рабочая программа "Юным умникам и умницам"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с учебным планом МБОУ гимназия на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа обеспечена следующим УМК: О. Холодова: Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. (7-8 лет). Рабочие тетради для 2 класса. В 2 ч. – М.:РОСТкнига,2019– 112с.
По учебному плану на изучение курса во 2 классе отводится 34 часа, что составляет 1 час в неделю.
Программа по логической математике для развивающего занятия составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа реализуется с использованием следующей учебной и методической литературы:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
- О. Холодова: Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. (7-8 лет). Рабочие тетради для 2 класса.В 2 ч. – М.:РОСТкнига,2019– 112с.
- О. Холодова: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 2класса. – М.: РОСТкнига, 2012 – 270с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана:
- на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособияО. Холодовой «Юным умникам и умницам». – М.: РОСТ книга, 2012 г.
- в соответствии с ФГОС 2011-2012 года;
- в соответствии с учебным планом МБОУ гимназия на 2021-2022 учебный год.
Используется следующий учебно-методический комплект:
О. Холодова: Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради для 2 класса. В 2 ч. – М.: РОСТкнига, 2019г.
Общие цели учебного курса с учетом его специфики
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Общая характеристика учебного курса
На занятия по РПС во 2 классе отводится 40 -45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей - памяти, внимания, воображения (15 минут)
- Веселая переменка (3-5 минут)
- Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Юным умникам и умницам» во 2 классе согласно базисному учебному плану МБОУ гимназии выделяется 1 час в неделю (34 учебные недели, 34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 1 | Различие главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, сравнение предметов, предметов по цвету, форме, размеру. Выделение черт сходства и различия, закономерностей, признаков разных предметов. Анализ ситуации, устанавливание причинно-следственных связей. Называние предметов по описанию. Демонстрация способности переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям. Объяснение значения слов и выражений. Составление загадок, небольших рассказов, сочинение сказок, преобразование фигур. Описание того, что было обнаружено с помощью органов чувств, признаков геометрических фигур. Определение на глаз размеров предмета, главного и существенного на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Изложение своих мыслей ясно и последовательно. Ориентация в пространстве. |
2 | Развитие концентрации внимания | 5 | |
3 | Тренировка слуховой памяти | 5 | |
4 | Тренировка зрительной памяти | 4 | |
5 | Развитие аналитических способностей | 1 | |
6 | Совершенствование воображения | 5 | |
7 | Развитие логического мышления | 3 | |
8 | Тренировка внимания | 5 | |
9 | Развитие быстроты реакции | 4 | |
10 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия.
Учебная и методическая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособиедля учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 152 с.
- О. Холодова: Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. (7-8 лет). Рабочие тетради для 2 класса.В 2 ч. – М.:РОСТкнига,2019– 112с.
- О. Холодова: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 2класса. – М.: РОСТкнига, 2020 – 270с.
Календарное тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 02.09 | 02.09 |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 09.09 | 09.09 |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 16.09 | 16.09 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 23.09 | 23.09 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 30.09 | 30.09 |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 14.10 | 14.10 |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 21.10 | 21.10 |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 28.10 | 28.10 |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 11.11 | 11.11 |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 25.11 | 25.11 |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 22.11 | 22.11 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 02.12 | 02.12 |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 09.12 | 09.12 |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 16.12 | 16.12 |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 23.12 | 23.12 |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 30.12 | 30.12 |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 13.01 | 13.01 |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 20.01 | 20.01 |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 27.01 | 27.01 |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 03.02 | 03.02 |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 10.02 | 10.02 |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 17.02 | 17.02 |
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 03.03 | 03.03 |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 10.03 | 10.03 |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей | 17.03 | 17.03 |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 24.03 | 24.03 |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей | 31.03 | 31.03 |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 07.04 | 07.04 |
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 21.04 | 21.04 |
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 28.04 | 28.04 |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 05.05 | 05.05 |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей | 12.05 | 12.05 |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 19.05 | 19.05 |
34 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 26.05 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...
Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...
Рабочая программа Умники и умницы 1класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, требований к знаниям учащихся и литературы....
Рабочая программа "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса...
рабочая программа умники и умницы 4 класс
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.
Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....
Рабочая программа Умники и умницы
Программа по внеурочной деятельности...