Тьюторство в современном образовании
статья
Тьютор — педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева); педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий; тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorstvo_v_sovremennom_obrazovanii.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Тьютор — tutor в переводе с английского — педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor — заботиться, оберегать) связана с понятиями — "защитник", "покровитель", "страж".
Тьютор — педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева); педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий; тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности.
Тьюторство в современном образовании — педагогическая позиция, которая связана со специальный образом организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. Движущие силы в пей — это педагог-тьютор и его подопечный.
Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования "постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения". При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению", "умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь". Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ.
Сопровождать — значит "сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать" (из словаря В. Даля). Тьюторское сопровождение — это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Культурные нормы известны заранее. В ситуации тьюторского сопровождения акцент смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую "образовательную пробу", результаты которой и будут предметом совместного анализа.
В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. Но индивидуальный подход и индивидуализация — разные понятия. Индивидуальный подход: работа с человеком реальным — диагностика, коррекция, единый результат. Индивидуализация: работа с человеком возможным — создание среды, возможности, личный результат. Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора — создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося па пути освоения знаний.
Тыоторские технологии помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в побуждение к конкретной деятельности. К этим технологиям можно отнести: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д. Тьютор использует и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии — вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д. Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Классные руководители, организаторы деятельности, руководители детских объединений, тьюторы подчиняются непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе, который, в свою очередь, подчиняется директору школы.
Перспективы развития воспитательного процесса определяются коллегиально (малым и общим педагогическими советами), также коллегиально разрешаются все сложные вопросы воспитания и противоречия воспитательного процесса в школе.
В целях оказания методической помощи педагогам и методического обеспечения воспитательного процесса в школе может быть создан методический совет — общественное объединение педагогов, главной задачей которого является методическое обеспечение воспитательного процесса в школе.
Возможные функции методического совета.
- 1. Разрабатывает методические рекомендации по эффективной организации воспитательного процесса.
- 2. Обобщает воспитательные результаты школы.
- 3. Организует обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов.
- 4. Участвует в реализации программы повышения профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания.
- 5. Проводит экспертизу воспитательных программ педагогов.
- 6. Выстраивает перспективы развития воспитательных структур школы.
В состав методического совета могут войти классные руководители, психологи, социальные педагоги, старший вожатый, омбудсмен, учителя-предметники, организаторы. Совет имеет план работы и собирается не реже одного раза в месяц. Руководство советом может осуществлять заместитель директора, профессиональный методист, опытный педагог-воспитатель. При необходимости совет может организовывать работу методических объединений классных руководителей. Для разработки каких-либо сложных вопросов воспитания совет может открывать постоянно действующие (в течение года или более) временные творческие лаборатории педагогов, главная задача которых — найти пути решения той или иной проблемы воспитания.
Кроме того, в каждом классе и в школе выбираются родительские комитеты.
2.
В практике тьюторского сопровождения одаренных детей можно применять следующие принципы:
- - принцип индивидуачизации - оказание помощи каждому ребёнку в прохождении собственного пути к освоению того знания, которое именно для него является наиболее важным;
- - принцип открытости - организация помощи, отвечающей на запрос родителей или лиц, представляющих его интересы по проблемам ребенка, обеспокоенных особенностями его развития. Тьюторская практика - это практика открытого образования, связанная со становлением открытого общества, созданием условий для управления ребёнком собственной познавательной и образовательной деятельностью;
- - принцип вариативности - опора на выбор обучающегося, предполагает создание условий для выбора одарённым обучающимся и педагогом - тьютором целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения сознательного выбора одарённым ребёнком траектории своего развития, возможности для выбора интересов и путей их реализации;
- - принцип добровольности - основан на доверии к философии тьюторства со стороны родителей, стремлении к самообразованию со стороны ребёнка и желании самого педагога.
- - принцип сотрудничества отражает право обучающегося выступать в качестве непосредственного участника творческого образовательного процесса, инициированного взрослыми, но осуществляемого детьми, то есть решать проблемы совместно со старшими помощниками одновременно «с двух сторон» - социальной и индивидуально-личностной;
- - принцип активности понимается как создание условий для проявления способности детей самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты, то есть, использовать себя в связи с целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс;
- - принцип целенаправленности и систематичности требует создания каждому одарённому обучающемуся условий для продвижения в общем развитии;
- - принцип центрирования, который предполагает отношение к каждому молодому человеку как к уникальной в своем социальном становлении личности, способной самостоятельно сделать социальный и экзистенциальный выбор, в котором взаимодействие с организатором работы с молодежью является средством осмысления жизненной ситуации;
- - принципа персонификации, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации определенного человека;
- - принцип потенциальности предполагает, что решение тыо- торских задач определяется соглашением о ее осуществлении, основой которого являются потребности молодого человека;
- - принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты являются носителями позитивного социального опыта.
Представленные принципы подчинены ведущему принципу - принципу гуманизма, воспитывающего и развивающего образования, духовно направленного на общечеловеческие ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.
В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...
Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом
Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Современный урок как качество современного образования
Интерактивный тренажер -качество современного образования....
Технология тьюторства в современной школе. Доклад на педагогический совет.
Технология тьюторства в современной школе. Доклад для выступления на педагогическом совете. Презентация к докалду....
Проблемы современного образования. Репортаж со встречи Комитета Образования
Предлагаю ознакомиться с одной статьёй, в которой я выразила свои мысли и рассказала о том, что же произошло на собрании Комитета Образования, организованным М.А. Гулиным (первый заместитель председат...
Технология тьюторства в современной школе
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования....