кружок "Школа мудрецов"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Звениговский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа имени И.С. Ключникова-Палантая»
Рекомендовано Утверждаю
методическим объединением Директор МОУ «Кокшамарская СОШ»
учителей начальных классов _________________Кондратьев Б.В.
МОУ «Кокшамарская СОШ» ______________2022 г.
от _______________________г.
Протокол № 1.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Школа мудрецов»
Направленность программы: естественно - научная
Уровень программы: ознакомительный
Категория и возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объём часов: 34 ч.
Разработчик программы : Ласточкина Русиния Абрамовна,
учитель начальных классов МОУ « Кокшамарская СОШ»
Кокшамары
2022
Раздел 1
Комплекс основных характеристик образования
Общая характеристика программы
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального закона№273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»
- Постановление главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и оздоровления детей и молодежи».
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа мудрецов» (далее- программа) является общеразвивающей.
Данная программа открывает перед обучающимся широкие возможности работы во внеурочное время и позволит знакомиться с любыми вопросами математики на этапе обучения начального звена. Поможет детям расширить представление о математике как о науке и решать такие задания, которые не даны в учебнике. В современном мире очень важно научить ребенка думать, научить самостоятельной работе и быть активным человеком в социуме. Очень важным фактором реализации данного курса является научить ребенка отстаивать и аргументировать свое мнение при решении логических и нестандартных задач.
Программа позволит расширить возможности педагога и позволит выйти за рамки школьной программы. Она позволит затронуть интересные вопросы математики, знакомиться с правилами, с известными математиками, сделать первый шаг навстречу к проблемах данной науки.
Включение логических, развивающих, нестандартных задач в содержание программы кружка способствует формированию мотивационных основ обучения деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит особый интерес в учебный процесс.
Задания, которые запланированы в программе, способствуют развитию неординарного мышления, откроют двери к развитию познавательного мышления, будут способствовать развитию интеллекта у детей. Задания доступны учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения математики, как науки. Они расширяют у детей кругозор, развивают логическое мышление. Творческие работы, метод проектов и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и знаниями, а также даст возможность участвовать на районных, российских олимпиадах по математике и участвовать в различных математических конкурсах.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Школа мудрецов» - естественно – научная.
Содержание программы предоставляет ученикам возможность работать на уровне повышенных требований, развивает мотивацию к учебе и соответствует познавательным возможностям младших школьников.
Содержание занятий представляет собой не только решение вопросов элементарной математики, а также углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию арабских и римских цифр, правильному применению математической терминов и знакомству с геометрическими фигурами.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свой интеллект на этом этапе обучения. Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.
Отличительной особенностью данной программы является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции. Большое внимание в программе уделяются математические фокусам, головоломкам, ребусам и логическим задачам. А также выполнению самостоятельных заданий творческого характера: составить рассказ или задачу с использованием математических терминов. Уделяется внимание также развитию пространственного воображения.
Адресат программы: учащиеся 4класса
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения
Форма обучения: очная
Режим занятий: Общее количество часов в год составляет 34 часа. Занятие проводится 1 раз в неделю.
Цели и задачи изучения курса «Школа мудрецов»:
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, воспитание самостоятельности в работе, формирование коммуникативной компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников.
Задачи курса:
1. Овладение учащимися логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
3. Решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; анализировать данные, решать задания логического характера.
2. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Личностные результаты:
-целостное восприятие окружающего мира.
-развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, самостоятельности суждений, умения преодолевать трудности — весьма важных качеств в практической деятельности любого человека;
-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-установка на бережное отношение к природе.
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
-понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
Познавательные
-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
-самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
Коммуникативные
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
-контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Предметные: -использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладение основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки);
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера.
Учебно-тематический план ( Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю).
№п/п | Тема | К-во часов |
1 | Царство математики | 7 |
2 | Мир задач | 4 |
3 | Логические задачи. | 10 |
4 | Упражнения на быстрый счет. | 4 |
5 | Переливания | 2 |
6 | Выпуск математической газеты | 1 |
7 | Математическая олимпиада. | 4 |
8 | Итоговое занятие | 2 |
Итого | 34 |
Содержание программы
- Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой.( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
- Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задуманное число . Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания( 1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
- Логические задачи. (10 часов)
- Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час) Зеленые человечки. Сломанная нога.Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
- Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
Переливания.(2 часа)
- Выпуск математических газет ( 1 час)
7.Математическая олимпиада. (4 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др. Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
Итоговое занятие (2 ч.)
Раздел 2
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Учебный план
№ | Темы | Количество часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа |
2 | Решение интересных задач. Веселая викторина. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тесты |
3 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
5 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»Игра «Задумайте число» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий |
8 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная |
9 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
10 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | 1 | 0,5 | 0,5 | тесты |
12 | Задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй, раздели» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль |
18-19 | Задачи на разрезания и складывание фигур.Составление фигур из частей Колумбова яйца | 2 | 1 | 1 | |
20-21- 22 | Математические ребусы | 3 | 1,5 | 1,5 | тесты |
23 | Вычисли наиболее удобным способом. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Умножение на 9 и на 11. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная |
26 | Математическая олимпиада Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
28,29,30 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 3 | 1,5 | 1,5 | беседа |
31 | Конкурс «Лучший математик» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Конкурс «Знатоки математики» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
33-34 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в классе. В классе должны находиться мультимедийный проектор, компьютер с подключением к сети Интернет, столы и стулья для учащихся и педагога.
Информационно-методические разработки
Диагностические материалы: тестовые задания, презентации.
Методические разработки: методические рекомендации по ведению кружка.
Кадровое обеспечение
Педагог, организующий педагогический процесс по данной программе, - Ласточкина Русиния Абрамовна Образование: высшее
Место работы: МОУ»Кокшамарская СОШ»
Формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
Для оценки результативности занятий, проводимых по дополнительной общеобразовательной программе «Школа мудрецов» применяется
-текущий контроль: проводится в конце каждого занятия. Формы: собеседование, тестирование, опрос, самостоятельная работа, выполнение практических занятий..
-итоговый контроль проводится в конце учебного года.
- Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
- Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-
математической литературы, 2006г.
- Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
- Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
- Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
- Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по математике для учащихся 1 класса «ШКОЛА МУДРЕЦОВ»
Программа математического кружка. Рассчитана для внеклассной работы с учащимися 1-2 класса....
Урок по литературному чтению "Чтение - беседы с мудрецами"
Обобщающий урок по теме "У истоков детской литературы". 4 класс по программе "Школа 2100". Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В....
Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.
Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца....
Технологическая карта к комбинированному уроку русского языка 2 класс "Дорога к мудрецам"
Эта технологическая карта урока русского языка, на котором "мудрецы" Ломоносов , Ибн Сина, Аристотель помогают ребятам понять тему "Синонимы и антонимы". Мудрецы готовятся зара...
Мастер-класс "Мы-мудрецы"
Уточнение знания учащихся о языковых афоризмах как о средстве образной и выразительной литературной речи...
инструкцииот тибетских мудрецов
Инструкция к жизни от тибетских мудрецов.1. Нравится — скажи.2. Не нравится — скажи.3. Скучаешь по кому-то — позвони.4. Не понятно — спроси.5. Хочешь встретиться — пригласи.6. Хочешь что-то — попроси....
Программа кружка по математике "ШКОЛА МУДРЕЦОВ" для учащихся 1 класса
Программа кружка для занятий с одарёнными детьми во второй половине дня...