз личные ограничения.
Придерживаясь такой логики, представляю описание некоторых возможных действий тьютора по сопровождению обучающегося на уроке:
по освоению им «академического компонента»:
– даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного
задания;
– перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания
учеником;
– дает индивидуальные задания;
– контролирует выполнение учебного задания;
– помогает ученику разными способами выполнять задания учителя клас-
са (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и
др.);
– вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), поль-
зуясь разными приемами (например «рука в руке»);
– исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том
числе в невербальных диалогах);
– побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним; – дробит инструкцию или вопрос
учителя класса на несколько простых односложных.
Далее будут перечислены некоторые действия тьютора, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения:
– помогает оценочно отнестись к выполненному учеником заданию,
практическому изделию, дать своей работе оценку;
– помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения;
– предусматривает и помогает во время урока занимать ученику удобную
для выполнения разных видов работ позу (можно прилечь на коврик, рассла-
биться на стуле, постоять за конторкой и др.), возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д. – обеспечивает (по необходимости) активность ученика.
Например, если ученик быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д. Кроме того, действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке касаются и реализации исходно диагностического блока рабочей программы по предмету, например: – осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий учеником, заносит выводы в пред усмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д. – замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно диагностического блока. Например: засекает и записывает время
концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования. Полученные результаты помогут тьютору в планировании по времени собственных действий на следующих уроках с учетом времени возможной образовательной активности обучающегося.
Для того чтобы тьютору особого ребенка было легче планировать собственные действия на уроке, ему необходимо знать:
– все исходно диагностические данные на ребенка;
– содержание всех разделов программы, по которой учится весь класс, а также содержание адаптированной образовательной программы, предназначенной для обучающегося ученика;
– содержание рабочей программы по предметам, составленной учителем
класса для работы со всеми учащимися;
– содержание календарно-тематического планирования по предметам;
– содержание каждого урока, на котором он будет сопровождать ученика,
и заранее его планировать.
Например: тьютор при подготовке к уроку (имея на руках краткий конспект учителя класса на данный урок), основываясь на исходных диагностических данных на ученика, должен предположить, что ученик испытывает
затруднения при самостоятельном ознакомлении с текстом стихотворения. А
значит, время, предназначенное для данного вида деятельности, для него может быть потрачено «впустую». Поэтому тьютор готовит для него другое задание, которое будет способствовать решению поставленных в его индивидуальной образовательной программе задач. Таким заданием, лаконично увязанным с уроком чтения, может стать чтение учеником слоговых таблиц, что решает задачу из его индивидуальной образовательной программы по обучению его чтению по слогам. Помимо «урочной» деятельности, разумеется, у тьютора достаточно времени уходит и на «внеурочную» деятельность, связанную с его подготовкой к сопровождению ученика на уроке.
Такая деятельность включает в себя:
– модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрация ми, рисунками; упрощение языковых конструкций и
т.д.);
– модификацию стратегий и технологий обучения (использование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»; повышение интерактивности или, наоборот, изменение темпа
предъявления инструкций и поручений с более длительными паузами и повторением ключевых слов и т.д.);
– модификация инструментария для оценки результатов обучения (ис-
пользование заданий, схожих с теми, что даются всем ученикам класса, но в
упрощенной форме; отбор для оценивания тех критериев, достижение которых доступно в некоторой степени сопровождаемому ученику; использование для оценивания результатов обучения практико-ориентированных заданий, отражающих степень овладения социальными и другими навыками, составляющими «компонент жизненной компетенции» обучающегося).
Следовательно, все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых
образовательных потребностей конкретного школьника. Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им академического компонента, а также в накоплении учеником доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жизненной компетенции.
В своей работе тьютору необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.
2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, дополнительные занятия).
3. Непрерывность. Дети требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе (возможно) — участие в подготовке учебно-исследовательских проектов.
4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической
5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия. Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом характера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой, становится проводником для ребенка, его защитником, помощником. В результате тьюторского сопровождения дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.
В дополнении предлагаю своеобразный эксперимент: совместная работа старшеклассников в качестве тьюторов и младшего звена. При этом работа с младшими школьниками должна носит не случайный, разовый характер, а предполагает постоянную работу.
В основе такого тьюторства используются воспитательные методы работы с учащимися:
- вовлечение в деятельность;
- сотрудничество;
- стимулирование;
- личный пример.
Сотрудничество с подшефными классами может быть организовано по следующим направлениям:
- проведение зарядки, подвижных игр на перемене;
- совместная проектная деятельность;
- помощь в оформлении стенгазет;
- совместное изготовление подарков к значимым праздникам;
- помощь в организации субботников по уборке территории школы;
- разработка сценариев праздников подшефного класса, их постановка и проведение.
Ожидаемые результаты
- Обретение школьниками опыта социально активной жизни.
- Развитие творческих способностей и самореализация учащихся.
- Разнообразие видов деятельности младших школьников.
- Для младших школьников – приобретения новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.
- Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.
Результатами шефства старшеклассников над обучающимися младших классов являются:
– получение опыта социальной активности;
– самореализация в определенном виде деятельности.
Для обучающихся младших классов – это :
– приобретение нового жизненного опыта;
– ощущение нужности;
– формирование положительного образа взрослого человека;
– разнообразие видов внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии взаимодействия в современной школе
Технологии взаимодействия в современной школе...
«Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»
Тезисы к выступлению на педагогическом совете...
Информационные технологии современной школы. Технология проектов.
В статье описывается актуальность ИКТ технологии....
Технология тьюторства в современной школе. Доклад на педагогический совет.
Технология тьюторства в современной школе. Доклад для выступления на педагогическом совете. Презентация к докалду....
Современные подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в современной школе
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, а также воздействие...
Статья по теме: "Эффективные технологии воспитания в современной школе" (из опыта работы)
Обучение, есть процесс образования и воспитания. Последнее время воспитанию в школе государство уделяет пристальное внимание. Большую роль играют классные руководители....
Тьюторство в современном образовании
Тьютор — педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева); педагог-наставник, спосо...